Цель урока:
- Показать живую связь сказок С. Писахова с северным фольклором (с народными песнями и сказками).
- Помочь увидеть особенности северного наречия и в сказках и в песнях.
- Формировать нравственные основы подрастающего поколения.
Замечания к уроку. В качестве домашнего задания, предваряющего урок, детям предлагается вспомнить сказки С.Писахова, подобрать примеры «небывальщины». Подобрать примеры колыбельных песен, потешек, пестушек, которые, может быть, слышали от бабушек или мам.
Индивидуальные задания по группам:
- Подготовить биографическую справку о С. Писахове.
- Дать определение литературному термину «гипербола». Найти в сказках С.Писахова примеры гиперболы. С какой целью Писахов использует гиперболу?
Особенности оформления доски:
- тема, эпиграф;
- на доску вынесены слова из сказки С. Писахова «Не любо – не слушай»: «Про наш Архангельский край столько всякой неправды и напраслины говорят, что придумал я сказать все как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу – все правда. Кругом земляки – соврать не дадут.
Ход урока
Вступление.
Учитель музыки: Где-то далеко-далеко зарождается песня. Песня прибывает, набирает силу. И так сладко, так больно... Отчего эта боль и сладость? Ты словно уже слышал эти песни когда-то. Может быть, пела их твоя добрая бабка, качая тебя в раскрашенной колыбели? Или дух твой таинственной силой сохранил и сберег в себе этот свет, и теперь он льется наружу? Не понять, не понять...
Учитель литературы: Север – страна прохладных и чистых рек, глубоких озер, где города отразились в сиянии вод своими маковками и куполами. Поле, в недвижимой ржи темнеет большая изба, и на крыше ее резной конек сто лет уже подставляет свою точеную грудь восходящему солнцу.
Учитель музыки: Мы словно листаем старинную книгу, и перед нами встает одна за другой картины родной истории. Представьте это, и вы поймете, откуда идет древнее искусство северной песни и сказки.
Объявление темы.
Учитель литературы: Богатство северного края не могло никого оставить равнодушным. И сегодня мы на уроке посмотрим, как отражается русский Север в сказках – а мы будем рассматривать сказки Писахова – и в северных народных песнях.
Учитель музыки: А какие песни называются народными?
Ответы детей: ...
Слушание народной песни. Анализ.
Учитель музыки: Прослушайте песню, назовите особенности, которыми обладает народная песня.
Ответы детей: Есть распевы, поется аккапельно, старинные слова, протяжная ...
Учитель музыки: Да, народные песни – старинные песни. А как же они дошли до наших дней?
Ответы детей: Передавались по слуху из поколения в поколение, из уст в уста.
Учитель музыки: Очевидно, песни стали складываться, когда человек впервые начал своими словами передавать свои чувства и настроения, свое отношение к окружающему миру: к матери земле, которая кормила, к красному солнцу, которое согревало, к необъятным голубым небесам, которые давали свет; к полям и лесам, которые радовали красотой и, конечно, к самому себе – к своей жизни.
Беседа. Повторение пройденного.
Учитель музыки: Песни сопровождали русского человека всю его жизнь: с рождения и до самой смерти.
- Давайте вспомним, какими песнями встречали рождение ребенка?
Ответы детей: Родильными песнями.
Учитель музыки: Какие песни пели, когда крестили?
Ответы детей: Крестильными песнями.
Учитель музыки: Послушайте такую песню в исполнении северного народного хора.
- Какими убаюкивали?
Ответы детей: Колыбельными песнями.
Учитель музыки: Напойте известные вам колыбельные песни.
- А чем развлекали малыша?
Ответы детей: Потешками, пестушками, прибаутками.
Учитель музыки: Исполните, какие вы знаете.
- Взрослея, подросток участвовал в молодежных играх и хороводах. Ну а когда женились, какие песни звучали?
Ответы детей: Свадебные.
(Исполнение свадебной песни.)
Учитель музыки: И так во все дни, из года в год по народной традиции на каждый момент жизни человека звучали особые песни. В песнях отражена жизнь народа. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. И сколько их в памяти – сотни, тысячи. И до сих пор кладезь народной песни не иссякает.
Беседа по теме урока.
Учитель литературы: Следуя теме урока, вы, ребята, слушали северные народные песни, говорили о народной песенной традиции. А теперь обратимся к строкам Писахова. Как вы считаете, почему этот урок мы начали строками о чарующей красоте Севера? И как связано с этим имя Писахова?
Ответы детей: ...
Учитель литературы: Северный край действительно очень живописен и красив, и невозможно не обращать внимание на это. А Писахов любил этот край и сказал об этом языком сказки.
- А кто такой Писахов? Что вы о нем знаете?
- Несколько ребят работали с биографией Писахова. Предоставим им слово.
