История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Сценарий внеклассного мероприятия по истории: Форум обучающихся "Фестиваль наук. История" 2006

    Автор: Захарова Ольга Михайловна

    Подведение итогов учебной и внеклассной работы по истории за прошедший учебный год и старт учебной и внеклассной работы по истории на 2005–2006 учебный год. Определяется значение исторической науки в системе других наук, опираясь на высказывания известных историков и государственных деятелей.

  • Урок в 10-м классе по теме: "Россия в ХVI в." 2006

    Автор: Семенченко Александр Иванович

    Разработка урока, цели которого: обобщить знания учащихся по эпохе Ивана Грозного в форме игры; развивать умения учащихся применять теоретические знания в практической деятельности, работать с историческими понятиями, хронологией, исторической картой, историческими фактами и событиями, умения применять информационные технологии; воспитывать чувство коллективизма, ответственности, патриотизма.

  • Основные положения реформы 1861 г. 2006

    Автор: Сабирова Альфинур Хамитовна

    Повышению познавательной активности учащихся, преодолению скуки, шаблона в проведении традиционных уроков способствуют ролевые игры. В качестве примера инновационного урока, на котором хорошо просматривается сотворчество учителя и учащихся, предлагаю план-конспект по теме "Падение крепостного права в России".

  • План деловой игры "Формы отклоняющегося поведения в современном российском обществе" 2006

    Автор: Зимина Елена Григорьевна

    Предлагается сценарий деловой игры на актуальную, отвечающую современной проблематике тему. Подробно описывается ход деловой игры по соответствующим этапам, выделяются цели и методы осуществления каждого. Прилагается список тем для обсуждения, даются конкретные, апробированные советы как правильно организовать дискуссию, сформировать устойчивую мотивацию учащихся, создать оптимальные условия для актуализации социально-коммуникативных способностей каждого ученика.

  • Интеллектуальная игра "Гражданская война и интервенция в России" (повторительно-обобщающий урок). 9-й класс 2006

    Автор: Захарова Оксана Владимировна

    Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме интеллектуальной игры с моментами театрализации, позволяет обучающимся не только применить знания, умения и навыки, но и быть участниками изучаемых событий. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность каждого ученика, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

  • Духовная оппозиция и церковный раскол. (Социальный и культурный феномен раскола) 2006

    Автор: Сафронова Елена Валентиновна

    Данный урок является продолжением темы "Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в русской православной церкви" (1-й урок "Реформы патриарха Никона"). Цели урока - формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе; оценка церковного раскола современниками и потомками; развитие умения прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторических деятелей.

  • Внеклассное мероприятие по истории. Сценарий выступления лекторской группы. Тема: "Великой Отечественной войне 1941–1945 годов посвящается. Битва за Москву" 2006

    Автор: Акиньшина Ирина Витальевна

    Сегодня можно встретить подростков, которые плохо понимают и не представляют себе события Великой Отечественной войны, не знают о родственниках – участниках войны. Чтобы изменить ситуацию, в нашей школе организована работа лекторской группы, выступления которой посвящены Дням воинской Славы России. Такая форма работы приобщает школьников к истории своей страны, развивает патриотизм и чувство гордости за свой народ.


  • Мультимедийный урок истории по теме: "Огненная дуга" 2006

    Автор: Федорова Рада Викторовна

    Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией - одна из целей современного образовательного процесса. Применение компьютера на уроке оправдано прежде всего при большой индивидуализации работы учащихся. Любая форма работы над исторической темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика имеет преимущества перед традиционными формами уроков уже потому, что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, документальных и справочных материалов.

  • Урок истории в 5-м классе по теме: "Образование в Древнем Египте" 2005

    Авторы: Трунова Татьяна Анатольевна, Шамаева Кристина Львовна

    Урок развивающего обучения. В ходе решения познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала и умение использовать его на практике. Урок предполагает опору на личный жизненный опыт учащихся и их знания из других предметных областей.

    Древний Египет, образование в Древнем Египте, письменность Древнего Египта, египетские иероглифы, дешифровка египетских иероглифов, египетские папирусы

  • Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников 2005

    Автор: Гималетдинова Луция Зайнулловна

    Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.

