Цель и задачи мероприятия:
- привлечение внимания обучающихся к творческому наследию Федора Александровича Абрамова;
- воспитание патриотизма у молодого поколения через изучение литературы родного края;
- создание условий для интеллектуального самовыражения школьников.
Форма проведения: игра по станциям.
Возраст обучающихся: 10-14 лет.
Предварительная работа с обучающимися:
в рамках школьного самоуправления обучающиеся
8-11 классов участвуют в подготовке и проведении
классных часов для обучающихся 4-6 классов по
жизни и творчеству Ф.Абрамова с использованием
ИКТ.
На уроках русского языка, внеклассного чтения и
литературы изучаются рассказы Ф.А. Абрамова
«Про Василия Ивановича», «Несмышленыши», «О чем
плачут лошади».
Организация игры.
Игра заключается в передвижении по станциям.
Каждый класс получает маршрутный лист с
последовательным списком станций:
«Художественная», «Литературная»,
«Биографическая», «Кроссворд». Все команды
выполняют одинаковые задания на каждой станции.
Для работы на станциях время регламентируется.
Весь классный коллектив является
одной командой. По окончании игры подводятся
итоги.
Маршрутный лист команды ___ класса
№ п/п | Название станции | Оценка | Подпись жюри |
1 | «Художественная» | ||
2 | «Литературная» | ||
3 | «Биографическая» | ||
4 | «Кроссворд» |
ХОД ИГРЫ
Станция «Художественная»
Класс делится на три команды. Каждой команде
выдается одинаковый набор картинок в количестве
14 штук, а так же одно из трех названий
рассказов Федора Абрамова: «Про Василия
Ивановича», «Несмышленыши», «О чем плачут
лошади».
Задача команд выбрать иллюстрации к
рассказам.
За каждую правильно выбранную иллюстрацию
команда получает 1 балл.
Общее количество баллов, набранное командами,
записывается в маршрутный лист.
Картинки: (Приложение 1)
- Кот
- Белки
- Елка
- Мужик-выпивоха с палкой в руках
- Гриб
- Мужик-рассказчик (повествователь)
- Хлеб
- Дрессировщик
- Лошадь
- Детские качели – лошадка
- Мальчик
- Бабушка
- Собака
- Клубника
Правильный набор иллюстраций:
1. «Про Василия Ивановича»: кот, бабушка,
мальчик, собака, клубника, грибы.
2. «Несмышленыши»: кот, белки, ель,
мужик-выпивоха с палкой в руках, грибы.
3. «О чем плачут лошади»: хлеб, дрессировщик,
лошадь, детские качели – лошадь,
повествователь.
Картинки:
Станция «Литературная»
Класс делится на три команды. Каждой команде
одно из трех названий рассказов Федора Абрамова:
«Про Василия Ивановича», «Несмышленыши», «О чем
плачут лошади».
Задача команд правильно ответить на вопрос по
рассказам.
За каждый правильный ответ команды – 1
балл.
В случае помощи участников других команд – 0,5
баллов.
Общее количество баллов, набранное командами,
записывается в маршрутный лист.
