Литература – одно из основных направлений духовно-нравственного развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Литература


Литература – предмет, который располагает воспитательными возможностями через усвоение программного материала. Современному человеку необходимо знать историю отечественной и зарубежной литературы, понимать, как разрешали нравственные проблемы авторы и герои классических произведений. При этом ученик должен осознавать, что человек, носитель определенной культуры, обретает духовность не только в процессе познания. При развитии личности ребенка необходимо обеспечить синхронное функционирование как системы обучения (расширение информации), так и системы воспитания (формирование эмоционально-ценностного отношения), бережного отношения к культурному наследию прошлого и настоящего.

Литература – одно из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Для того чтобы книга стала для детей другом, необходимо прежде всего пробудить у них  интерес к чтению, а затем научить с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Воспитательная сторона чтения состоится  в том случае, если  ребёнок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеть специальными читательскими навыками.

Обучение чтению  предполагает реализацию следующих задач:

  • Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности).
  • Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения)
  • Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение собственного отношения к тому, что и как написано).
  • Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, словесного рисования, творческого пересказа и др.
  • Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом).
  • Овладение детьми умением пользоваться определённым набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней [1, c. 152].

Знакомясь  с художественной литературой, учащиеся коррекционной школы знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Направления, в которых ведётся работа учителя специальной (коррекционной) школы на уроках чтения с целью духовно-нравственного воспитания и развития учащегося

Каждый учебник каждого класса начинается с изучения раздела «Устное народное творчество» и это неслучайно. К.Д. Ушинский подчеркивал, что «литература, с которой впервые  встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного  чувства, народной жизни, в область народного духа»[3, c.543]. Такой литературой,  приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего  являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом  многообразии: потешки, песни, загадки, считалки,  пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, баллады, былины и другое. Произведения своим  содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и  развития ребенка. Через устное народное творчество учащийся не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Фольклорный  материал преподносится с учетом возрастных возможностей детей. Для детей младшего школьного возраста (5-6 классы) доступными являются "малые фольклорные формы" – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем школьном возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее внимание уделяется народной сказке(причём не только русской), пословицам, поговоркам, закличкам. В старших классах наряду с усложнением других видов устного творчества знакомим с более сложным фольклорным материалом – былинами, сказаниями,  балладами.

Например, загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Вместе с тем   произведения устного народного творчества дают  возможность вести беседы на нравственную тематику. Особенно к этому располагает работа над сказками или пословицами. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем  и на уроках письма при изучении  различных тем.

Вместе с тем   произведения устного народного творчества дают  возможность вести беседы на нравственную тематику. Особенно к этому располагает работа над сказками или пословицами. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем  и на уроках письма при изучении  различных тем.

Работа с биографическими данными писателя также способствует формированию нравственных качеств личности ребёнка. Начиная с 7 класса, на знакомство с жизнью того или иного автора отводится отдельный урок. Это позволяет учителю более подробно ознакомить учащихся с теми фактами биографии, которые наложили отпечаток на творчество автора, и писатель уже предстаёт перед ними как реальный человек. Например, живой отклик в сердцах учащихся находит тяжёлая жизнь Н.Некрасова: жестокость отца, постоянная нужда, бурлаки, увиденные однажды на Волге…Зная эти факты, дети без труда определяют настроение произведений поэта, сопереживают его героям.

Уроки внеклассного чтения – наиболее благодатная почва для выбора произведений, направленных на духовно-нравственное развитие. В Программе нет перечня конкретных произведений для обязательного прочтения, а есть лишь рекомендованная литература, что позволяет учителю варьировать при выборе автора и произведения[2, c.11]. Например, недавний урок в 8 классе по произведениям Н.Рубцова. Изучение поэзии Н.М. Рубцова  открывает  учащимся красоту образов родины и природы, её лесов и полей, души человека и вселенной. Рубцов рос сиротой, после детдома – работа на траловом заводе, морская служба и личные неурядицы, наконец, ранняя смерть – это вехи его жизненного пути, делают его ещё ближе и понятнее нашим детям. Они смогли увидеть, что несмотря ни на что, Рубцов навсегда остался добрым и сердечным. Его поэтическое чувство отражено в самой природе его стиха.

Художественно-историческая литература. Знакомство с историческим прошлым нашей Родины – обязательный элемент уроков чтения. Работа с такими текстами позволяет не только расширить представление учащихся об истории нашей страны, но и воспитывает чувство гордости за героизм, отвагу, доблесть   нашего народа. Примером могут служить такие произведения как «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю Лермонтова, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Русский характер» А.Н.Толстого и другие. Многообразие образов, характеров, поступков в этих произведениях позволяет проводить разноплановую работу над содержанием, составлять сравнительную характеристику героев, учит делать выводы.

Художественная литература  – богатый источник переживаний, который не только способствует созданию и обогащению картины мира учащегося, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, а также способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения. Не оставляют равнодушными детей такие произведения как «Дети подземелья» В.Г.Короленко, «Бабка» В.Осеевой, «Телеграмма» К.Паустовского и многие другие.

Принципиально значимым является и способ воздействия на личность ребёнка посредством художественных произведений:

  • Выразительное чтение взрослого. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
  • Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
  • Акцентное вычитывание (или выборочное чтение)– своего рода самостоятельное «вычерпывание» из текста определенных моментов для решения тех или иных читательских задач, например, вычитывание развития образа, переживания лирического героя, отношения автора к происходящему, изменения в поведении героя.
  • Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

В заключение, хотелось бы отметить, что одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Список литературы:

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 320 с.
  2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб./ Под ред. Воронковой В.В.– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008 – Сб. 1– 232 с.
  3. Энциклопедия Мудрости – Издательство «Буколика», 2007