Литература
-
Средства создания комического в сказке Л.Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца" 2013
Анализируя произведение, учащиеся доказывают, что оно отвечает всем законам комедийного произведения, автор пользуется всеми возможными способами создания комического. Произведение яркое, написано богатым, образным языком народного творчества, по жанру ‒ сказ.
-
Урок по теме "Некоторые выводы итогового урока по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2013
Цель урока: научить определять основную тему и идею произведения, строить развернутые высказывания на основе прочитанного; уметь сопоставлять и сравнивать авторов разных эпох, героев разных произведений, видеть преемственность классической русской литературе; давать оценку поступкам героев; оценивать их внутренний мир.
-
Литературная гостиная "В гостях у сказки А.С. Пушкина". 5-й класс 2013
Цель урока: обобщение знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина; знакомство в игре с произведениями музыкального и изобразительного искусства, повторение уже известных произведений, созданных по мотивам сказок А.С. Пушкина.
-
Виртуальная экскурсия по страницам произведения С.Я. Маршака "Город детства" 2013
Цель виртуальной экскурсии: расширить имеющиеся у школьников представления о творчестве С.Я. Маршака.
-
Урок "Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова, или Духовные завещания классиков" 2013
На уроке проводится сопоставительный анализ текстов произведений; определяется авторская позиция; ученики работают со словарем понятий. У учащихся формируется умение составлять опорную схему-конспект; закрепляется навык составления устного высказывания по обсуждаемой проблеме. Материал урока развивает логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывает интерес к творчеству писателей.
-
Урок внеклассного чтения "Басни Крылова как творческое наследие потомкам" 2013
Урок внеклассного чтения «Басни Крылова как творческое наследие потомкам» расширяет и обобщает знания учащихся о жанре басни и творческом наследии Крылова. С этой целью предусматривается предварительная подготовка учащихся, разделенных на творческие группы, в результате работы которых под руководством учителя создаются мини-проекты с презентациями.
-
Урок-праздник "Прощание с азбукой" 2013
Урок-праздник создает атмосферу радости, развивает познавательную активность и творческие способности у детей в поисковой деятельности, мыслительные операции в ходе игры, воспитывает у учащихся интерес к чтению. На праздник приглашаются родители, ученики 5-го класса – дети из предыдущего выпуска учителя, формируется коммуникативная культура учеников.
-
Межпредметная интеллектуальная игра "Умники и умницы. По следам Золотого Руна" 2013
Представленный материал ‒ результат межпредметной игры, развивающей коммуникативную, лингвострановедческую и социокультурную компетенцию учащихся. Конкурсные задания формируют позитивное отношение школьников к базовым общественным ценностям – человек, мир, знания, культура.
-
Игра по литературе "Кто хочет стать миллионером". 5-й класс 2013
Материал поможет учителю провести одно из внеклассных мероприятий по литературе. Сначала проводится викторина для отбора в конкурсе. По прослушанному отрывку требуется назвать литературное произведение и его автора. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. У кого наибольшее количество баллов, тот считается победителем.
-
Искусство слова 2013
Цель урока: дать более глубокое представление о литературе как одного из видов искусства, месте в обществе. На уроке показываются и обсуждаются презентации, созданные на основе стихотворений Н.Рубцова, М.Цветаевой и Б.Пастернака, они полодили начало работы над школьным проектом «Презентация к уроку».
-
"Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного…" (И.Бунин). 10-й класс 2013
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.И. Шадрина, помочь услышать нравственное звучание повести «Черный аргамак»; учащиеся должны постичь идею, содержание, художественные особенности повести; понять мысли и чувства писателя, высказанные в произведении.
-
Интеграция ‒ один из способов подачи учебного материала и развития творческих способностей учащихся 2013
Автор статьи делится опытом планирования и подачи учебного материала по УМК "Вокруг тебя ‒ Мир..."; учебника-хрестоматии по литературе под редакцией В.Я. Коровиной; произведений для внеклассного чтения, живописи, музыки и др. Интеграция курсов формирует творческие способности учащихся.
-
Интегрированный урок литературы, изобразительного искусства, музыки "Осенние мотивы" 2013
Урок представляет собой образец того, каким должно быть преподавание словесности в новых условиях перехода школы на ФГОС. Новые учебники вводят учащихся в мир русской литературы, учат учиться, самостоятельно овладевать приемами анализа художественных произведений.
-
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Ю.Левитанского 2013
Цель: познакомить старшеклассников с жизнью и творчеством Ю.Левитанского.
-
Программа по курсу "Литература Кузбасса". 8-й класс 2013
Программа формирует у школьников навыки краеведческой работы, на воспитание любви к своей "малой земле", на развитие интереса к своим истокам. В результате изучения программного материала курса предполагается усилить внимание заучиванию текстов, их вдумчивому прочтению, пересказу и анализу их, дать сведения о жизни и творчестве поэтов и прозаиков родного края.
-
Урок групповой работы по теме "Домострой. Послание и наставление отца сыну". 9-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с главой «Послание и наставление отца сыну» из памятника средневековой литературы «Домострой». У учащихся формируется представление об авторе произведения, протопопе Сильвестре и роли «Домостроя» в становлении духовной, социальной и семейной жизни Руси.
