Обобщение опыта внеурочного занятия в рамках фестиваля "Книги-юбиляры" по сказу Н.С. Лескова "Левша"

Разделы: Литература


Тема:  Левша - это…
Эпиграфы:  "…там, где стоит "левша", надо читать "русский народ".
Н.С. Лесков
"У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина".
Н.С. Лесков

Я с народом свой человек.
Н.С. Лесков

Цель: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся

Задачи
1.Образовательная:
- повторить сведения о фольклоре, жанрах фольклора
- уметь создавать сочинение – эссе
2.Развивающая:
- развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, делать выводы;
- развивать воображение;
- обогащать и усложнять словарный запас, овладевать выразительными свойствами языка.
3.Воспитательная:
- формирование умения сотрудничать;
- воспитание гуманных отношений.
Общеучебные умения и навыки
1.Учебно-управленческие  умения
Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.
Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному  выполнению учебной задачи.
Владеть различными средствами самоконтроля.
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
2. Учебно-информационные умения
Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста.
Создавать тексты различных типов.
Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результата деятельности, дискуссии.
3. Учебно-логические умения
Определять аспект анализа и синтеза.     
Выполнять сравнение по аналогии.
Осуществлять индуктивное обобщение.
Различать компоненты доказательства.
Осуществлять прямое индуктивное доказательство.
Осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения проблемы.
Комбинировать известные средства для нового решения проблемы.

Предметные умения и навыки
Овладеть средствами народной выразительной речи и использовать их для создания своего текста.
Составлять отзыв о малом тексте.
Овладевать приёмами лингвостилистического анализа.
Самостоятельно находить информацию в любом источнике.
Научиться цитировать: включать фразы из текстов в свою речь.
Развить ассоциативное мышление через сопоставление словесного текста с произведениями живописи, графики.
Развить навык доказательства.
Формировать навыки речевой деятельности.
Учиться самостоятельно ставить вопросы к тексту.

Технологии
Развитие  критического мышления через чтение и письмо. Проектная технология.
Групповой  способ  обучения.

Основные этапы организации внеурочной деятельности:
1.Выбор маршрута с заданием.
2. Объединение в группы.
3. Выполнение задания.
4. Публичная защита

Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок - праздник и, надеюсь, урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где "баснословный" склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.


(Слайд №1)


(Слайд №2)

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения этой необычной и необыкновенной книги, и на традиционном ежегодном фестивале «Книги-юбиляры», который проводится в нашей гимназии, наш класс представит это произведение.
Сегодняшняя наша встреча происходит на перекрёстке разных наук: литературы, истории, русского языка, ИЗО, технологии, информатики. Форма нашего перекрёстка для вас не нова. Я предлагаю вам по желанию выбрать работу в группах: литераторы, слововеды, киногруппа, рекламное агентство. Каждая группа получит свой маршрутный лист, своё задание и каждая группа идёт своей дорогой, но все мы вернёмся на наш перекрёсток с готовыми проектами и креативными идеями о том, как представить сказ Лескова, самого русского из русских писателей, по выражению Толстого, на нашем фестивале  «Книг-юбиляров». Всем удачи!
Так я начала сегодня своё занятие, которое является одной из форм организации урочной и внеурочной деятельности, направленной на
создание у ребёнка целостной картины мира,
на развитие творческих, исследовательских, научно-познавательных и коммуникативных способностей каждого ученика.

  • В основе этого занятия лежит интеграция предметов: литературы, истории, русского языка, ИЗО, технологии, информатики.
  • Основные этапы организации деятельности:

Выбор маршрута с заданием
Объединение в группы
Выполнение задания
Публичная защита

Фестиваль «Книги-юбиляры» ежегодно проводится в гимназии с целью создания условий для разностороннего развития учащихся на основе их включения в разнообразную познавательную и творческую деятельность на их подготовку к успешной социализации, предполагающей, с одной стороны, изучение общемировых художественных ценностей,
а с другой, - саморазвитие на почве национальных традиций своего народа.

И сегодня в День героев Отечества уместно и важно говорить о творчестве Н. С. Лескова, о котором Толстой сказал: «Лесков – писатель будущего»,  «самый русский из русских писателей», если

одно из центральных стремлений во всём творчестве Лескова — отыскание в жизни и отображение в литературе различных проявлений русского национального характера.
Каков он, русский национальный характер,  сегодня?

  • Выдержан?     Набожен?     Благороден в  манерах?
  • Осторожен?     Строг  в поведении?
  • Скромен, правдив?      Честен  на  службе?
  • Человек с гражданскими добродетелями?
  • «Не начал превозноситься»?