Вопросы по рассказу «Про Василия Ивановича»:
1. Имя внука Олены Даниловны? (Вова)
2. Кого больше любила Олена Даниловна из всего
зверья, пребывающего у нее? (Кота Василия
Ивановича)
3. Какие грибы искал в лесу кот Василий Иванович? (Белые)
4. Кто был другом Василия Ивановича? (Пес Алик)
5. В чем однажды уличила Олена Даниловна Василия
Ивановича и Алика? (В воровстве клубники)
6. С каким котом сравнивает Олена Даниловна
Василия Ивановича? (С ученым котом из сказки
А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)
7. Кому Василий Иванович был «готов глаза
выцарапать»? (Пьяным)
Вопросы по рассказу «Несмышленыши»:
1. Кто такие «несмышленыши»? (Бельчата)
2. Кто, по словам Олены Даниловны, «самая умная
животина на свете»? (Кот Василий Иванович)
3. Какое растение рвал Вовка для черепахи? (Заячью
капусту)
4. Кто по ночам стерег бельчат на елке? (Кот
Василий Иванович)
5. Что стало с бельчатами? (Их убил Васька Шиш)
6. Почему Олена Даниловна винит себя в гибели
бельчат? (Приучила животных к человеку)
7. Название рассказа, из которого взяты строки: «В
каждом из нас, должно быть, живет пушкинский
Вещий Олег»? (Рассказ «О чем плачут лошади»)
Вопросы по рассказу «О чем плачут лошади»:
1. Кличка лошади, главной героини рассказа «О
чем плачут лошади»? (Рыжуха)
2. Порода Рыжухи? (Мезенка)
3. Как звали старую кобылу, подругу Рыжухи? (Забава)
4. Чем подбадривала старая кобыла Рыжуху? (Пела
песни)
5. Какой народный праздник упоминается в рассказе
«О чем плачут лошади», когда говорится о русских
гуляньях на лошадях? (Масленица)
6. Что являлось символом мужского счастья,
приспосабливаемое на крыльце деревенского дома? (Лошадиная
подкова)
7. Какая тоска навалилась на героя рассказа «О чем
плачут лошади» после разговора с лошадьми? (Лошадиная
тоска)
Станция «Биографическая»
На станции используется ИКТ.
Вопросы на станции подготовлены в форме
презентации.(Приложение 2)
За каждый правильный ответ команда класса
получает 1 балл.
Общее количество баллов, набранное классным
коллективом, записывается в маршрутный лист.
1. Дата рождения Федора Абрамова (20.02.1920г.)
2. Где родился Федор Абрамов? (Село Веркола
Пинежского района Архангельской
области)
3. Как звали родителей Федора Абрамова? (Отец –
Александр Степанович, мать – Степанида Павловна)
4. Какое отношение имеет данная фотография к
Федору Абрамову?
(Школа в Верколе, где учился Федор, была за рекой, в здании бывшего монастыря).
5. Начальное образование Ф.А. Абрамов получил в
сельской школе. Какую премию он получил как
лучший ученик в 3 классе? (Материю на брюки и
ситцу на рубашку. По тем временам это была
неплохая помощь в семье)
6. Где Федор Абрамов получил среднее образование? (В
средней школе г. Каргопогорах.
В 7 классе Федор, в числе других учеников,
получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классах
получал стипендию имени А.С. Пушкина, которая
присуждалась лучшему ученику школы за успехи в
учебе и за знание творчества поэта)
7. Где продолжил свое образование Ф.Абрамов после
окончания средней школы? (В 1938 году Федор
Александрович Абрамов окончил с отличием школу и
осенью того же года был зачислен без экзаменов на
филологический факультет Ленинградского
университета).
8. Почему Ф. Абрамов не смог закончить
университет? (В 1941 году студент-третьекурсник
Федор Абрамов, как и многие другие студенты,
вступил в ряды народного ополчения: уходит на
фронт).
9. Какими наградами был отмечен Абрамов-боец? (За
боевые заслуги награжден орденом Отечественной
войны 2-й степени и медалями).
10. Почему, начиная с 1942 года Федора Абрамова не
отправляли на фронт? (Абрамову чудом удалось
выжить в бою после тяжелого ранения. С 1942 года
Федор Александрович возвращается на службу в
армию в нестроевых частях, т.к. вернуться на фронт
не позволяют ранения).
11. Где проходил службу Ф.А. Абрамов с 1943 по 1945 годы?
(В апреле 1943 года был направлен в контрразведку
НКО СМЕРШ Беломорского военного округа.
Впечатления от работы следователем
контрразведки отразились в неоконченной повести
«Кто он?»)
