Литература
-
Конспект урока по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза" 2012
Урок позволяет учащимся понять роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии, увлечь учащихся жизнью и творчеством. Драма «Гроза» – это традиционное трагическое произведение, т.к. читателю представлены «говорящие» имена и фамилии, идейно-художественное своеобразие пьесы раскрывают жизненные позиции героев. Структура урока позволяет учащимся расширить кругозор, развить способность анализировать текст не только художественной литературы, но и критической статьи.
-
Интерпретация стихотворения И.Бунина "Последний шмель" 2012
Часто учащимся бывает трудно выявить образную символику поэтического текста, а значит, и сформулировать художественную идею произведения. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо учить ребят видеть, как в поэтическом тексте трансформируются, раскрываются по-новому значения, заложенные в слове. Достичь этого можно, как можно чаще обращаясь к учебным исследованиям, которые, помимо прочего, еще и способствуют развитию речи учащихся.
-
Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А.Блока "Двенадцать" 2012
Способ анализа поэмы А.Блока «Двенадцать» на уроке – последовательный, с интегрированным историческим и фактическим материалом. Поэма рассматривается и как художественное произведение, и как исторический факт, как документ эпохи. Выбор темы мотивирован необходимостью расширить представление о шедевре русской литературы на широком фоне исторической эпохи, неоднозначность, в оценке которой очевидна.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку "Gordon Noel Byron" ("Властитель наших дум"). 7-й класс 2012
Пространство интегрированного урока позволило не просто познакомиться с биографическими фактами о поэте и с его творчеством, но и дало возможность учащимся говорить о Байроне на родном для него языке, читать поэтические тексты в оригинале, представлять свои варианты литературных переводов стихотворения, анализировать их, сравнивать с переводами русских поэтов.
-
Интегрированный урок литературы, русского языка, музыки, ИЗО по теме "Басни И.А. Крылова как источник мудрости и творческого вдохновения" 2012
Урок помогает закрепить понятие о жанре басни, её особенностях, понятие о фразеологизмах, их использовании в баснях Крылова, определить роль музыки в басне, закрепить понятие "квартет", понятие анималистического жанра в изобразительном искусстве.
-
Сценарий урока внеклассного урока для учащихся 5-х классов 2012
Изучение и обсуждение произведений А.Лиханова на уроках и внеурочное время способствует развитию непреходящих ценностей человеческого бытия: милосердия, добра, веры, что так необходимо российскому трансформированному обществу последних лет. Проблема воспитания достойных граждан своей страны является одной из актуальнейших проблем школы и государства в целом.
-
С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях "Я покинул родимый дом" и "Низкий дом с голубыми ставнями" 2012
В работе дан сравнительный анализ поэтических текстов на примере стихотворений С.Есенина «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями». Представлен опыт развития монологической речи учащихся на основе опор (специальных вопросов), развития умения не только находить в тексте художественные изобразительные средства, но и выявлять их функцию.
-
Анализ лирического произведения М.Цветаевой 2012
Цели урока: совершенствование навыков интерпретации поэтического текста; усвоение поэтической концепции М.Цветаевой; усвоение понятий «пиррихий», «перифраз». Представленный материал будет полезен при изучении темы «Творчество Марины Цветаевой» в 9–11-х классах и при подготовке к олимпиадам по литературе.
-
Творческая работа по литературе. Тема: "Идеальный образ святого в духовной литературе". 7-й класс 2012
Предлагаемые автором варианты контрольных (творческих) работ предусматривают полноценную проверку уровня усвоения учащимися программного материала по литературе, а также развития у них умения анализировать художественные произведения, их языковую форму. С этой целью вводится система заданий, направленных на осмысление учащимися как предметного, образного, так и мировоззренческого содержания, что способствует формированию индивидуальной поисковой, исследовательской деятельности.
-
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Что выше и сильнее родительской любви?" 2012
Урок является логическим продолжением уроков по изученным ранее произведениям: 5-й класс - Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 6-й класс - Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд», М.Ю. Лермонтов «Беглец», 7-й класс - П.Мериме «Маттео Фальконе». Все произведения объединяет тема патриотизма, чести, преданности, измены Родине и наказания. Урок нацелен на создание условий для осознания величия образа Тараса Бульбы через сравнительный анализ героев ранее изученных произведений.
-
Урок литературы по теме «Поединок силы физической и силы духовной в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный"». 9-й класс 2012
Урок литературы в 9-м классе по трагедии Эсхила "Прометей Прикованный" поможет учащимся понять, что в поединке силы физической и духовной моральная победа всегда остаётся за духовной силой. На уроке повторяются особенности жанра и элементы строения трагедии, формируются умения анализировать текст драматического произведения, сравнивать героев по определённому принципу.
-
А.П. Чехов "Хамелеон" (из истории болезни) 2012
На уроке учащиеся выявляют симптомы «больного» героя, ставят диагноз – хамелеонство, выясняют причины заболевания, выписывают лечение, и самое главное – рассуждают о том, что нужно сделать, чтобы не заболеть нравственной болезнью. В течение урока шестиклассники знакомятся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название рассказа, говорящая фамилия, речевая характеристика, художественная деталь.
-
Слово о "Слове…" (Обобщающий урок по "Слову о полку Игореве" в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной) 2012
Автор на уроке развивает критическое мышление у учащихся. Использует приемы лингвосмыслового анализа, компьютерные технологии, элементы театрализации, стилизации (старинные шкатулки, книги, на стене – старинные шали, русская одежда из школьного музея).