  • Урок в 9-м классе по курсу "обществознание" на тему: "Нравственные и правовые основы семьи" 2005

    Автор: Скворцова Юлия Сергеевна

    На данном уроке я попыталась связать теоретические положения курса обществознания с социальным опытом учеников, что способствует освоению системы знаний о социальной действительности, развитию мышления и интереса к изучению дисциплин социально-гуманитарного цикла, воспитанию гражданской ответственности. Кроме того, это развивает умение спорить, способность к оценке собственных социальных возможностей, навык самоорганизации, вырабатывает способность самостоятельно разрешать личные проблемы, реализовывать свои жизненные планы. Таким образом, представленный урок способствует приобретению определенного социального опыта, а также положительно влияет на характер взаимоотношений учителя и учащихся.

  • Повторительно-обобщающий урок по теме: "Передняя Азия в древности". 5-й класс 2005

    Автор: Скворцова Юлия Сергеевна

    Данный урок является повторительно-обобщающим по теме "Передняя Азия в древности". Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, развитие любознательности учащихся, повышение интереса к истории. Задания предполагают систематизацию полученных знаний. В случае, когда способ выполнения задания учащимся неизвестен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче, например, "Историческая арифметика", "Пословицы в ребусах".

  • Русский фольклор как исторический источник 2005

    Автор: Говорова Светлана Юрьевна

    История фольклора неразрывна с историей народа. Изучением фольклора занимались и занимаются исследователи таких наук, как философия, история, филология, этнография, археология и др. Особенно эффективно использование фольклорного материала на уроках истории в 6–7-х классах. В произведениях фольклора мы можем увидеть описание русских городов.

  • Итоговый урок-практикум в 11-м классе по теме: "Гражданская война в России" 2005

    Автор: Юшкова Ольга Евгеньевна

    Проблемный характер урока по Отечественной истории в 11-м классе, активизация познавательной деятельности учащихся создают условия для конкретно-исторического и теоретического анализа событий России ХХ века, развивает у учащихся умение обобщать, анализировать исторические явления, давать оценку историческим личностям в истории Отечества.


  • Интегрированный урок (литература и история) по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ– ХХ вв." 2005

    Авторы: Волкова Марианна Романовна, Мингазова Елена Викторовна

    История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить, на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.

  • Тема урока по истории: "Индия и Китай в древности". 5-й класс 2005

    Автор: Кузнецова Светлана Валерьевна

    Урок знакомит учащихся 5-х классов с Древним Китаем и Индией. Идет рассказ о двух древних цивилизациях, что общего и различного в их развитии.

  • Тема урока: "Причины победы большевиков в Гражданской войне" 2005

    Автор: Скоробогатько Евгения Борисовна

    Урок-проект по истории, который помогает ученикам через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология "военного коммунизма", крестьянства в гражданской войне, "белый" и "красный" террор и другие, выяснить причины победы большевиков в Гражданской войне, а также понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь отказу от ненависти, насилия, произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа "осчастливить" народ.

  • Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Память моя блокадная…" 2005

    Автор: Юдочкина Наталья Петровна

    Ленинград - это одна из памятных страниц истории нашего государства. Его судьба неотделима от нашего народа. Героическая оборона города в годы войны стала символом мужества. На примере бессмертного подвига его жителей воспитано не одно поколение наших соотечественников. "Память моя блокадная" - встреча двух поколений. "Дети 40-х и молодость XXI века". Дети 40-х чье детство прошло в суровые годы и молодежь сегодняшнего дня, которая, приклоняясь перед их мужеством, стала инициатором акции, внесшей посильный вклад в создание памятника "Детям войны" в г. Красноярске.

  • Урок-суд по истории в 9-м классе: "Сталин: "отец народов" или "враг народа"?" 2005

    Автор: Гильмутдинова Зульфия Мусаяфовна

    Мировая революция, великая индустриальная держава, сплошная коллективизация, "экономическое чудо", "большой террор", "культурная революция", судебные прения, Сталин: "отец народов" или " враг народа".

