Литература
-
"Лирика М.И. Цветаевой". 11-й класс 2013
Урок знакомит с биографией М.Цветаевой, совершенствует навыки анализа лирического стихотворения, развивает навыки составления монолога и выразительного чтения стихотворений, воспитывает нравственные чувства учащихся.
-
Урок мировой художественой культуры, введение в тему "Символизм как направление в искусстве конец XIX–XX веков " 2013
Вводный урок применяет образовательную технологию РКМЧП. Цель: первичное представление о новом для них направлении в эмоциональное погружение в произведения символизма и анализ текстового материала, заинтересовать их в дальнейшем, более детальном изучении этого направления в мировом искусстве.
-
Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Кто умнее шестиклассника?" (по биографии и творчеству А.П. Чехова) 2013
Внеклассное мероприятие в форме игры завершает курс изучения жизни и творчества А.П. Чехова в 5‒6 классах. Учащимся предлагаются вопросы по биографии и творчеству писателя. Многие вопросы содержат дополнительные интересные сведения о биографии и творчестве А.П. Чехова. На мероприятие отводится 40 минут. Интегрированный подход помогает учащимся увидеть образы, созданные автором, музыка олицетворяет душевные переживания героев.
-
Урок литературы "Жилин и Костылин: разные судьбы" 2013
Урок обобщения и систематизации материала по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Групповая и индивидуальная работа объединяет усилия учеников и учителя при обучении составлению сравнительной характеристики главных героев.
-
Урок литературы "Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Утес". 6-й класс 2013
Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова, фактами биографии, которые оказали влияние на мироощущение поэта. В ходе урока учащиеся принимают участие в беседе по статье учебника (домашнее задание), выступают с сообщением о жизни поэта, обучаются ассоциативному анализу лирического произведения.
-
Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения 2013
В программе изложены методологические основы деятельности, предложен план внедрения, включающий несколько разделов, в том числе организационно-методическую работу, проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы, аналитико-коррекционную деятельность, обозначены методы работы и ожидаемый результат.
-
Бинарный урок по теме "Унылая пора! Очей очарованье!.." А.С. Пушкин. Простые и сложные предложения". 5-й класс 2013
Цель урока: показать изображение осени мастерами разных видов искусства и устного народного творчества; повторить и обобщить знания по грамматическому разбору простых и сложных предложений, знаки препинания в них.
-
Л.Н.Толстой "Петя Ростов" (Отрывок из романа "Война и мир"). 5-й класс 2013
На уроке автор обсуждает с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; помогает детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери в материальной и духовной сферах; знакомит с фрагментами многопроблемного литературного произведения.
-
Урок литературы по теме "С.А. Есенин. Жизнь и творчество" 2013
Презентация к уроку по теме «С.А. Есенин. Жизнь и творчество» привлекает не только содержательностью информации, но и наглядностью, без которой не мыслится урок литературы. По содержанию материала презентации создано с целью контроля (самоконтроля) два электронных теста, которые могут быть использованы в качестве тренажера.
-
"Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…" Философская проблематика в рассказе А.П. Чехова "Студент" 2013
Цель урока: оттолкнувшись от частного – от бытовых ситуаций, изображенных Чеховым в «Студенте», – постичь основное философское ядро рассказа, для чего необходимо раскрыть значение в структуре этого произведения евангельской истории о предательстве Петра. В работе активно используются приемы развития критического мышления. В основе урока – три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
-
Урок литературы по теме "Образы детей в рассказе Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". 6-й класс 2013
Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени. Второй урок по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются» посвящен углубленному анализу произведения. На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, творчеством и прочитали рассказ.
-
Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.Блока "Я лучшей доли не искал…" 2013
Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.Блока знакомит учащихся с полной душевных бурь и событий жизнью поэта; на материале произведений из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» раскрывает своеобразие раннего поэтического мира поэта, показывает глубину переживаний и масштабность раздумий поэта в стихотворениях из сборника «Страшный мир», «На поле Куликовом», а также пробуждает интерес к поэзии А.Блока, размышлениям поэта, полным пророческих прозрений.
-
Родная природа в стихотворениях В.А. Жуковского 2013
Урок литературы посвящен отражению родных мест В.Жуковского в его лирике. Стихи о родной природе выражают особое состояние души, настроение автора. Раскрывают способность автора создать удивительные образы, подобрать единственно важное и нужное слово. Дети учатся сами находить такие слова для описания красоты окружающего мира.
-
Урок-исследование "Горьким словом моим посмеются…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2013
Цель урока: формирование читательской и исследовательской компетенций учащихся, знакомство с графическими способами представления учебной информации и обучение составлению денотатного графа; развитие навыков публичного выступления, воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Я хочу гордиться своей страной! 2013
Автор делится опытом использования презентаций на уроках литературы, дает рекомендации по созданию презентаций детьми, умению правильно подобрать и систематизировать материал. Презентация «Я хочу гордиться своей страной!» создана в помощь учителю-словеснику, а также может быть полезна классным руководителям для проведения классных часов. В презентации прослеживается история Руси от нашествия татаро-монгольского ига до Великой Отечественной войны.