-
Урок по теме "Роль эпизода "Встреча Чичикова с Собакевичем" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"". 9-й класс 2013
Урок проводится по УМК под редакцией В.Я. Коровина, учит писать сочинение, обозначить последовательность, композицию высказывания на тему. На уроке вырабатывается умение объяснять микротекст художественного произведения, определять значение эпизода, в малой части видеть главное, большое, значимое. После устного анализа эпизода учащиеся анализируют эпизод "Чичиков у Собакевича" письменно.
-
Виртуальная экскурсия по литературе «Литературная Самара». 7-й класс 2013
Первый урок из цикла по теме «Литературная Самара» сопровождается презентацией и ИКТ. С самарским краем связаны имена многих выдающихся писателей и поэтов XIX–XX веков. Здесь прошла журналистская деятельность М.Горького. С 1895 по 1896 год Максим Горький жил в нашем городе. Пребывание в губернском центре оставило заметный след как в творчестве писателя, так и в культурной и общественной жизни Самары.
-
Сравнительный психологический анализ героев произведения А.Н. Островского "Гроза". Тихон и Катерина 2013
С помощью классического произведения анализируется влияние семьи и социума на формирование личности, воспитывается нравственная позиция учащихся, умение ставить цель, формиируются знания о возможных выходах из кризисных ситуаций.
-
Урок литературы: "Рассказ М. Горького "Челкаш". 8-й класс 2013
Великий мыслитель и гуманист Максим Горький актуален всегда, потому что в своих рассказах, в частности в рассказе "Челкаш", дает ответы на многие вопросы бытия: "Что такое свобода?", "Какую роль играют деньги в жизни людей?", "Как разрешаются конфликты между людьми?", "В чем смысл жизни?" и др.
-
И.Я. Яковлев ‒ просветитель чувашского народа 2013
Статья посвящается 165-летию со дня рождения И.Я. Яковлева, выдающегося деятеля культуры и просвещения нерусских народов Востока России, среди которых он трудился более полувека, продолжая замечательные традиции русского просветительства, начатые в далеком прошлом передовой интеллигенцией нашего многонационального Отечества.
-
Изучение поэмы “Ребенок” известного башкирского поэта Галимова Саляма. 10-й класс 2013
Урок-презентация с системой Штейнберга для изучения поэмы «Бала» («Ребенок») известного башкирского поэта Галимова Саляма знакомит с содержанием поэмы, разбирает сложные нравственные понятия "семья", "семейные отношения", роль ребенка в семье. Урок воспитывает правильное отношение к семейным ценностям, ответственность за свои поступки. Составление кластеров разнообразит урок.
-
Тема урока: "Маяковский сегодня" 2013
Цель урока: подвести итоги по творчеству поэта; уметь четко формулировать вопросы к теме; вести диалог.
-
В мастерской художника слова. А.С. Пушкин. Стихотворение "Туча". 7-й класс 2013
Урок входит в систему работы по анализу поэтического текста. Обязательно учитываются знания и умение учащихся анализировать поэтический текст: определять тему, идею, основные образы, художественные средства выразительности; высказывать свое отношение к изображаемому; составлять словесное описание пейзажа.
-
Изучение повести «Чертово колесо» башкирского народного писателя Нугумана Мусина. 11-й класс 2013
На уроке анализируется повесть башкирского народного писателя Нугумана Мусина «Чертово колесо». В начале урока проводится лингвистический диктант с последующей взаимопроверкой. Анализ повести начинается с повторения биографии и творческого пути писателя, которые показаны в схематической форме – системе Штейнберга, очень эффективного приема. Анализ текста приврдит к пониманию внутреннего мира героя произведения, развивает аналитическое мышление учащихся.
-
"Литературный турнир". Систематизация знаний по русской литературе за курс 6-го класса 2013
В нетрадиционной форме повторяется изученный материал по русской литературе. Учащиеся в игре-соревновании отвечают на вопросы по произведениям, решают кроссворд, систематизируют знания по предмету.
-
Композиционные особенности рассказа Л.Толстого "После бала" 2013
На урок применяется метод диалектического обучения, в основе которого лежит индивидуальный труд, простая кооперация и сложная кооперация с выходом на полное развитие индивидуальности каждого учащегося.
-
Урок по теме "Вверх, до самых высот!" 7-й класс 2013
Задача урока литературы состоит в воспитании учащихся, прежде всего внимательного отношения к слову. Осмысленное чтение способно вызывать зрительные образы, развивать эстетические чувства. Учащиеся формируют навыки и умения отличать прекрасное от безобразного, доброе от дурного, свободно высказывать свои суждения, творческие способности. Знакомство с японской поэзией не только расширяет кругозор ребенка, но и учит видеть малое в великом и великое в малом, учит чуткому отношению ко всему живому.
-
Урок литературы по теме "Простая" лирика Николая Рубцова. 11-й класс 2013
Цель урока: опираясь на философские категории «простое» и «сложное», рассмотреть особенности поэзии Николая Рубцова, формировать научную картину мира, собственную мировоззренческую позицию; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом; закрепить полученные знания о лирике Н.Рубцова.
-
"Недаром помнит вся Россия…" Виртуальная экскурсия, посвященная Отечественной войне 1812 года 2013
Материал может быть использован в серии уроков по изучению в 5-м классе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» как вступительный урок для того, чтобы эмоционально настроить учащихся, подготовить к восприятию литературного произведения. Другой вариант – внеклассное мероприятие по литературе, проводимое после изучения литературного произведения. В роли экскурсоводов, сотрудников музеев выступают учащиеся. Учитель организовывает дискуссии по проблемным вопросам.