12. Первый роман Абрамова, посвященный жизни
русской деревни в военные годы, вышел в свет в 1958
году. Назовите его? (Братья и сестры)
13. В 1968 году Ф.А. Абрамов опубликовал роман,
посвятив его судьбе послевоенного села Пекашина.
Как назывался этот роман? (Две зимы и три лета)
14. Какие награды имел Ф.Абрамов за писательскую
деятельность? (В 1980 году был награжден орденом
Ленина)
15. Как этот дом был связан с именем писателя?
(С 1975г. по 1982 гг. в этом доме летом жил и
работал писатель)
16. Когда умер Федор Абрамов? (14 мая 1983 года).
17. Где похоронен писатель? (19 мая 1983 года Ф.А.
Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом
угоре, рядом с домом, построенном его
собственными руками)
Станция «Кроссворд» (Приложение 3)
Классу выдается кроссворд с ключевым словом,
который необходимо отгадать. Вопросы к
кроссворду наклеены на стенах, дверях,
подоконниках рекреации у кабинета. Игрокам
необходимо найти вопрос, ответить на него, а
ответ записать.
За каждое правильно отгаданное слово классный
коллектив получает 1 балл.
Общее количество баллов записывается в
маршрутный лист.
Вопросы к кроссворду:
1. Как звали старую кобылу, товарища Рыжухи?
2. Как называла Олена Даниловна своего зятя?
3. Родина Федора Абрамова.
4. На какой реке находится деревня в которой
родился Ф.Абрамов?
5. Как звали собачку,ставшую другом Василию
Ивановичу?
6. Что по мнению Олены Даниловны, является
"первым помощником у жизни"?
7. "Главная опора и надежда всей крестьянской
жизни".
8. Чем хотела расплатиться Олена Даниловна с
ребятами за проделанную ими работу?
9. Какой породы была Рыжуха?
10. В какое время года произошло первое знакомство
Олены Даниловны и Вовы с бельчатами?
11. Как звали мать Федора Абрамова?
12. Кто такой Василий Иванович?
Ответы на кроссворд:
7. Л | ||||||||||||||
1. З | 2. О |
Т | Е | Ц | ||||||||||
А | Ш |
|||||||||||||
А | Б | Р | А | М | О | 3. В | ||||||||
8. Г | А | Д |
Е | |||||||||||
Р | 9. М | В | Ь |
Р | ||||||||||
4. П | И | Н | Е | Г | А | 12. К | О | Т | ||||||
Б | З | О | ||||||||||||
Ы | Е | 10. В | Л | |||||||||||
Н | 11. С | Т | Е | П | А | Н | И | 6. Д | А | |||||
К | С | О | ||||||||||||
А | Н | Ж | ||||||||||||
5. А | М | И | К | Д | ||||||||||
Ь |
Подведение итогов, награждение участников.
На каждой станции игры задания оцениваются
членами жюри.
Победителем игры становится команда, набравшая
максимальное количество баллов.
Литература:
- Абрамов Федор Александрович «О чем плачут лошади» (1973 год) «Сочинения», двухтомник: СПб, изд-во «Русский остров», 2010 г;
- Абрамов Федор Александрович «Из рассказов Олены Даниловны» (1969) «Сочинения», двухтомник: СПб, изд-во «Русский остров», 2010 г;
- Абрамов Федор Александрович «Собрание сочинений». Том 4. СПб.: «Худ. лит.», 1993.
- Интернет: http://www.fabramov.ru/, http://ru.wikipedia.org/wiki/Абрамов
- Оклянский Ю.М. «Дом на угоре» (О Федоре Абрамове и его книгах). – М.: Худож. лит., 1990.
- «Абрамов Федор Александрович» (1920-1983) Северная энциклопедия сост.Е.Р. Акбальян, М.:2004,с.7
- «Русская литература 20 века». Русская литература 20 века. 11 класс. Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. Под ред. В.В. Агеносова. М., Дрофа. 2001.
- «Русские писатели и поэты». Краткий биографический словарь. Москва, 2000.