(Индивидуальное задание: сообщение или презентация по биографии.)
- Писахов родился и жил на Севере. Вся его жизнь связана с этим краем. Поэтому Писахов писал сказки, в которых показывал северную природу и людей – северян.
- Писахова называли «замечательной фигурой», а когда он жил в Архангельске, то называли достопримечательностью города. Даже обычную историю писатель рассказывал с фантазией, шуткой, прибауткой. Умел заговаривать слушателя. И тем, кто его слушал, казалось, что он не выдумывает свои сказки, а они у него сами получаются.
- А как же Писахов создавал сказки? Вспомним, например, Пушкина. Где он слышал сказки?
Пушкин слушал сказки от Арины Родионовны и на их основе создавал свои сказки.
Учитель литературы: А Андерсен?
Ответы детей: Ему рассказывали сказки старушки из богадельни.
Учитель литературы: А Писахов где слышал сказки, как создавал? На этот вопрос вы отвечали дома, работая со статьей «От автора».
Ответы детей: «Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому и в голову не приходило.»
Учитель литературы: Значит, Писахов создавал свои сказки сам, на учителя у него все же были. Кто?
Ответ детей: Народ.
Учитель литературы: Вы уже знаете, что есть сказки народные и литературные. К каким сказкам относятся писаховские сказки? Почему?
Ответы детей: Литературные т.к. записываются, у них есть автор.
Учитель литературы: А похожи ли они на народные? Чем?
Ответы детей: Писахов создавал свои сказки по народной традиции: бытовые, о животных, волшебные.
Учитель литературы: Группа ребят работали над особенностями видов сказок. Сделаем экскурс в теорию, предоставим им слово.
Ответы детей: Народная традиция разделяет сказки на 3 вида:
- Сказки о животных – главным персонажем в них являются животные, иногда им противостоит человек.
- Волшебные сказки – в них действуют люди и фантастические существа. В этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством. Обеда в волшебных сказках одерживается с помощью чародейства, волшебства.
- Бытовые сказки – главные герои тоже люди, но здесь герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, хитрости.
Учитель литературы: Какие же виды сказок вы можете выделить у Писахова? Приведите примеры.
Ответы детей: Бытовые – «Письмо мордобитно», «Наполеон», «Министр на охоте»; о животных – «Морожены волки», «Налим – Малиныч», «Белуха», «Белы – медведи».
Учитель литературы: А волшебные сказки у Писахова есть?
Ответы детей: Хотя волшебство есть, но нет волшебных предметов; человек одерживает победу не за счет чародейства, а своего ума.
Учитель литературы: Итак, волшебства, как такового, нет. Но есть другое? Что?
- Нам подскажет сам сказочник. Вспомните название сказки «Не любо, не слушай». А теперь продолжите поговорку... (а врать не мешай).
Доска. Про наш Архангельский край столько всякой неправды и напраслины говорят, что придумал я сказать все как есть у нас. Всю сущу правду, что не скажу – все правда. Кругом земляки – соврать не дадут.
Учитель литературы: Обратите внимание на подчеркнутые слова. Какой прием использует автор? (Ответы детей: противопоставление, антиномия.)
- Выстройте антиномию:
- правда – неправда;
- ... – напраслина;
- ... – соврать.
- Автор рядом ставит реальный и выдуманный мир. А как сам Писахов в своих сказках называет тот и другой мир? Обратитесь к статье «От автора».
Ответы детей: «Начинает ... сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет».
Учитель литературы: Как же рождается у Писахова небывальщина?
- Приведите примеры небывальщины из сказок, с которыми работали дома.
Ответы детей: «Не любо – не слушай»: «...льдины с моря гонят да дают в прокат, кому желательно», «Морожены песни»: «...Морозы жили градусов на 200, на 300. На моей памяти доходило до 500.. На морозе всяко слово как вылетит и замерзнет... У всякого слова свой свет, свой цвет».
Учитель литературы: А разве нет? Сравните со стихотворением В.Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти...» или, «Если новость кака или заделье – домой несем. А то и на улице в руках отогреем».
- А с чего начинается деловой разговор у мужчин?
Ответы детей: С рукопожатия.
Учитель литературы: Итак, небывальщина у Писахова основана на бывальщине, то есть выдумка правдоподобна.
- А кто же самый бывалый выдумщик у Писахова?
Ответ детей: Сеня Малина.
Учитель литературы: Был ли он на самом деле или выдуман? Ответ можно найти в статье «От автора».
Ответ детей: «Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков – я свои сказки веду от имени Сени Малины».
Учитель литературы: Почему же Сеня Малина – выдуманный герой – мыслится как реальный, настоящий? Что в нем привлекает, делает его живым, похожим на всех?
Ответ детей: Как и все северяне он любит свой край, природу; он трудолюбив; внимательно относится к своим сородичам.
