Интегрированный урок "музыка + ИЗО + литература" по теме "Широка и привольна ты родная страна"

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО


Цели:

  • создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства;
  • развить творческое воображение, понимание и уважение к красоте России через ее природу, привить интерес и любовь к своей стране;
  • научить ребят понимать и правильно оценивать произведения искусства, используя средства выразительности и музыкальный язык;
  • создать условия для формирования представления учащихся о культуре России.

Задачи:

образовательная: формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства и литературы;

воспитательная: обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса;

развивающая: развитие психических процессов: внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества композиторов, художников, поэтов и исполнителей.

Методы.

  • Слушание музыки.
  • Просмотр слайд-шоу.
  • Чтение стихотворений о природе.
  • Сопереживание.
  • Размышление.
  • Обобщение.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • музыкальный центр;
  • фортепиано;
  • в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point ХР.

Предполагаемый результат:творческие работы учащихся, отражающие личностное восприятие произведения искусств.

Музыкальный материал:

1. “Родина” - русская народная песня.

2. “Все - это называется природа” - муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

3. “С добрым утром”- сл. С. Есенина.

  1. Симфония № 2 (третья часть) - муз. М. Балакирева.
  2. Концерт № 1 (вторая часть - фрагмент) - муз. П.И.Чайковского.
  3. Русская народная песня “Вечор ко мне девицы” фрагмент.
  4. “Ночь” из балета “Конек - Горбунок” - муз. Р.Щедрина.

Иллюстративный материал - презентации:

  1. “Утро туманное” - И.Шишкина.
  2. “Лес весной” - И. Шишкина.
  3. “Утро в сосновом лесу” - И.Шишкина.
  4. “Утро в осеннем лесу” - фото
  5. “Утро в зимнем лесу” - фото
  6. “Сосны, освещенные солнцем” - И. Шишкина.
  7. “Корабельная роща” - И.Шишкина.
  8. “Дубки” - И.Шишкина.
  9. “Березовая роща” - А. Куинджи.
  10.  “Березовая роща” (с водой) - А.Куинджи.
  11. “Рожь” - И. Шишкина.
  12. “Зимний день” - фото
  13. “Вечер. Золотой плес” - И.Левитана.
  14. “Вечерний звон” - И.Левитана.
  15. “Над вечным покоем” - И.Левитана.
  16. “Вечер на Волге” - И.Левитана.
  17. “Лес вечером” - И.Шишкина.
  18. “Закат над полем” - фото
  19. “Закат над морем” - фото
  20. “Белые ночи” - фото
  21. “Ночное” - А.Куинджи.
  22. “Лунная ночь” - И.Левитана.
  23. “Зимняя ночь” - фото
  24. “Ночные тучи” - фото
  25. “Ночной пейзаж с луной” - фото
  26. Домашнее фото, снимки из разных источников.

Литература

  1. “Утро” - С. Пшеничных.
  2. “Встало солнце...” - П.Тулуб.
  3. “Я в этот мир пришел...” - К.Бальмонт.
  4. “Закат” - З.Гиппиус.
  5. “Ночь” - С. Есенин.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Учитель: “Здравствуйте ребята!”.

Ребята: “Здравствуйте учитель!”.

У. Сегодня на уроке у нас будет много знакомых и незнакомых произведений. Давайте вспомним тему четверти, над которой мы сейчас работаем.

Д. Тема четверти: “Можем ли мы увидеть музыку?”.

У. Но сегодня мы будем прослеживать взаимосвязи сразу трех видов искусства. Какие виды искусства у нас часто пересекаются на уроках?

Д. Музыка - литература - изобразительное искусство.

У. Ребята, сегодня мы совершим с вами необычное путешествие во времени и в пространстве. Оно будет посвящено нашей необъятной Родине. Мы увидим красоту ее просторов. А начнем мы с Дальнего Востока.

На экране появляется слайд с названием темы урока.

У. “Россия всюду, что ты с ней не делай,
В сердцах людей раскинулась она...” - А.Дементьев.
“Нет лучше страны, чем Россия” - И.Левитан.
А для вас, ребята, что значит Россия?

Д. Россия - это белые стройные березки, бескрайние просторы полей...

Звучит фрагмент из симфонии № 2 - М. Балакирева. На экране чередуются слайды с видами нашей страны. (Презентация 1)

У. Да, Россия всюду. Россия - это и наш любимый город, это и наша школа с её маленьким прошлым и настоящим. Россию мы видим и на картинах художников и в произведениях поэтов и на современных фотографиях. Россия звучит в русской народной музыке и в произведениях русских композиторов.

Ребята, а почему нам запоминаются произведения искусства?

Д. Художники, поэты, композиторы в произведения вкладывают свою душу.