  • Тема урока: "Семинарская система работы на уроках социально-политического цикла" 2005

    Автор: Приймак Анна Геннадьевна

    Для преподавания гуманитарных дисциплин в ФГОУСПО "ЕМРПТ" используется лекционно-семинарская форма работы. На лекционных уроках преподаватель объясняет новую тему, ставит проблему перед студентами, решение которой выносится на общее обсуждение. Семинары по предмету "Основы философии" отличаются, к примеру, от семинаров по предмету "Основы социологии и политологии" тем, что последние принимают форму политического диспута. Обсуждение философских проблем проходит более спокойно, но это не значит, что нет желания спорить. Преподаватель и студенты спорят на равных, дискуссии проходят очень живо, интересно, вовлекают всю группу в общий разговор. Семинары необходимы, они помогают студенту тщательно, от урока к уроку, систематизировать свои знания.

  • Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы в Сергиево-Посадской муниципальной гимназии 2005

    Автор: Байч Софья Юрьевна

    Задача исторического образования в Сергиево-Посадской гимназии включает в себя исследование исторических процессов в диалектическом альтернативно-многовариативном и закономерно-объективном развитии. Реализация этого подхода осуществляется за счет накопления и систематизации материала, его письменной фиксации, критического анализа материала через изучение источников и дискуссию, теоретическое обобщение на основе межпредметных связей.


  • Урок по истории на тему: "Импрессионизм, как реалистическое направление в живописи конца ХIX — начало ХХ века". 10-й класс 2005

    Автор: Кордас Татьяна Семеновна

    Бинарный урок (история и рисование) с использованием социокультурных технологий. На урокае показаны принципиальные изменения в искусстве в конце XIX - начале XX века, появление нового направления в искусстве - импрессионизм. Учащиеся познакомились с некоторыми из представителей импрессионизма: К.Моне, О.Ренуаром, В.Ван-Гогом, П.Гогеном. Были раскрыты особенности живописного языка художников, манера письма, через идейные задачи ипрессионизма, продиктованные своим временем. Ребята увидели гуманистические черты живописи художников, их стиль, объёмное восприятие картин художников-импрессионистов.

  • Дидактические игры на уроках истории 2005

    Автор: Сергеева Елена Викторовна

    Урок предполагает повторение пройденного материала за 7–8-й класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.

  • Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс 2005

    Автор: Зятьков Михаил Алексеевич

    Работа в малых учебных группах - один из эффективных и просто интересных методических приёмов. Коллеги, предлагаю конспект урока по истории России в 10-м классе по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". Пусть дети на уроке работают, общаясь.

  • Урок-повторение по теме: "Единство — сила!" 2005

    Автор: Петрова Надежда Васильевна

    "Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее". Эта фраза В.Г.Белинского стала очень актуальна. Перемены, происходящие в нашей стране, политические страсти и заботы повседневности не только не ослабили интерес к истории, а наоборот привели к ещё более острому восприятию проблем прошлого.

  • Викторина по краеведению 2005

    Автор: Полищук Юлия Михайловна

    Работа по истории края предназначена для 5-го класса. В результате подготовки учащихся к таким викторинам развиваются умения и навыки, необходимые для активной, творческой жизнедеятельности человека в современных условиях.

  • Урок по истории в 10-м классе по теме: "Преобразования Петра I. Петр Великий — чудо или чудовище?" 2005

    Автор: Алексина Елена Юрьевна

    Я предлагаю для публикации повторительно-обобщающий урок в 10-м классе. Это проблемный урок с элементами интерактивного обучения. Используются фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, что повышает эффективность урока, позволяет каждому ученику проявить себя. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности.

  • Игра "Умники и умницы" по теме: "Культура России в первой половине XIX в." 2005

    Автор: Дроздова Надежда Викторовна

    Проводя игру "Умники и умницы", повторяем с учащимися основные достижения русской культуры первой половины XIX века.

    умники и умницы


  • Формирование исторического мышления в условиях модернизации системы образования 2005

    Автор: Жужгова Наталья Валентиновна

    Если ученик способен дивергентно рассматривать исторический процесс, то можно утверждать, что главная цель исторического образования достигнута, но при этом необходимо учитывать важность принципиального подхода к вопросу исторического процесса, в ином случае все превратится в игру и не более.

  • Урок истории по теме: После войны: "война" и мiръ! 11-й класс 2005

    Автор: Азизов Энвер Садифаевич

    Урок по Всеобщей истории в 11-м классе помогает учащимся понять особенности международных отношений после окончания Второй мировой войны. Лабораторная работа развивает информационную грамотность, выводы способствуют осознанию значения толерантности как факта общественной и личной жизни.