-
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс 2012
Разработка урока внеклассного чтения по литературе рассчитана на учеников 6-го класса. Материал позволяет учащимся поразмышлять над феерией Александра Грина "Алые паруса", задуматься над проблемой счастья, осмысленного отношения жизни.
-
Разработка урока "Обреченный на страдания" (по рассказу В.Г. Короленко "Федор Бесприютный") 2012
Цель урока - достижение понимания на уровне смысла (ОМ, подтекст). Учитель с помощью подводящего диалога выводит детей на постановку проблемного вопроса к тексту. Ответ на этот вопрос - результат, ведущий к пониманию авторского замысла.
-
Урок на тему "Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина". 9-й класс 2012
Урок предполагает знакомство обучающихся с любовной лирикой Пушкина, ставит цель – показать её своеобразие и неповторимость. Использование современных средств обучения позволяет воспитывать интерес к изучаемой теме, пробуждать в учащихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки.
-
Понятие обособленных членов предложения. Тема: "Россия времен Ивана Грозного на страницах романа А.К. Толстого "Князь Серебряный"" 2012
Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по указанной теме включают в себя уроки изучения обособленных определений на материале романа А.К. Толстого "Князь Серебряный". Через элементы технологии РКМЧП, дифференцированного подхода обучающиеся рассматривают, как понятия грамматики помогают понять эпоху Ивана Грозного. Уроки формируют навык анализа литературно-художественного произведения, стимулируют мыслительные процессы, воспитывают читательскую культуру учащихся.
-
Интегрированный урок "литература + изобразительное искусство" по теме "А.С. Пушкин в литературе и живописи" 2012
Цели урока: развивать умение видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроение великого поэта, используя межпредметные связи литературы и изобразительного искусства; обобщить известное об А.С. Пушкине, его произведениях; воспитывать патриотизм и любовь к русской литературе. Показать огромное значение творчества великого поэта А.С. Пушкина для русской культуры.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Александр Яшин "Спешите делать добро"" 2012
Занятие проводится с целью сформировать представление о личности поэта.
-
Урок литературы. Тема: "Своеобразие поэтики и проблематики русской лирики середины XIX в." 2012
На уроке учащиеся смогут увидеть своеобразие русской лирики середины ХIХ века через сравнительную характеристику творчества замечательнейших русских поэтов Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
-
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Народно-поэтический образ рябины" 2012
Урок литературы в 6-м классе «Угощаю рябиной» по теме «Народно-поэтический образ рябины» рассчитан на 2 часа, составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Включает в себя самостоятельную работу учащихся, литературно-музыкальную композицию и чаепитие.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Овеянные славою флаг наш и герб" 2012
Урок призван расширить исторические и литературные знания у учащихся о государственных символах Российской Федерации и Республики Адыгея. Возраст учащихся для проведения урока – 6–11-й класс. Для более успешного проведения урока необходимо оборудование для использования презентации и прослушивания музыкальных файлов. Разработку можно использовать и как внеклассное мероприятие с привлечением помощи учителей истории и литературы.
-
Создание онлайн-путеводителя «По литературным местам Нижнего Новгорода» 2012
В статье поэтапно описано создание электронного путеводителя «По литературным местам Нижнего Новгорода». Результат проекта – создание сайта и интерактивной карты.
-
Конкурс-игра "М.В. Ломоносов – великий сын России" 2012
Интеллектуальная игра-конкурс «М.В. Ломоносов – великий сын России» направлена на обобщение и систематизацию знаний учащихся о М.В. Ломоносове, его научных достижениях.
-
Интегрированный урок-игра (русский язык + литература + история) "Счастливый случай" для 6–7-х классов 2012
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности.
-
В гостях у художника В.А. Тропинина и московских художников пушкинской поры. 9-й класс 2012
Цель урока: формировать умение "читать" произведение искусства - портрет, составлять описание репродукции, развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.
-
Урок чтения в 1-м классе "Туве Янссон "Шляпа волшебника"" 2012
Урок продолжает знакомство с творчеством Туве Марика Янссон. Использование ИКТ позволяет активизировать учебную деятельность на каждом этапе урока.
-
Урок литературного чтения в 1-м классе «Ю.Дмитриев "Медвежата", Г.Снегирев "Медвежата"» 2012
Урок литературного чтения в 1-м классе проводится по программе «Начальная школа XXI века» и построен на основе деятельностного метода. На уроке литературного чтения прослеживается методика моделирования. Систематическое моделирование на уроках литературного чтения способствует формированию компетентности читателя.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
В ходе работы учащиеся используют разнообразные источники, например статью Д.И. Писарева "Базаров", опираются на знание текста романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". В ходе урока ребята составляют опорный конспект, работают в группах, проводят анализ ключевых сцен, отвечают на вопросы, делают выводы, заполняют таблицы. В заключение, анализируя разговор Базарова с Аркадием, подводят итог: перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова.
-
Урок по литературе с использованием открытых образовательных технологий "Историческая обусловленность характера Онегина" 2012
Урок призван обучать составлению двухчастного дневника, как одной из технологий развития критического мышления, знакомить с героем романа Пушкина через комментированное чтение 1-й главы, с особенностями воспитания, образования, светской жизни молодых дворян начала XIX века, готовить к дальнейшему восприятию событий романа.