У. Человек неразрывно связан с природой, он часть её.

Жанр, где главной темой является природа, называется пейзаж (от французского - природа). Этот жанр характерен для живописи и графики, редко встречается в скульптуре (рельеф). Внутри пейзажного жанра складываются разновидности (под жанры): сельский, городской, архитектурный, индустриальный.

Сейчас мы рассмотрим два понятия - контраст и динамика. Свойственны ли они музыке и изобразительному искусству? Как одни и те же образы показаны художниками, композиторами, поэтами? Какие средства выразительности для этого используются?

Музыка может вызвать в нашем воображении какие - либо зрительные определенные картины. Всматриваясь в картины, мы можем услышать ту или иную музыку.

Эти два вида искусства различны, но их темы могут быть одинаковы.

Вначале урока мы уже немного попутешествовали в пространстве, а теперь пришла пора отправиться в путешествие во времени.

Блок № 1. “Утро”

Презентация 1

Звучат голоса птиц.

У. Ребята к сегодняшнему уроку мы подготовили несколько маленьких стихотворений и фрагмент русской народной песни “Родина”. И так, кто прочтет стихотворение на тему “Утро”

Д. “Утро”

Утро наступило, рассветает,
Солнце показалось вдалеке.
И в лучах рассвета
Звезды тают,
Как зимой снежинки
На руке. (С. Пшеничных)

Встало солнце...
Над рекою легкой мглой окутан лес...
И слилась вдали с землею
Нежно светлой бирюзою
Глубь безоблачных небес. (Павел Тулуб)

Звучит фрагмент русской народной песни “Родина”.

А теперь внимательно посмотрим на экран, где вы увидите не только картины замечательного русского художника И. Шишкина, но и фотографии, сделанные в разное время года. (Презентация 2) В основном это пейзажи. Звучит песня “С добрым утром”. Что общего вы можете найти в услышанной музыке и в увиденном на экране?

Какими средствами выразительности пользовались авторы? Давайте вспомним эти средства художественной выразительности.

Д. Музыка: мелодия

мелодия, лад, ритм, тембр, форма, динамика

Живопись

Линия, колорит, ритм, цвет, композиция и. т. д.

Далее идет краткое сравнение произведений музыки, поэзии, живописи. Утро постепенно переходит в день.

Блок № 2. “Полдень”

Презентация 2

Д. Полдень.

Даль пылает зноем,
Никнут ивы над ручьём,
Темный лес объят покоем…
Вьются мошки лёгким роем
Над сверкающим прудом. (П.Тулуб)

На фоне звучащей музыки П.И. Чайковского (фрагмент из концерта №1 – 2 ч.), на экране показываются слайды на тему “Полдень” (Презентация 3).

У. Несмотря на многообразие природы нашей Родины, мы увидели в основном лесные пейзажи. Это картины русских художников И.Шишкина и А.Куинджи.

Ребята, давайте сравним слайды “Утро” и “Полдень”. Чем отличаются музыка и картины?

Какие средства художественной выразительности проявляются наиболее ярко?

Д. Наиболее ярко изменяются: динамика, тембр в музыке и краски, колорит в живописи, образы в поэзии.

На экране - портрет И. Шишкина (1842–1898 гг.)

У. Сегодня много раз на экране появлялись картины И.Шишкина. Его называют “певцом русского леса”. Большинство его полотен посвящено изображению лесных чащ, бора, полян. Не задушевную тонкость, легкость и хрупкость - то, что близко было в пейзажах средней полосы России Саврасову и Васильеву, - а её мощь, размах, величие ценил больше всего И. Шишкин. Разный на полотнах И. Шишкин; могучий в зеленой красоте летом и в пышном убранстве зимой, задумчивый в момент утреннего пробуждения и в лучах уходящего дня. П.И.Чайковский часто обращался теме - природа. Интонации его произведений удивительно выразительны... Они тонко передают состояние русской природы. И так, время идет - за днем непременно наступит “Вечер” .

Блок № 3. “Вечер”

Презентация 3

Д. Вечер.

Сумрак чуть струится,
Чист, прохладен и душист.
В сонной мгле шевелится,
Рад дремотой насладиться на деревьях каждый лист. (П.Тулуб)

У. “Закат”.

Освещена последняя сосна.
Под нею темный кряж пушится.
Сейчас погаснет и она.
День конченый - не повторится.

День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки - не повторится. (З.Гиппиус)

1928 г.

У. А сейчас мы послушаем фрагмент русской народной песни “Вечор ко мне девицы” и ещё раз обратимся к картинам и фотографиям. Но на этот раз мы увидим картины И. Левитана и И.Шишкина.

Какие ощущения вызвала услышанная вами музыка? Какой оркестр её исполнял? Какой инструмент исполнял сольную партию?

