Цель:
- Показать, что стихотворение А.С. Пушкина не просто пейзажная зарисовка, а прочувствованное общение двух близких людей.
- Провести исследование, что пейзажные описания, сделанные от лица лирического героя, проникнуты стремлением лирического героя поделиться радостью увиденного с героиней.
- Развивать речь, мышление, память.
- Воспитывать любовь к родной природе, к родному месту, к Отечеству, к близким и дорогим людям.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, высказывания писателей, картины зимней природы, картины малой Родины.
Ход урока
Речевая разминка.
1.
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2.
Жук жужжит над абажуром.
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
3.
Из под топота копыт
Пыль по полю летит.
Введение в урок.
- Ребята, откуда эти строки? Это название 7 главы и эпиграф к ней.
- Мы продолжаем читать и исследовать произведения поэтов и писателей, посвящённые Родине, природе, Отечеству.
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы исследовали два высказывания: Гавриила Державина и Александра Грибоедова.
- Прочитайте выразительно.
- Дома вы должны были ответить на вопрос: Какое высказывание больше относится к малой родине, а какое к - Отечеству?
Оба высказывания могут быть отнесены как к малой родине, так и к Отечеству. Высказывание Державина носит более домашний характер. Слова, которыми он пользуется в первой строчке: "мила нам добра весть", "о нашей стороне", - вызывают в воображении заинтересованные лица людей, живущих на чужбине и с удовольствием слушающих приезжего человека, который рассказывает им о том, как там сейчас - либо в России, либо в том местечке, откуда они родом
Первая строчка Грибоедова рисует более масштабную картину: возвращающегося на родину из дальних стран человека.
Высказывание Державина о малой родина. Высказывание Грибоедова об Отечестве.
Сообщение темы урока. Постановка цели.
(портрет А.С. Пушкина)
- Вы, конечно же, узнали этого замечательного поэта?
- С творчеством А.С. Пушкина вы будете знакомиться на протяжении всех лет обучения. Каждый год вы будете узнавать всё новые и новые сведения из биографии поэта, а пока мы продолжаем говорить о том, что особое место в творчестве поэта занимала природа. Особенно поэт любил осень, но и зимние картины природы не оставляли его равнодушным.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина "Зимнее утро". Попробуем понять, в чём же особенность данного стихотворения.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".
Читает стихотворение наизусть учитель.
- Понравилось стихотворение? Какие впечатления?
- Вам знакомо это стихотворение, или может быть строки из него?
Сегодня на уроке и те ребята, кто слышал это стихотворение, и те, кто познакомился с ним первый раз, совершите открытие, обязательно узнаете что-то новое.
Чтобы оценить красоту и выразительность пушкинского стиха, нужно выяснить всё, что в этом стихотворении вам непонятно.
Работа с учебником. С. 128
- Откройте учебник на странице 128
Самостоятельное прочтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обратитесь за помощью к консультантам. Отметьте, какие слова вам ещё непонятны.
Чтение стихотворения по строфам.
- Прочитаем стихотворение по строфам и выясним, что узнали у консультантов, и какие слова непонятны.
Чтение первой строфы.
- Что же такое Северная Аврора и Северная звезда?
Аврора - древнеримская богиня утренней зари.
В стихотворении имеется в виду - наступление утра на севере.
Северная звезда - так называли планету Венера.
В стихотворении игра слов. Венера - это древнеримская богиня любви и красоты: именно так лирический герой называет свою возлюбленную.
- Что узнали у Кота Учёного? (нега)
Нега - (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда - сон.
Чтение второй строфы. (Кот Учёный объясняет значение слова "вечор")
Вечор (устаревшее) - вчера.
Чтение следующих строф. (Возможно, непонятные для детей слова: мгла, янтарный блеск, лежанка, нынче)
Мгла - непрозрачный воздух.
Лежанка - длинный выступ (у печки, у стены) для лежания.
Янтарный блеск - прозрачно - жёлтый цвет янтаря.
Нынче (разг.) - сегодня.
Анализ стихотворения. Работа в парах.
- Мы прочитали стихотворение по строфам, ничего необычного не заметили?
- Проверьте: может быть, каждая строфа является маленьким самостоятельным стихотворением? Перечитайте и докажите это. (Каждая строфа - как будто завершённое стихотворение)
Физминутка.
- Когда я читала стихотворение, перед вами проходили слайды с репродукциями картин природы, фотографии природы. Вы ничего не заметили?
- На каком художественном приёме построено стихотворение? (Контраст)
- Докажите.
- Какие ёщё художественные средства языка использовал поэт? Докажите.
Олицетворение: "вьюга злилась", "мгла носилась"
Сравнение: "луна, как бледное пятно"
Эпитеты: "янтарный блеск", "чудесный день", "прозрачный лес", "весёлый треск".
- Что вы представляете себе лучше всего?
- уютную комнату в загородном доме, залитую солнечным светом;
- потрескивающую печку;
- вьюгу накануне;
- окно, из которого видно, что "день чудесный";
- героя;
- героиню;
(Перед нами - не просто пейзажная зарисовка, перед нами общение двух близких людей, которые находясь в деревне, только что пережили зимнюю непогоду, и вот теперь испытывают радость, которую несёт в себе ясное и солнечное зимнее утро.)
- Кто первым сделал открытие, что "день чудесный"? (Герой, он стремится как можно быстрее поделиться им с героиней, со своей возлюбленной.
- Давайте проследим за этим?
Первая строфа - герой будит героиню, он первый сделал открытие чудесного дня.
- Во второй строфе - герой напоминает ей о вчерашней непогоде, что она грустила, и пытается порадовать её прелестью зимнего утра.
- В третьей строфе показывает героине вид из окна.
- В четвёртой строфе предлагает прогуляться в санях.
- В пятой строфе продолжает уговаривать героиню прокатиться в санях.
- Важно ли, что герой в этом стихотворении не один?
Лирический герой хочет поделиться красотой зимнего утра со своею возлюбленной.
- Какой вы представляете себе героиню?
Героиня - нежное хрупкое создание, грустная (плохая погода повергла её в состояние печали), красивая (сравнение с Венерой), её любит лирический герой.
- Сумеет ли лирический герой убедить возлюбленную прокатиться в санях?
- Кто хочет прочитать стихотворение так, чтобы мы поняли, лирический герой обязательно уговорит героиню покататься в санях, полюбоваться красотой природы?
Рефлексия
- Какое же открытие каждый из вас совершил?
- Как вы думаете, почему стихотворение А.С. Пушкина поместили в раздел "Родная сторона"? Пушкин, через лирического героя, передаёт красоту русской природы, красоту зимнего утра и нам.
- Вспомните, мы отвечали на вопрос, что нужно человеку (уметь, видеть), чтобы понять прелесть русской природы?
Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту, уметь "сосердцать, как писал Андрей Вознесенский.
Я желаю вам, ребята, чтобы вы были именно "сосердцателями" окружающего мира, любили и берегли свою малую родину, своё Отечество, делились радостью и красотой окружающего мира со своими родными.
Домашнее задание.
- Кто хочет, может выучить стихотворение целиком, либо три первые строфы.