Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи...
А.А. Ахматова
Цели урока:
- Дидактическая – формирование навыка анализа художественного произведения, его восприятия, интерпретации.
- Воспитательная – способствовать формированию чувства прекрасного.
- Развивающая – развивать способности эстетического восприятия лирического произведения, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационные сферы личности учащихся.
Задачи урока:
- Дидактическая – определить через анализ, сопоставление художественное своеобразие лирики А.А.Ахматовой.
- Воспитательная –
- способствовать выработке умения высказывать свою точку зрения, доказывать ее; умение сопоставлять, анализировать, предполагать, делать выводы;
- формировать культуру мысли, чувства, общения.
- Развивающая – совершенствовать навыки устной и письменной речи.
Домашнее задание к уроку:
1. Перечитайте известные вам стихотворения А.А.
Ахматовой. Выпишите в тетрадь 4-8 строчек, которые
бы вам хотелось запомнить.
2. Выучите наизусть стихотворения, которые
созвучны вашей душе, вашему внутреннему
мироощущению.
Оборудование:
- Портреты А. Ахматовой.
- Иллюстрации.
- Репродукции.
- Авторские работы учащихся.
- Карточки со стихами.
- Толковые словари.
- Темы сочинений.
- Видеозапись.
ХОД УРОКА
1. Индуктор
(На доске написано слово «своеобразие»)
– Поиграйте со словом «своеобразие». Подберите к нему слова-разъяснения (синонимы, однокоренные слова).
(Ученики записывают в тетради).
Своеобразный, своеобычный, необычный, самостоятельный, непохожий, особенный, индивидуальный, неповторимый, отличный от других, уникальный, интересный, оригинальный, свойственный только кому-то...
2. Объявление цели урока
– Сегодня на уроке будут звучать стихи замечательного русского поэта XX века, профессора Оксфордского университета Анны Андреевны Ахматовой. На уроках литературы мы прикоснулись к богатому, необычному миру лирики Ахматовой, постарались понять её жизненную и творческую философию, отметили отдельные приемы художественного мастерства поэта. Сегодня мы войдем в мастерскую А. А. Ахматовой и будем исследовать, как работает со словом художник.
– Что нам интересно и полезно увидеть в мастерской поэта?
Инструмент писателя – слово, поэтому мы должны
посмотреть, как поэт работает со словом...
Обратить внимание на особенности поэтической
речи... Понаблюдать над фонетикой, лексикой,
синтаксисом... Увидеть его любимые образы,
почувствовать настроение... Своими учителями
Ахматова считала Пушкина, Анненского, Блока,
тесная дружба связывала её с Мандельштамом,
Пастернаком. Может, она испытывала влияние их
творчества на свое?
– Какую цель вы ставите себе сегодня на уроке? (Учитель записывает на доске задачи)
- Понаблюдать ...
- Исследовать своеобразие лирики Ахматовой
- Определить своеобразие...
Сама Ахматова предопределила свой дальнейший творческий путь в стихотворении «Муза», написанном в 1924 году. Много лет спустя, в конце своей жизни, она подтвердила верность своей Музе, «обладающей песенным даром» и открытостью души.
Видеозапись №1. Видеоэнциклопедия для народного образования «КВАРТ» «Анна Ахматова»
3. Чтение наизусть стихов Ахматовой
– Дома вы подбирали стихотворения Ахматовой, созвучные вашему внутреннему мироощущению, близкие по душевному состоянию или те, которые просто очень понравились. Легко ли вам было сделать выбор?
4. Создание творческого продукта в групповом взаимодействии на основе деконструкции
1. Послушайте стихотворения (читают заранее подготовленные ученики) и выберите из них те, что кажутся вам ахматовскими. Отметьте в тетради номер по счету читаемого стихотворения.
1) И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута и стихи свободно потекут.
2) Бывает так: какая-то истома; |
3) В жаркое лето и в зиму метельную, В дни ваших свадеб, торжеств, похорон, Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную Легкий, доселе не слышанный звон. Вот он – возник. И с холодным вниманием Жду, чтоб понять, закрепить и убить. И перед зорким моим ожиданием Тянет он еле приметную нить. С моря ли вихрь? Или сирины райские В листьях поют? Или время стоит? Или осыпали яблони майские Снежный свой цвет? Или ангел летит? Длятся часы, мировое несущие. Ширятся звуки, движенье и свет. Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого – нет. И, наконец, у предела зачатия Новой души, неизведанных сил, – Душу сражает, как громом, проклятие: Творческий разум осилил – убил. И замыкаю я в клетку холодную Легкую, добрую птицу свободную, Птицу, хотевшую смерть унести, Птицу, летевшую душу спасти. Вот моя клетка – стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять? Песни вам нравятся. Я же, измученный, Нового жду – и скучаю опять. |
2. Обсудите в группе: какие приметы поэзии Ахматовой вы обнаружили в выбранном стихотворении. Запишите ваши наблюдения. Подготовьте выступление-аргументацию от группы. (Любимая тема... Часто встречающиеся образы... Характерные слова... Язык... Интонация... Настроение... Ритм...)
3. Выступление групп. Звучат основные признаки поэзии Ахматовой – с точки зрения разных групп.
Учитель сообщает действительных авторов стихотворений: 1) Пушкин, 2) Ахматова, 3) Блок
– Как вам кажется, случайно ли соседство этих стихотворений и то, что некоторые увидели сходство с манерой Ахматовой?
5. Групповая работа
– Прочитайте и сравните новые стихотворения. Сами решите, как вы будете выполнять задание. Или каждый анализирует одну пару отрывков и свои выводы вносит в общий вывод, или вы вместе проделаете все этапы работы. Ваш вывод оформите в виде схемы, таблицы, рисунка
Вопросы и задания:
- Сравните стихотворения по темам, настроениям, особенностям лексики.
- Сравните образы лирических героев стихотворений. Что интересует или беспокоит их?
- В чём разница стихотворений по звучанию (ритму, звукописи)?
ОСЕННИЙ РОМАНС Гляжу на тебя равнодушно, Я знаю, что сон я лелею, Судьба нас сводила слепая: 1903. И.Анненский В РЕСТОРАНЕ Никогда не забуду (он был, или не был, Я сидел у окна в переполненном зале. Ты взглянула. И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала 19 апреля 1910 А. Блок |
* * * Дверь полуоткрыта, Круг от лампы желтый... Радостно и ясно Ты совсем устало, 17 февраля 1911
ВЕЧЕРОМ Звенела музыка в саду Он мне сказал: «Я верный друг!» Так гладят кошек или птиц, А скорбных скрипок голоса Март 1913 А.Ахматова |
РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью! Но я люблю – за что, не знаю сам – 1841 |
РОДНАЯ ЗЕМЛЯ И в мире нет людей бесслезней. 1922 В заветных ладанках не носим на груди, 1 декабря 1961 |
(Результаты работы групп представлены в Приложении 1, Приложении 2, Приложении 3)
6. Афиширование и корректировка творческого продукта
– Расскажите, к каким выводам вы пришли в результате работы в группах. Слушая товарищей, дополняйте свои заключения.
7. Итоговая рефлексия в форме сочинения-миниатюры (5-7 мин.)
Темы:
- Основные признаки поэзии А. Ахматовой. (По одному из звучавших на уроке стихотворений).
- Влияние творчества других поэтов на творчество А. Ахматовой.
- Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока?
Чтение сочинений.
– Достигли ли вы поставленной цели?
– Что было трудно на уроке?
– Как вам кажется, была ли полезна для вас
сегодняшняя работа?