История и обществознание
-
Тема урока: "Культура нового времени" 2006
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
-
Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс 2006
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование.
-
Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке" 2006
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных характеров, характерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего характера. Учитель помогает детям определелить свои характерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего характера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
-
"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории) 2006
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший.
-
Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва" 2006
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
-
Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!" 2006
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
-
Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс 2006
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
-
Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс 2006
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
-
Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс 2006
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Практика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
-
Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс 2006
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся.
-
Элективный курс "Музееведение" 2006
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
-
Урок по теме: "Права несовершеннолетних" 2006
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
-
Формирование правового сознания на уроках обществознания 2006
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный характер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания.
-
Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани" 2006
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен.
-
Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс 2006
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
-
Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе 2006
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду практической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
-
Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев" 2006
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
-
Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке" 2006
В основу программы положены новые подходы к изучению гуманитарных наук в числе которых: развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных при изучении разных предметов, формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира. Курс рассчитан на учащихся 9-х классов.
-
Русская художественная культура первой половины XIX века 2006
Урок формирует у учащихся представление о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитывает гуманизм, патриотизм и уважение к традициям и культуре народов России и мира.
-
Урок-аукцион для 10-го класса по теме: "Позднее средневековье. Европа и Россия на рубеже нового времени" 2006
Одной из основных проблем, стоящих перед учителями, является недостаток интереса учащихся к изучаемому. Чтобы повысить интерес учащихся к изучению истории, необходимо совершенствовать виды и формы учебной деятельности. Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия и обеспечивают интенсивную работу учащихся, снимают вопрос о дисциплине и позволяют разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся и, следовательно, эффективности урока.
-
Урок-размышление по теме: "Хочу спросить выдающуюся личность: Леонардо да Винчи XX века — ученый, мыслитель, человек — Б.В. Раушенбах" 2006
Предлагаемый урок построен на личностном осмыслении жизни и наследия Б.В. Раушенбаха, долгое время являвшегося "великим без фамилии". Обращение к жизни и наследию Раушенбаха позволяет осознать роль человека, гражданина, науки, религии, философии, искусства в жизни общества, формировать нравственные категории свободы, ответственности, добра, гуманизма, патриотизма, учит делать правильный моральный выбор. Данный материал можно использовать в курсе обществознания 9-го класса на уроках раздела "Сфера духовной культуры", в 11-м классе в разделе "Человек как творец и творение культуры", на уроках истории в 9-х и 11-х классах, посвященных развитию культуры современной России.
-
Урок истории по теме: "Иван IV и его деятельность в оценках и суждениях" 2006
Урок показывает, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого русского царя (Ивана Грозного) и его деятельности.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Северный флот — не подведет…" 2006
В современной педагогике вопросы формирования патриотизма, гражданственности становятся все более актуальными. Важна организация конкретной предметной деятельности учащихся. В нашей гимназии накоплен достаточный опыт работы по патриотическому воспитанию.
-
Праздник народов Древнего Востока 2006
Необходимость активного включения игры в учебную деятельность пятиклассников неоспорима. Благодаря игре, дети быстрее и прочнее усваивают учебный материал, более комфортно чувствуют себя, эффективнее развиваются внутриколлективные отношения, менее формальными становятся отношения с учителями. Подготовка и проведение мероприятия предполагает широкую интеграцию основного и дополнительного образования. "Праздник народов Древнего Востока" обогащает ребенка новыми знаниями, укрепляет интерес к познавательной деятельности, развивает творческие способности.
-
Интегрированный урок истории России и всеобщей истории в 9-м классе по теме: "От войны к миру" 2006
Интегрированный урок истории Отечества и всеобщей истории в 9-м классе "От войны к миру" является логическим продолжением интегрированного изучения истории XX века. Данный урок заставляет осмыслить проблему сепаратного соглашения с точки зрения морально-нравственного выбора власти, исторических последствий для государства, гражданских позиций русских людей.
-
Зачетное задание по теме: "Древняя Русь" 2006
Предлагаемое зачетное задание проводится в 10-м классе и является завершающей формой работы в условиях применения лекционно-семинарской и зачетной системы, которая способствует формированию исследовательского подхода в процессе изучения иcтории и развитию творческих способностей у учащихся.
-
Смутное время — кризис русской государственности. Урок истории. 10-й класс 2006
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке учащиеся получают информацию о Смуте из различных источников, корректируют поставленные цели обучения, делают пометки на полях, по мере чтения используют значки. Ребята обращают внимание на династический кризис, самозванцев, идет продвижение от старого к новому, исправляются ошибки. Происходит контакт с новой информацией, дополнительной литературой, составляется кластер по новому материалу в результате совместной работы.
-
Урок-конкурс "Путешествие в древнюю Мангазею" 2006
Изучая историю, мы учимся любить свою Родину и беречь её природу. Не знать истории своего края нельзя, потому что недостаток знаний делает человека равнодушным, а равнодушие, как ржавчина, разъедает души людей. В нашем путешествии помогут нам слова из старинной летописи, которая находится в Тобольском музее: "Любить Отечество нам велит природа, Бог, а знать его – вот честь, достоинство и долг".
-
Роль музея краеведения в воспитании подрастающего поколения 2006
Необходимость сохранения традиций и памятников прошлого для воспитания подрастающего поколения в современном мире. Открытие музея дало более широкие возможности для решения задач воспитания, вовлекая учащихся школы в работу по сохранению и восстановлению истории своей малой Родины. При работе с документами, свидетельствами прошлого у учащихся формируются исторические образы, понимание, что оно оставляет тысячи "следов", с помощью которых можно определять причины общественных явлений, воспроизводить прошлое в его конкретности. Развитие навыков самостоятельной работы с историческим материалом, анализ, отбор и систематизация исторических фактов. Знакомство с историческим материалом о земляках вызывает у учащихся сопереживание, потребность к самопознанию, которое основывается на сравнении себя с другими людьми, и таким образом позволяет проводить выбор и оценку жизненных ориентиров. Понимание значимости исторического краеведения, оценка своего труда, выделение достоинств и недостатков, дальнейшей перспективы своей работы, создание мотивационной сферы для развития творческого потенциала учащихся, стимул для дальнейшего развития. Основной метод работы в музее – исследование, что делает работу с учащимися более эффективной.
-
Турнир эрудитов по теме: "Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг." 2006
Данная разработка, "Турник эрудитов", представляет собой один из вариантов проведения повторительно-обощающего урока по теме "Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг." в курсе истории в ссузах СПО. Форма урока – турнир эрудитов способствует углублению и систематизации знаний студентов, формированию у них умений анализировать и обобщать пройденный материал. Урок носит соревновательный характер, что способствует развитию у студентов первого курса СПО интереса к истории своей страны, развитию у них творческой и познавательной активности, мобильности знаний и критичности мышления.