-
Урок литературы по теме "Любовь к человеку и ценность человеческой жизни". 5-й класс 2013
Урок посвящен взглядам буддистов на понятие «любовь к человеку», анализирует различные ситуации, предоставить возможность учащимся высказать свою точку зрения.
-
"А.Дюма. Историко-приключенческий роман "Три мушкетера": первое знакомство с героем". 8-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с романом А.Дюма "Три мушкетера". Изучение зарубежной литературы в школе развивает читательский кругозор, формирует читательский вкус, развивает умение анализировать произведения разных авторов.
-
Урок-инсценировка сказки "Три подарка" 2013
В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес служит связующим звеном. Среди разных форм работы одна из самых эффективных – инсценирование текста, т.е. перевод текста в сценический вариант. Организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает театральная педагогика.
-
Авторская ирония в поэме "Мертвые души". Анализ главы 1 2013
Главная задача учителя на уроках литературы, посвященных изучению поэмы Н.В. Гоголя, – донести сатирический и пророческий дар писателя, который гениально проявился в этом произведении. Урок предваряет изучение образов помещиков, ключевой в понимании идеи произведения.
-
Литературная гостиная "С думой о родной земле" 2013
Урок литературы посвящен изучению жизни и творчества сибирского писателя Валентина Григорьевича Распутина. На уроке используются средства: презентация, фото и иллюстрации, сведения односельчан-земляков.
-
Литературное образование в старших классах 2013
Главная цель приобщения к искусству слова (литературе) – осознание себя и осмысление окружающего мира через художественный текст. Эта модель обучения построена на принципах «эмоционального погружения», индивидуальности, на этапе художественных воплощений – целесообразности и рефлексивном осмыслении себя творцом и понимании своеобразия и уникальности окружающего мира.
-
Урок по теме ""Ревизор" – бессмертное произведение Н.В. Гоголя" 2013
Задача учителя литературы – воспитать серьезных, вдумчивых читателей. Ученики знакомятся с миром Гоголя в младших классах. В 8-м классе необходимо открыть школьникам живую стихию гоголевского смеха, обнаружить, что каждая фраза писателя, по точному выражению А.Н. Островского, "уже есть комедия", и она требует пристального анализа стиля Гоголя.
-
С чего начинаются стихи? 2013
Научить понимать, анализировать поэзию А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева А.А. Ахматовой ‒ задача не одного дня, увлечь этим еще труднее. С чего начинать? Может быть, опираясь на познавательный интерес, с шутки, игры? Презентация универсальна, может использоваться полностью, частично в зависимости от целей, которые ставит перед собой учитель.
-
Творческая мастерская по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Сказка – ложь, да в ней намек" 2013
К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М.Е. Салтыкова-Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело – провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю-сатирику. Урок вызывает интерес учащихся к его произведениям. Ученики делают выводы, что проблемы, поднимаемые сатириком, актуальны и для нашего времени.
-
Занятие-практикум по журналистике. Выпуск школьной газеты "Калейдоскоп", № 1 "Новогоднее настроение" 2013
Участники кружка получают знания о журналистской деятельности, коммуникативной компетентности, формируют навыки выпуска школьной газеты, потребность в постоянном повышении информированности и, естественно, расширяют общий кругозор.
-
Предметно-практическое образование в педагогике музейного творчества 2013
Работа творческого коллектива авторов раскрывает возможности предметно-практической деятельности в педагогике музейного творчества для одаренных детей и с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ФГОС и отечественных психологов. Рассматриваются театральные постановки, ярмарки, выставки, мастер-классы; предлагаются варианты проектов в музейной экспозиции.
-
"Суровые, грозные годы!" Урок изучения поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина" 2013
При разборе лирических стихотворений, аналитическом чтении поэмы и эвристической беседе показывается глубина осмысления революционных событий в творчестве С.Есенина; обращается внимание учащихся на философскую направленность поэзии С.Есенина, связь с философской лирикой А.С. Пушкина. Повторяются основные мотивы философской лирики А.С. Пушкина. Раскрывается лирико-эпический характер поэмы «Анна Снегина».
-
Литературно-музыкальная композиция "Славься битвой исполинской, славься ввек, Бородино!" 5-й класс 2013
Литературно-музыкальная композиция посвящена Отечественной войне 1812 года.
-
"И.С. Тургенев: человек, писатель, гражданин (изучение биографии писателя)". 10-й класс 2013
На уроке по изучению биографии писателя учащиеся расширяют знания о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы, что помогает понять Тургенева как человека и писателя, его отношение к действительности. На занятии у учащихся формируется самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывается интерес к творчеству писателя.
-
Литературная гостиная "Этих дней не смолкнет слава!", посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 г. 2013
Главной задачей школы следует считать воспитание патриотизма, гордости за страну, развитие интереса к истории. Материалы статьи по теме «Великая Отечественная война 1812 г.» могут использовать учителя литературы на неделе русского языка и литературы, во внеклассной работе.