Цель:
1) изучить произведение; выяснить степень эмоционального воздействия произведения на учащихся.
2) формирование навыков и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, давать характеристику героев;
3) раскрыть идейный замысел Толстого;
4) развить понятия о сюжете и композиции; об антитезе (как способе построения произведения); о контрасте (как приеме, помогающем раскрыть идею рассказа);
5) развитие устной речи учащихся.
Оборудование: репродукция портрета Л.Н. Толстого, опорные листы работы Н.Н. Ге (1884), рисунки учащихся, записи вальса, мазурки; сценка, свечи; малая наглядность.
Учащиеся располагаются как в школе Л.Н. Толстого: на окнах, на полу, лавках; некоторые за столами; звучит музыка.
Л.Н. Толстой (1828-1910) "После бала"
Запомните правописание:
- острог
- неприкаянный
- происшедший
- фрагмент
- экзекуция
- т.л.
- идея
- сюжет
- композиция
- контраст
- антитеза
- экспозиция
План I. История создания рассказа
II. Л.Н.Т. - художник, мыслитель
III. Идейное содержание рассказа
IV. Гуманистический пафос произведения
Опорные слова:
- гуманизм
- алогизм
- достоинство
- пафос
На доске
- Портрет работы Н.Н. Ге 1884 г.
- Не зная Толстого - нельзя считать... себя культурным человеком. А.М. Горький
Слово учителя
I. На прошлых уроках мы прочитали и изучили с вами повесть И.С. Тургенева "Ася". Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого "После бала".
Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести "Ася" и рассказа "После бала", в их характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в построении произведений, в повествовании от I-го лица; и примерно одно и то же время - 40гг XIX века.
Но хотя "Ася" написана в 1857 году, а "После бала" в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны. Что же пробудило Льва Николаевича на закате своих дней (смотреть портрет Н.Н. Ге 1884) обратиться к давно ушедшему времени? Что за случай, происшедший в далекие годы юности, вспомнил Лев Николаевич Толстой и положил в основу рассказа "После бала"?
а) В Варвару Андреевну Корейш, дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейш, был влюблен С.Н., брат писателя. Наутро после одного из балов он увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй солдата.
б) Встреча Льва Николаевича с 95-летним стариком, служившим простым солдатом в русской армии.
Актерская группа
Старик: Я тогда служил при Николае. Тогда разве такая, как нынче служба была! Тогда что же было? У! Вспоминать, так ужасть береть. Я еще Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили - милостив был.
Толстой: Я вспомнил последние времена царствования Александра, когда из 100 - 20 человек забивали насмерть. Хорош же был Николай, когда в сравнении с ним Александр милостивым казался.
Старик: При Николае на 50 палок и порток не снимали, а 150, 200, 300: насмерть запарывали. А уж палками - недели не проходило, чтоб не забивали человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Солдаты Николая Палкиным прозвали. Унтер-офицера до смерти убивали солдат молодых. И никогда взыску не было. Помрет от убоя, а начальство пишет: "Властию божиею помре:"
в) Был и еще один случай в жизни художника слова. В 1866 г. недалеко от Я. П. был казнен солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. пытался защитить солдата перед судом, но ничего не получилось.
Л.Н. Толстой: Случай этот имел на всю мою жизнь больше влияния, чем все кажущиеся более или менее важными события жизни: потеря или поправление состояния, успех или неуспех в литературе, даже потеря близких людей.
II. Доклад учащихся о жизни Л.Н. Толстого.
Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (в Я.П. у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ "После бала" также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.
Разберемся в прочитанном.
III. "После бала" - рассказ, в котором Толстой восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью - цепко держит Россию.
1. Сюжет? (очень простой)
2. Композиция?
- Как начинается рассказ?
В рассказе 2 рассказчика: Иван Васильевич, главный герой, и тот, кто знакомит нас Иваном Васильевичем. Перед нами рассказ в рассказе. Повествование начинается сразу, внезапно, без развернутой экспозиции. (на доске записано определение).
Экспозиция - вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
- Как завершается рассказ?
Сразу без всяких выводов и поучений. Главное сказано, добавить уже нечего.
Перед вами отрывок, фрагмент из жизни, разговор о роли общественных условий в изменении взглядов и поведения человека, о том, всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть.
Эта проблема поставлена в самом начале произведения. Давайте ее решать.
- Как композиция служит раскрытию идейного содержания рассказа?
- Какая особенность построения предложения сразу бросается в глаза? (наличие противопоставления, т.е. антитеза)
3. Антитеза как способ построения предложения. Докажите. Что противопоставляется? I и II части рассказа.
а) 2 сцены (бал и наказание солдата)
б) Сравните (I и II ч ) поведение и внешность полковника на балу и после бала.
в) Сравните описание зала у предводителя и описание улицы.
г) Сравните душевное состояние Ивана Васильевича на балу и после.