Д. Мелодия звучала задушевно, нежно, проникновенно. Во всём чувствовалось русская природа. Увиденные картины были созвучны с музыкой.

Многообразие красок, их контраст, говорит о богатстве русской природы даже на склоне уходящего дня.

Музыка прозвучала в исполнении оркестра русских народных инструментов. Балалайка помогла раскрыть душу русской природы.

У. Кульминация нашего путешествия во времени - конечно...

Блок № 4. “Ночь”

Презентация 4

Д. Полночь...

Ласково сияя,
Месяц смотрит с вышины...
Белый цвет, как снег роняя,
Сад наш спит, благоухая,
В обаянье чар весны. (П.Тулуб)

На экране появляется заключительная серия пейзажей под музыкальный фрагмент из балета “Конек-Горбунок” (“Ночь”) Р.Щедрина.

Ребята, давайте найдем общие средства художественной выразительности, передающие таинственное ощущение ночи.

Д. Тихая, в минорном ладу, песенная мелодия, неторопливый, спокойный темп и темные краски от серого до черного, контрастирующие с отблесками луны и месяца, всё это создает ощущение сказочной тайны природы.

У. И так настало время сделать обобщение о нашем путешествии.

Все четыре состояния времени композиторы, художники, поэты отражали по-своему.

А как же средства художественной выразительности?

Д. “Утро” - тихая, нежная мелодия и с легка приглушенные тона красок, часто передающие контрасты.

“День” - динамические оттенки становятся ярче, меняется лад, оркестровка более разнообразная, а цвета ещё ярче, насыщеннее.

“Вечер” - и в музыке, и в живописи и в поэзии всё успокаивается, всё тускнеет и т.д.

“Ночь” - замедляется темп, динамика спадает, вновь минорный лад. Образ покоя и тишины изображается темными красками.

У. Средства художественной выразительности вытекают из самой жизненной необходимости. Поэтому у композиторов, поэтов и художников они одни и те же.

Сегодня мы увидели картины не только И.Шишкина, но и ещё работы двух замечательных русских пейзажистов. Это конечно И.Левитан и А.Куинджи.

На экране портрет И. Левитана (1860–1900 гг.)

Н. Бенуа вспоминал, что "лишь с появлением картин Левитана" он поверил в красоту русской природы, а не в "красоты". "Оказалось, что прекрасен холодный свод ее неба, прекрасны ее сумерки ... алое зарево закатного солнца, и бурые, весенние реки. Прекрасны и все линии, даже самые спокойные и простые.

Счастье художника, пропевшего свою песню, сумевшего поговорить с пейзажем наедине, осталось с ним и отдано людям.

На экране - портрет А.И. Куинджи (1841-1910 гг.)

У. Архипа Ивановича Куинджи очень много общего с Иваном Ивановичем Шишкиным. Ему было свойственно эпическое восприятие природы. Изображение широкой, спокойной мощи России, её бескрайних просторов, высокого неба, плавного течения рек. Его картины так же несли положительный заряд оптимизма. Они наполнены мажорным звучанием, здоровой силой, но в то же время - пейзажи Куинджи разительно отличались от пейзажей И.Шишкина.

А. Куинджи увлекали эффекты освещения, цветовые контрасты; контрасты света и глубоких теней, и именно эта особенность прежде определяет своеобразие его творчества (особенно

“Украинская ночь” 1876 г., “Лунная ночь на Днепре” 1880 г. - в качестве дополнения)

Идут столетья, проносятся годы, но духовное достояние русского народа не утрачивает своей значимости и остается в сердцах людей навсегда.

Д. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.  (К. Бальмонт)

У. Человек неразрывно связан с природой, он часть её.

Наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников и фотографов.

И в заключение нашего урока прозвучит песня, посвященная природе нашей Родине - “Все - это называется природа” музыка Юрия Чичкова, слова Михаила Пляцковского.

Самоанализ урока

  1. Тема “Широка и привольна ты родная страна: “Утро. День. Вечер. Ночь”.
  2. Урок новый.
  3. Основные задачи (образовательная, воспитательная, развивающая) раскрыты.
  4. Тип урока - комбинированный (информационно-развивающий).
  5. Главный этап - усвоение новых знаний (рассказ о картинах, о новой музыке).
  6. Задача главного этапа - сравнение средств художественной выразительности в музыке, живописи и в поэзии.
  7. Методы работы: а) объяснительно-иллюстративный при просмотре картин и слушания музыки; б) информационно-развивающий (беседа).
  8. Между этапами осуществлялась логическая взаимосвязь.

Думаю, что цель урока достигнута. Ребята научились находить общие средства выразительности для создания образа природы в искусстве.

Что не получилось? Хотелось более чистого интонирования в песнях и более точных и быстрых ответов.