   Писатель, некогда незаслуженно забытый, вызывает сегодня интерес, и наша работа на перекрёстке наук имеет цель представить сказ Лескова на фестивале, доказать актуальность произведения в современном мире, заинтересовать зрителей в прочтении книги Лескова.
На этом занятии я  использую  проектную технологию и технологию
«Развитие  критического мышления через чтение и письмо.», особенностями которых является не присвоение готового знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения а также коммуникативно - деятельностный  принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также партнёрские отношения мужду педагогом и учениками. Ученики – главные действующие лица урока, роль учителя – в основном координирующая.
Использую групповой  способ  обучения.
И через двадцать минут я приглашаю вас на публичную защиту группами своих проектов.

Ученики выбрали следущие маршруты:

Литераторы
получили задание написать эссе на тему «Кто для меня герой сказа Н.С. Лескова левша?»

 

Л
И
Т
Е
Р
А
Т
У
Р
А

Слововеды
получили задание  исследовать народную этимологию в тексте сказа, показать значение неправильных слов, способы их образования.

 

 

МХК
история

И   Н
Т
Е
Г 
Р
А
Ц
И
Я

РУССКИЙ ЯЗЫК

Рекламное агентство получило заказ  на рекламу  книги Лескова с использованием инсценирования эпизода.

ИЗО
И
Н
Ф
О
Р
М
А
Т
И
К
А

Киногруппа   получила задание составить сценарий фильма по сказу Лескова, на основе сценария сделать иллюстрации и смонтировать фильм.

Выбрав маршрут, ребята работают в группах, готовясь к защите своей работы.

  

 

1. Публичная защита начинается с иллюстрированного фильма, который представляют иллюстраторы, звукооператоры и режиссёр.

Слово учителя: А теперь самое время обратиться к толковому словарю "Левши", составленному ребятами, понять тайну рождения новых слов у Лескова, удивиться безграничным возможностям языковой игры. Исследователи зафиксировали более 3000 новообразований разных частей речи в творчестве Лескова.

2. Доклад слововедов о народной этимологии в сказе Лескова.

Слово учителя: Сказу Н.С. Лескова в этом году исполняется 130 лет. В нашей жизни сейчас большое место занимает реклама , а почему бы не разрекламировать книгу-юбиляра. И наше рекламное агентство сейчас попробует это сделать, показав и инсценировку эпизода.

3. Реклама произведения с инсценировкой эпизода.

 Слово учителя: Чем же для каждого из вас  стал  Левша,   этот  герой, имени которого  мы  не знаем,  да и кличка его пишется с маленькой буквы?

4. Чтение эссе «Кто для меня герой сказа Н.С. Лескова левша?»

Слово учителя:  Почему Левша не остался в Англии? Что тянет его домой? ( «Мы Отечеству верно преданные», «у меня дома родители есть», «Мы к своей Родине приверженные»)
- А что для него Родина? (Прежде всего дом, семья. Родина – это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине – отказаться от веры – это величайший грех для русского человека. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о родителях, о Туле, о семье. Все это в душе Левши)
Вывод: Левша – плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот.
- А кто такой патриот? (Дети читают цитату, записанную на доске: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством» (Н.С. Лесков))
-  Мы говорили сегодня не только о Левше, мы говорили о себе самих. Ведь мы - русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ?   Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны что-то уметь делать своими руками, гордиться своей страной, ее мастерами ... )   
Заключительное слово учителя:  Спасибо всем группам за работу! Мы вернулись с вами на перекрёсток наук с готовыми проектами, и теперь нам есть, что представить на фестиваль «Книги- юбиляры», а именно: рекламу сказа Лескова с инсценировкой эпизода, исследование словаря писателя, эссе о сказе и иллюстрированный фильм сказа. Все молодцы!

Использованная литература:

  1. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М., 1999.
  2. Словарь русского языка в четырёх томах. М., 1985
  3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.
  4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
  5. http://feb-web.ru
  6. http://svetozar.ru
  7. http://www.ikt.oblcit.ru/68/jiriakova/project/p4aa1.html
  8. http://www.ikt.oblcit.ru/68/jiriakova/project/p4aa1.html
  9. http://www.ruthenia.ru/annalystxt/Leskov.htm
  10. https://urok.1sept.ru/articles/549672/
  11. shkolazhizni.ru/archive/0/n-23182/
  12. http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/gimnwin/teachtf7.htm
  13. https://lit.1sept.ru/articlef.php?ID=200400109
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нессельроде
  15. http://www.hrono.info/biograf/bio_k/kleynmihel.html
  16. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/933935