Открытый урок литературного чтения. Тема: "Красота и выразительность пушкинского стиха". 3-й класс

Разделы: Литература

Класс: 3


Цель:

  • Показать, что стихотворение А.С. Пушкина не просто пейзажная зарисовка, а прочувствованное общение двух близких людей.
  • Провести исследование, что пейзажные описания, сделанные от лица лирического героя, проникнуты стремлением лирического героя поделиться радостью увиденного с героиней.
  • Развивать речь, мышление, память.
  • Воспитывать любовь к родной природе, к родному месту, к Отечеству, к близким и дорогим людям.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, высказывания писателей, картины зимней природы, картины малой Родины.

Ход урока

Речевая разминка.

1.

Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2.

Жук жужжит над абажуром.
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

3.

Из под топота копыт
Пыль по полю летит.

Введение в урок.

- Ребята, откуда эти строки? Это название 7 главы и эпиграф к ней.

- Мы продолжаем читать и исследовать произведения поэтов и писателей, посвящённые Родине, природе, Отечеству.

Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы исследовали два высказывания: Гавриила Державина и Александра Грибоедова.

- Прочитайте выразительно.

- Дома вы должны были ответить на вопрос: Какое высказывание больше относится к малой родине, а какое к - Отечеству?

Оба высказывания могут быть отнесены как к малой родине, так и к Отечеству. Высказывание Державина носит более домашний характер. Слова, которыми он пользуется в первой строчке: "мила нам добра весть", "о нашей стороне", - вызывают в воображении заинтересованные лица людей, живущих на чужбине и с удовольствием слушающих приезжего человека, который рассказывает им о том, как там сейчас - либо в России, либо в том местечке, откуда они родом

Первая строчка Грибоедова рисует более масштабную картину: возвращающегося на родину из дальних стран человека.

Высказывание Державина о малой родина. Высказывание Грибоедова об Отечестве.

Сообщение темы урока. Постановка цели.

(портрет А.С. Пушкина)

- Вы, конечно же, узнали этого замечательного поэта?

- С творчеством А.С. Пушкина вы будете знакомиться на протяжении всех лет обучения. Каждый год вы будете узнавать всё новые и новые сведения из биографии поэта, а пока мы продолжаем говорить о том, что особое место в творчестве поэта занимала природа. Особенно поэт любил осень, но и зимние картины природы не оставляли его равнодушным.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина "Зимнее утро". Попробуем понять, в чём же особенность данного стихотворения.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".

Читает стихотворение наизусть учитель.

- Понравилось стихотворение? Какие впечатления?

- Вам знакомо это стихотворение, или может быть строки из него?

Сегодня на уроке и те ребята, кто слышал это стихотворение, и те, кто познакомился с ним первый раз, совершите открытие, обязательно узнаете что-то новое.

Чтобы оценить красоту и выразительность пушкинского стиха, нужно выяснить всё, что в этом стихотворении вам непонятно.

Работа с учебником. С. 128

- Откройте учебник на странице 128

Самостоятельное прочтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обратитесь за помощью к консультантам. Отметьте, какие слова вам ещё непонятны.

Чтение стихотворения по строфам.

- Прочитаем стихотворение по строфам и выясним, что узнали у консультантов, и какие слова непонятны.

Чтение первой строфы.

- Что же такое Северная Аврора и Северная звезда?

Аврора - древнеримская богиня утренней зари.

В стихотворении имеется в виду - наступление утра на севере.

Северная звезда - так называли планету Венера.

В стихотворении игра слов. Венера - это древнеримская богиня любви и красоты: именно так лирический герой называет свою возлюбленную.

- Что узнали у Кота Учёного? (нега)

Нега - (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда - сон.

Чтение второй строфы. (Кот Учёный объясняет значение слова "вечор")

Вечор (устаревшее) - вчера.

Чтение следующих строф. (Возможно, непонятные для детей слова: мгла, янтарный блеск, лежанка, нынче)

Мгла - непрозрачный воздух.

Лежанка - длинный выступ (у печки, у стены) для лежания.

Янтарный блеск - прозрачно - жёлтый цвет янтаря.

Нынче (разг.) - сегодня.

Анализ стихотворения. Работа в парах.

- Мы прочитали стихотворение по строфам, ничего необычного не заметили?

- Проверьте: может быть, каждая строфа является маленьким самостоятельным стихотворением? Перечитайте и докажите это. (Каждая строфа - как будто завершённое стихотворение)

Физминутка.

- Когда я читала стихотворение, перед вами проходили слайды с репродукциями картин природы, фотографии природы. Вы ничего не заметили?

- На каком художественном приёме построено стихотворение? (Контраст)

- Докажите.

- Какие ёщё художественные средства языка использовал поэт? Докажите.

Олицетворение: "вьюга злилась", "мгла носилась"

Сравнение: "луна, как бледное пятно"

Эпитеты: "янтарный блеск", "чудесный день", "прозрачный лес", "весёлый треск".

- Что вы представляете себе лучше всего?

  • уютную комнату в загородном доме, залитую солнечным светом;
  • потрескивающую печку;
  • вьюгу накануне;
  • окно, из которого видно, что "день чудесный";
  • героя;
  • героиню;

(Перед нами - не просто пейзажная зарисовка, перед нами общение двух близких людей, которые находясь в деревне, только что пережили зимнюю непогоду, и вот теперь испытывают радость, которую несёт в себе ясное и солнечное зимнее утро.)

- Кто первым сделал открытие, что "день чудесный"? (Герой, он стремится как можно быстрее поделиться им с героиней, со своей возлюбленной.

- Давайте проследим за этим?

Первая строфа - герой будит героиню, он первый сделал открытие чудесного дня.

  • Во второй строфе - герой напоминает ей о вчерашней непогоде, что она грустила, и пытается порадовать её прелестью зимнего утра.
  • В третьей строфе показывает героине вид из окна.
  • В четвёртой строфе предлагает прогуляться в санях.
  • В пятой строфе продолжает уговаривать героиню прокатиться в санях.

- Важно ли, что герой в этом стихотворении не один?

Лирический герой хочет поделиться красотой зимнего утра со своею возлюбленной.

- Какой вы представляете себе героиню?

Героиня - нежное хрупкое создание, грустная (плохая погода повергла её в состояние печали), красивая (сравнение с Венерой), её любит лирический герой.

- Сумеет ли лирический герой убедить возлюбленную прокатиться в санях?

- Кто хочет прочитать стихотворение так, чтобы мы поняли, лирический герой обязательно уговорит героиню покататься в санях, полюбоваться красотой природы?

Рефлексия

- Какое же открытие каждый из вас совершил?

- Как вы думаете, почему стихотворение А.С. Пушкина поместили в раздел "Родная сторона"? Пушкин, через лирического героя, передаёт красоту русской природы, красоту зимнего утра и нам.

- Вспомните, мы отвечали на вопрос, что нужно человеку (уметь, видеть), чтобы понять прелесть русской природы?

Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту, уметь "сосердцать, как писал Андрей Вознесенский.

Я желаю вам, ребята, чтобы вы были именно "сосердцателями" окружающего мира, любили и берегли свою малую родину, своё Отечество, делились радостью и красотой окружающего мира со своими родными.

Домашнее задание.

- Кто хочет, может выучить стихотворение целиком, либо три первые строфы.