Цель урока: создание условий для анализа произведения, при котором каждый обучающийся сможет осознать социально - практическую личностную значимость в жизни, создание условий для оценки собственных поступков; создание условий для развития ценностного отношения к окружающему миру.
Тип: объяснение нового материала
Оборудование урока: для каждого учащегося карта урока, карта информатор, цветок; наглядный материал: портрет В.Гаршина, книги писателя, макет цветника, символизирующий контрастный мир розы и жабы, слова и выражения, комментирующие эти миры.
1. Оргмомент.
2. Знакомство с биографией писателя
Блиц-опрос “Верите или не верите?”
1. Автор сказки “Лягушка-путешественница”
2. Родился в дворянской семье.
3. В четыре года собрался на войну.
4. Воспитывал отец.
5. Учился плохо.
6. В шесть лет прочитал “Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго.
7. Имеет образование горного инженера.
8. Совершил подвиг на войне, произведен в офицеры.
Затем раздается карта – информатор, по которой учащиеся читают биографию Гаршина и сверяют свои ответы.
- Какой вопрос вам показался наиболее интересным?
3. История написания сказки.
- Обратитесь к карте урока, которая лежит у вас на столе, зачитайте историю написания сказки. (Однажды Гаршин был в гостях у своего друга - поэта Я.П.Полонского, где играл А.Г.Рубинштейн, известный композитор того времени. Прямо против музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма несимпатичный Гаршину... неприятного вида чиновный старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него мелькнула мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе).
- Что именно не понравилось Гаршину в этом чиновном старике? Неужели люди могут вызывать такие неприятные ассоциации?
- Конечно, перед ним развернулась контрастная картина внутреннего мира человека: мира искусства, мира чиновного старика.
4. Мир розы.
- Что вы знаете о жизни розового куста? (Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом.Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком).
- А почему же так запущен цветник?
- Когда распустилась роза? Какие чувства испытывает роза? Почему? Что помогает понять чувства розы? Давайте перечитаем этот момент в сказке.(Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой).
- Ребята, ведь сад, в котором распустилась роза, был запущен. Почему же она была так счастлива?!
- Обратимся к карте урока.
-Обратимся к “Миру розы” На каждом лучике надпишите качества характера людей, принадлежащих к этому миру.
Теперь над тем качествам характера поставьте “плюсик”, который относится именно к вам.
- Какова молитва розы? Запишите ее в карте. “Хоть бы умереть другою смертью”
- Подумайте, а какой бы могла быть молитва жабы?
5. Мир жабы.
- А что мы знаем о жизни жабы? Перечитайте этот момент в тексте.
Почему она оказалась именно в этом запущенном цветнике?
- Ребята, обратите внимание на то, что роза несвободна, она может жить только в том саду, потому что она там растет.
- Какие чувства испытывает жаба? Почему? Что в ней было особенно безобразным?(Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде, потому что ночами охотилась за червяками и мошками, а утро отдыхала.Особенно безобразными у нее были жабьи глаза, грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразные лапы)
- Что беспокоило жабу? Почему? (Запах розы, потому что это для не было что-то новое, непонятное, резко отличавшееся от привычного для нее).
6. Другие герои сказки.
- Чему радовался мальчик Вася осенью? Почему?(Он очень любил свой цветник; с любовью наблюдал за жизнью насекомых в цветнике; один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости... Какая была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!)
- Что вы можете сказать о нем? Чем он похож на розу?
- Что изменилось в мае, когда расцвела роза? С чем связаны эти перемены? Почему плачет его сестра Маша? О чем мечтает Вася? Осуществимы ли эти мечты? Понимает ли это Вася? Докажите.
- Вася умирает... А роза начинает только жить, но жизнь ее коротка - всего 3 дня. Знает ли обо всем этом роза? Какое главное чувство она испытывает? (Роза ничего этого не знала. Она росла и красовалась).
- Гаршин в начале сказки говорит о людских печалях и о радости розы, о счастье жить, но во второй части меняется весь тон повествования: на место радости, счастья приходит тревога: "...и в эту короткую жизнь ей (розе) довелось испытать немало страха и горя".
- Какой страх и какое горе испытала роза за свою короткую жизнь?
- Что чувствовала жаба, когда впервые увидела розу? Говорит ли Гаршин о зависти?(Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов: – Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю!)
(Гаршин не говорит о том, что жаба завидует розе, но он описывает ее злые, безобразные глаза.Разве имея такие глаза, можно любить?)
- Как жаба выражает свои чувства? Почему именно так?
- Какие чувства испытывала роза, когда услышала слова жабы? О чем она мечтала? Почему? О чем не знала роза?
- Почему слова: "Я тебя слопаю!" жаба пыталась говорить "как можно нежнее"? А какая интонация преобладает?
- И вот жаба начинает действовать... Удалась ли ей первая попытка? Почему? Что испытывает она? (Злость).
- Жаба решилась, отдохнув, снова добираться "до привлекавшего ее и ненавистного ей цветка". Что же все-таки привлекало жабу в розе, чем же она ей была ненавистна?
- Ненависть всегда побуждает к действию. И жаба, несмотря ни на что, исполняет свой страшный план. (А жаба все карабкалась выше. Темно-зеленая гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок... – Я сказала, что я тебя слопаю! – повторила она).
- Так какой же страх испытала роза?
- Она погибла? Почему?
- Почему же Гаршин не допускает смерти розы в пасти жабы?
- Сказка Гаршина воспитательная (дидактическая). Так что должна воспитать эта сказка у юного читателя?
- Сказка Гаршина и философская, и воспитательная. О каких жизненных проблемах размышляет автор?
7. Рефлексия.
На доске макет цветника, разделенный на две части: светло - зеленый и черный, посередине роза и жаба. Учащиеся поочереди выходят к доске и прикрепляют свой цветок к макету цветника, относя себя к определенному миру.
8. Домашнее задание.
Домашнее задание:
1) Напишите всю эту историю, но от имени, от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю Гаршину.
2) Читая мудрые и грустные притчи Гаршина, .....