Учитель литературы: Приведите примеры.
- Для чего же нужен образ С.Малины в сказках?
Ответ детей: Он объединяет сказки.
Учитель литературы: Почему автору так важно показать (выразить) чувства Сени Малины: любовь к родному краю, любование и восхищение им т т.д.?
Ответ детей: Чувства Сени Малины близки и Писахову, через С.Малину автор передает и свои чувства.
Учитель литературы: Как мы называем передачу чувств автора в произведении?
Ответ детей: Авторская позиция. Характерно для литературных сказок.
Учитель литературы: Какой еще прием автор использует в сказках, чтобы передать свои чувства? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к противопоставлению.
- Назовите синонимы к слову придумал... сочинил, выдумал, преувеличил.
- Как в литературе называется прием преувеличения?
Ответ детей: Гипербола.
Учитель литературы: Приведите примеры.
- «Двина в узком месте 35 верст, а в широком шире моря».
- «Морошка крупная, ягоды по 3 фунта и больше».
- «В стары годы морозы жили градусов на 200, на 300...».
- Подведем итог.
- Для чего автор использует гиперболу?
Ответ детей: Писахов любит север, хочет показать его красоту. Действительно, Север гиперболичен: если ягоды, то вечные, если солнце взошло – так не заходит сутки целые. С помощью гиперболы Писахов выражает свою большую любовь к Северу и веру в силу, ум и будущее человека.
Беседа.
Учитель музыки: А жизнь человека с ее трудностями и радостями нашли свое отражение в песне. Народная песня обладает особой магией и волшебством. Песни эти длинные, иные поются по долгу, чтобы весь темный зимний вечер прошел незаметно. Ты чувствуешь, что весь груз усталости стал отдаляться. Певцы собирались после дневных трудов усталые, ослабевшие, а расходились после пения помолодевшие полные сил и любви к друг другу. А ведь Писахов тоже об этом говорит в своих сказках.
- Откройте начало сказки «Морожены песни», найдите подтверждение.
Ответ детей: «В нашем обиходе песня постоянно живет, завсегда в ходу. На работе – песня подмога, на гулянье – для пляса, в гостьбе – для общего веселья».
Слушание песни «Пивна ягода». Анализ.
Учитель музыки: Россия огромна, разные песни поют народы нашей родины. Но в северной песне – особая красота. Никогда вы не услышите в северной песне надрыва и удали. Наоборот, вы услышите песню сдержанную, чистую, благородную. Радость и горе в ней – в каком-то мягком сиянии. Чувство не рвется наружу, а звучит в глубине. Я предлагаю вам послушать в исполнении северного народного хора свадебную величальную песню. Какие из перечисленных особенностей вы услышите.
Ответ детей: ...
Учитель музыки: В северной песне нет ни конца, ни начала. Певцы тут же, в песне, рождают несколько новых мелодий, перетекающих одна в другую. Искусство такого пения до сих пор живо в архангельских деревнях.
- На уроках, слушая северные народные песни, мы обращали внимание на особенности северной речи. Назовите их.
Ответ детей: Круглое «о»; замена звука «ч» на «ц» в конце слова.
Учитель музыки: А теперь мы сами споем попевку на северный лад.
- Очень часто народная песня отображала труд крестьян. При исполнении песни люди повторяли те движения, которые делали за работой. Вспомните такую песню.
Ответ детей: «Дунька».
Учитель музыки: Предлагаю ее исполнить.
(Исполнение песни.)
Учитель литературы: Сегодня на уроке вы обращались к особенностям северного произношения, характерных для Архангельской области.
Местный разговор называется – диалект. Обратите внимание на доску.
Диалектные изменения в слове.
1. Фонетические:
- жених – жоних;
- ребята – робята.
2. Грамматические:
- мороженые – морожены;
- узор – узорность.
Диалектные слова.
- Из уроков русского языка вы знаете, что существует особая группа слов, которые употребляются в определенной местности. В сборнике сказок даны пояснения этих слов. Значение таких слов можно найти и в специальных словарях:
- В.И. Даль «Словарь живого великорусского языка» в 4 томах.
- Архангельский областной словарь.
Приведите примеры.
Вывод: при помощи диалектных слов Писахов передает особенности северной речи, а так же сохраняет их для нас и следующих поколений.
Итог урока.
Учитель музыки: Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Почему мы возвращаемся, спустя время, к творчеству Писахова и к северным народным песням?
Ответ детей: Через песни и сказки мы узнаем о традициях своего народа, учимся видеть и ценить красоту своего края...
Учитель литературы: Но время идет... и хотелось бы, чтобы любовь к своему краю вы пронесли через всю свою жизнь и передали другим поколениям.
Учитель музыки: Мы должны знать историю своего края и гордиться его традициями, а не утратить их поможет нам искусство.