д) С помощью каких языков средств писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.
Какими эпитетами обрисован праздник?
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые.
Какой музыкальный мотив звучит (мотив мазурки звучит почти непрерывно).
Как выглядит Варенька?
Она в белом платье, в белых перчатках в белых башмачках, у нее - "сияющее разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза".
Отец Вареньки - красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующих с восторженным умилением, нежным чувством.
Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает "с восторженным умилением" (он влюблен) он был бесконечно "счастлив", и счастье его "все росло и росло".
Он захвачен атмосферой праздника, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты.
Во II ч. рассказа краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив: в весеннем мокром тумане движутся пешеходы, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевитыми дугами с мокрыми головами; покрытые рогожками извозчики шлепают по талому снегу; кузнец в засаленном полушубке и фартуке несет какую-то ношу; в конце поля виднеется что-то большое, черное: Раздается неприятная визгливая мелодия. И перед наблюдателем разворачивается странная картина экзекуции.
Полковник все тот же. Но теперь с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядит почти кощунственно:
Полковник | Наказываемый |
"Высокий военный в кителе и фуражке" "Шел твердой, подрагивающей походкой" "Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура" Румяное лицо, белые усы и бакенбарды |
"Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат". Спина его - "что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное" "дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу, "подвигался ко мне, то опрокидывался назад - и тогда унтер-офицеры ведшие его за ружья толкали его вперед, то падая наперед - и тогда унтер-офицеры: тянули его назад". "Спотыкающийся корчащийся человек". "Сморщенное от страдания лицо". |
Ощущения героя?
Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты тоску. Ощущение счастья сменяется ощущением ужаса. Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Л.Н.Т. передает повторением одних и тех же слов: ":все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым". (что-то механическое звучит в ритме слов - почти и не человек полковник)
Почему Л.Н. использует антитезу как способ построения предложения?
На балу | В поле |
человечный | бездушный |
любимый | заведенный |
На белом фоне черное всегда заметнее, чем на любом другом.
5. Контраст как прием, помогающий раскрыть идейное содержание рассказа.
Почему Толстой противопоставляет друг другу 2 части рассказа и в описании использует контрастные краски? Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России. Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миров.
Творческая группа (критики)
№3 Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Докажите!
Был ли он двуличным человеком, лицемером? (На балу он в маске?)
На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
Искренен он в отношении дочери и других участников бала? По отношению к людям определенного круга он мил и добр, и там он на самом деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит домодельный сапоги, чтоб одевать и вывозить любимую дочь.) И Варенька его любит и гордится им. ("с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей")
Какие (и почему) качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
Спесь и пренебрежение к людям низшего сословия. Он старый служака, привыкший повиноваться вышестоящим и приказывать нижестоящим. Он ревнитель порядка и закона. Он искренне убежден: все должно быть по закону: совершил побег солдат - должен пройти через строй, должен быть наказан. Система наказаний придумана не им: он просто не дает себе труда задуматься над ней. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга, как он его понимает, и шевелится какое-то человеческое чувство (недаром он, вероятно стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана Васильевича, и поспешно отворачивается).
И это не умаляет его вины. Это лишь объясняет мотивы его поступков. Он верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. И считает своим долгом наказать "малорослого солдата", за недостаточное старание при наказании беглого татарина. /Бьет его по лицу за нанесенный слабый удар/
Понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника?
Он искренне добр (на балу), он искренне зол (на плацу). И эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. "Очевидно, он что-то такое знает, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня", - размышлял Иван Васильевич. И смутно приходит к выводу, что в этом алогизме жизни повинно общество (алогизм - нелепость). Герой так и не дошел до корня. Он лишь догадывается, что дело в каких-то социальных причинах.
Л.Н., являясь носителем гуманистической идеи, не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности, искажающих натуру человека.
Л.Н. ведет нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.
Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям. Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?
Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.
Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой еще и принес обществу пользу: "мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было". То есть главный герой осознает свою личную моральную ответственность за все происходящее.
Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее.
Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?
Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).
Л.Н.Т. не мог в силу своего характера и убеждений оставаться в стороне от борьбы с общественным злом. Он считал, что и его время полно "теми ужасами, теми же пытками, которые для следующих поколений будут так же удивительны по своей жестокости и нелепости".
"Триста тысяч человек в острогах и арестантских ротах... гибнут физически и нравственно"
Льва Николаевича всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания шпицрутенами.
А теперь вернемся к вопросу о композиции.
Вечер и утро, то есть символы противопоставляются: вечер затуманивает, искажает видение автором жизни (ему все кажется прекрасным). Утро невольно срывает флер ночного очарования, пелену с глаз героя. И ему открывается иная сторона жизни.
Домашнее задание
- Сочинение-миниатюра
- Почему рассказ назван "После бала", хотя большая его часть посвящена описанию праздника?