Цель: освоить начала анализа поэтического текста.
Задачи:
- выделение основной мысли стихотворения;
- наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха;
- работа над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль стихотворения;
- знакомство с понятием «лирический герой».
Оформление доски.
- Афанасий Афанасьевич Фет
- Эпиграф.
- Словарная работа.
Лирический герой – это тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении.
Метр – стихотворный размер.
Гармоничный – благозвучный, стройный
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
Ассонанс – повтор ударных гласных звуков внутри стиха.
Аллитерация – повтор согласных звуков.
- ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ - и т.д. (только схема без определения размера. Размер определяют уч-ся).
- Д.З. Стихотворение выучить наизусть. Анализ стих-ия (устно).
- У всех на столах опорный конспект: тема и т.д.
ХОД УРОКА
- Слово учителя.
Когда мы говорим о поэзии ХIХ века, всегда вспоминаем имя поэта – лирика А.А. Фета.
В чем же чарующая сила его стихотворений?
Ответ на этот вопрос вы найдете в статье учебника об А.А. Фете (стр. 245). Уч-ся читают самостоятельно.
- Стихотворение «Чудная картина». Читает учитель.
- Ответы на вопросы после стихотворения.
- Чтение стихотворения «Весенний дождь».
- Анализ стихотворения (по типу концентрического круга)
1 ЭТАП. Доска (тема, жанровая форма, модальность). На столах листочки:
- А) тема: (стих-ие раскрывает …….; в стих-ии показано ……..; темой стих-ия является ……; в стих-ии рисуется ……; стих-ие посвящено…..)
- Б) жанровая форма (является лирическим раздумьем; пейзажная зарисовка, на фоне которой дается авторское раздумье о …..; изображается трагическая картина из жизни человека);
- В) модальность, т.е. какое настроение стихотворение передает (проникнутые грустью; наполненные чувством ликования; спокойный тон мудрого созерцателя; радостное ощущение приближающегося дождя).
Используя опору, строим высказывание.
В стих-ии «Весенний дождь» А.А. Фет показывает, как приближается и начинается весенний дождь. Это пейзажная зарисовка, на фоне которой дается авторское раздумье о красоте изображаемой картины.
В начале стих-ия слышится спокойный тон мудрого созерцателя, затем он сменяется радостным ощущением приближающегося дождя.
2 ЭТАП – вычленение отдельных компонентов художественной системы.
- Как называется стих-ие? Какой смысл имеют слова, вынесенные в качестве заголовка?
Название стих-ия «Весенний дождь». В нем отражена тема стих-ия. Название однозначно. Но название может быть многозначным: под весенним дождем может подразумеваться ощущение.
- Сколько в стих-ии строф? На какие этапы можно разделить развитие поэтической темы?
Стих-ие состоит из 3 четверостиший.
В первой строфе говорится о солнечном дне: «солнце блещет», «перед окном светло», «облака не сплошные, а рваные». Во второй строфе рассказывается о надвигающемся дожде. Строфа начинается с противительного союза А: опушка леса уже стоит за завесой, как «в золотой пыли». Третья строфа – показано начало дождя: «две капли брызнули в стекло», «что-то … по свежим листьям барабанит».
Таким образом, поэтическая тема развивается от строфы к строфе, и перед нами предстает живая картина весеннего дня.
- Определите размер, способ рифмовки. Почему поэт использовал именно такую метрическую организацию?
Стихотворение имеет следующий метрический вид.
12 34 56 78 9
ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ -
ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ
ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ -
ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ
Использование четырехстопного ямба с пиррихием позволяет Фету создать особый художественный эффект: плавно звучащие строки не создают ощущение тревоги от приближающегося дождя. Наоборот, мы поражаемся наблюдательности лирического героя, чувствуем его радость.
Перекрестная рифмовка позволяет поэту выразить красоту гармонии окружающего мира. Обратите внимание на рифмующиеся слова: окружающие предметы оказываются связанными, они – часть узора окружающего мира.
- Рассмотрите фонику стихотворения. Посмотрите на гласные звуки, на согласные.
Важное значение для воплощения поэтической мысли имеет фоника. В первом четверостишии явственно звучат ассонансы «о», «е», которые передают умиротворение, радость бытия. Настойчиво звучащая аллитерация мелодичного «л» позволяет автору передать чувство блаженного покоя лирического героя, который умиротворенно созерцает окружающий мир.
В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?
В первой строфе преобладает желто-золотой цвет: «светло», «солнце», «блещет».
Во второй строфе картина меняется, а в третьей появляются резкие звуки в словах «брызнули», «барабанит». Мы слышим нарастающий шум дождя.
Мы можем выделить ключевые слова – контекстные синонимы: «завеса», «две капли», «что-то барабанит». Дождь не только приблизился, он начался.
- Какие художественные средства помогают понять смысл стихотворения?
Лирический герой этого стихотворения видит и ценит красоту в природе, он заставляет и нас, читателей, следить за тончайшими изменениями в окружающем мире и поражаться им снова и снова.
- Слово учителя.
В начале урока мы говорили о том, почему Фет вошел в русскую поэзию. Обратимся еще раз к статье учебника и ответим на вопрос:
- Какие же впечатления Фет сумел выразить в слове?