Цели занятия:
1. Дидактические:
- Познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие.
- Создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий.
2. Развивающие:
- Способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы, раскрывающие процесс работы над художественным произведением.
- Продолжить работу над развитием монологической речи.
3. Воспитательные:
- Содействовать повышению интереса к созданию произведений русской классической литературы.
Ожидаемый результат:
- научиться создавать связный текст с опорой на слайды лекции, подготовленной учителем.
Межпредметные связи: история, информатика, русский язык
Средства обучения:
- портреты писателя
- выставка книг
- мультимедийный комплекс
Тип занятия: слайд-лекция с элементами творческой работы
ПЛАН УРОКА
1. Организация начала урока.
1.1. Постановка учебной задачи.
2. Новая тема. Слайд-лекция.
2.1. Сообщение учителя
2.2. Индивидуальные ответы учащихся.
3. Рефлексия знаний.
4. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организация начала урока.
1.1. Постановка учебной задачи.
2. Новая тема. Слайд-лекция.
2.1. Сообщение учителя
Слайд № 2.
Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман "Война и мир" - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.
Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самое значительное, возвышенное, нравственно чистое и жизнеутверждающее - это его роман "Война и мир".
Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.
Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли "акмэ", - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.
Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: "Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой".
Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его "невольную и естественную нежность" к своим героям-дворянам.
Слайд № 3.
Запишем план нашей лекции.
- Время создания и историческая основа романа
- Смысл названия
- Система образов
- Жанровое своеобразие
- Проблематика романа
- Особенности композиции
Задание на урок. Познакомиться с содержанием слайда и составить связный рассказ, используя тезисы и схемы со слайда.
Слайд № 4. Время создания и историческая основа.
Роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра II
отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.
Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах, но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 г.
Формирование замысла определил сам автор:
1856 год - начало замысла. Первоначально Л.Н.Толстой задумал начать своё повествование с 1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.
"В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".
1825 год. Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.
"Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".
1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.
"Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".
1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.
"Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".
Однако автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией - Аустерлицем - "временем наших неудач и нашего срама", как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.".
2.2. Индивидуальные ответы учащихся.
(по слайду составить связный ответ, учитель может восполнить недостаток в ответе своими комментариями)
Слайд № 5. Хронология романа.
Примерный вариант ответа
В романе "Война и мир" рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией.
В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.
Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.
3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.
4-й том - 1812 - 1813 г.г.
3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.
В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.
Слайд № 6. Смысл названия.
Учитель
Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале "Русский вестник" появился вариант первого тома под заглавием "1805 год". И лишь в конце 1866 года появилось заглавие "Война и мир".
Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре Даля:
МИРЪ -
- Отсутствие войны, ссоры
- Согласие, единодушие
- Спокойствие
МiРЪ -
- Вселенная
- Земной шар
- Все люди
- Община, общество крестьян
В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно.
Вот как определяются значения этих слов в академическом словаре:
МИР1
- Все формы материи в земном и космическом пространстве
- Земной шар, Земля
- Всё живое, всё окружающее
- Люди вообще
- Порядок, строй жизни
МИР2
- Согласие, отсутствие разногласий
- Отсутствие войны
- Прекращение военных действий, мирный договор
- Покой, благополучие
Учитель.
Запишем в тетради смысл слов "война", "мир" в понимание писателя.
Слайд № 7
- Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях
- Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества
Индивидуальные ответы учащихся.
(по слайду составить связный ответ, учитель может восполнить недостаток в ответе своими комментариями)
Слайд № 8. Система образов
Примерный вариант ответа
В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа
Слайд № 9. Система образов
Всех героев условно можно разделить на любимых ("люди мира") и нелюбимых ("люди войны"). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия.
Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях.
Люди мира - любимые герои Толстого. Они ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.
Слайд № 10. Жанровое своеобразие.
Учитель
Уже современники Л.Н.Т. почувствовали, что "Война и мир" - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться "вся русская жизнь того времени". Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а "деятельность всех людей, принимавших участие в событии". Постепенно произведение становится "рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни". Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая "научных" характеристик "Войны и мира".
Рассмотрим основные признаки романа и эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.
Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны "со слов разных генералов". Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.
Таким образом, автору удаётся соединить 2 плана произведения: частный и исторический.
Рефлексия знаний.
Задание. Попробуйте объяснить, чем роман-эпопея отличается от романа. Продолжить фразы.
Слайд № 11, 12, 13
Эталон. От обычного романа он отличается:
- масштабом времени и местом действия (сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);
- количеством действующих лиц (около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.);
- представлены разные социальные слои населения России и Европы (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)
- большим кругом жизненных явлений (большое число сюжетных линий);
- показом исторических событий, которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г.)
Слайд № 14. Проблематика романа
Проблема - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.
Сложность и глубина содержания "Войны и мира" требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.
Попытайтесь определить жанровые элементы в романе-эпопее.
Слайд № 15
Учитель
Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:
- исторический - обращение к реальным историческим событиям;
- философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
- нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.
Задание. Опираясь на материалы слайда № 14, попытайтесь определить жанровые элементы в романе-эпопее "Война и мир".
("кликнуть" на пустом месте для появления эталона ответа )
Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, "семейная проблематика": любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);
- Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ "диалектики души" героев (психологический анализ);
- Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);
- Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).
3. Рефлексия знаний.
Вопросы для контроля:
- Как в процессе работы изменялся замысел романа?
- Как вы понимаете смысл названия "Война и мир"?
- В чем заключается жанровое своеобразие "Войны и мира"? Чем книга отличается от известных романов ХIХ века?
- Как группируется система образов в романе-эпопее?
- Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог?
4. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Учитель
У нас остался для изучения только один пункт плана: особенности композиции и сюжета. Это и будет домашним заданием, к которому мы вернёмся после прочтения всего романа. Вам предстоит, опираясь на текст всего романа, самостоятельно разобраться в том, как он построен, в его сюжетных линиях и подготовить слайд-сообщение.