Цели:
- соотнести знания эпохи Ивана Грозного с получаемой из разных источников информации о Смутном времени,
- подвести учащихся к выводу о кризисе государственности в Смутное время,
- помочь учащимся увидеть сложность и противоречивость развития России в указанный период.
Задачи:
1. Образовательные:
- создать условия, побуждающие к поиску ответов на вопросы о Смутном времени как кризисе государственности, из различных источников информации;
- учить приёмам качественной оценки событий и процессов в Российской истории;
- помочь учащимся увидеть противоречивость развития России в указанный период, на основе изученного помочь учащимся сформировать выводы о кризисе государственности.
2. Воспитательные:
- критическое отношение к событиям и явлениям истории России 17 века;
- формирование ценностных ориентаций и убеждении учащихся на основе личностного осмысления, политического и нравственного опыта людей в прошлом.
3. Развивающие:
- развитие мыслительных способностей учащихся;
- формирование и развитие дискуссионной культуры.
Основные понятия темы:
Смута, династический кризис, самозванцы, кризис государственности.
Личности: Иван Грозный, царевич Дмитрий, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Лжедмитрий 2.
Используемая технология: Развитие критического мышления. Основа технологии: трехфазовая структура урока.
Методика развития критического мышления:
- умение собрать информацию из различных источников;
- рассмотрение ситуации в целом, а не её отдельные моменты;
- выяснение причин проблемы и её последствие;
- анализ качества информации;
- умения найти альтернативные пути решения проблемы;
- умение изменить своё мнение в зависимости от очевидного;
- умение создать новое знание на основе предыдущего опыта и новой информации.
Первая стадия “Вызов”:
Учитель: (задание классу)
- Отметьте наиболее кризисные явления в государстве при Иване 4. Объясните, почему вы выделили эти явления.
- Выделите основные смысловые единицы опричнины, оформите их графически (кластеры) (Работа учащихся в тетрадях), (см. приложение № 1).
- Какая связь опричнины с новой темой?
- Сформулируйте цель урока.
- Найдите причинно-следственную связь опричнины и смуты.
- Предположите, какие слова могут заменить термин “смута”, запишите их в тетрадях.
- Предположите события, которые могли произойти в это время.
- Как долго смута продолжалась?
- Кто из исторических личностей оказал влияние на ход смуты?
(Предложенные учителем вопросы предполагают трудность в ответах и вызывают мотивацию к поиску их в учебнике и предложенных учителем альтернативных источником информации.)
Вторая стадия “Осмысления”:
Отсутствие достаточных знаний сути Смуты мотивирует учащихся получить недостающую информацию из источников, предложенных учителем. Постепенно идет продвижение к получению новой информации для ответов на поставленные вопросы. Полученная информация классифицируется по категориям знаний. Возникают вопросы, которые записываются в тетрадях, идет подготовка к анализу и обсуждению сути смутного времени. Работа в тетрадях с использованием приема маркировки знаками:
V – уже знал;
+ - новое;
- - думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
Учитель:
- Выделим смысловые единицы смуты, полученные вами из различных источников, оформим их графически на доске.
Третья стадия “Рефлексия”:
Учитель:
- Вернемся к предполагаемым словами связям, а также к названию темы.
- Чье мнение вам кажется наиболее верным? (Дискуссия с использованием полученного из разных источников материала)
- Какова была альтернатива развития страны после смерти Ивана 4?
- Закономерна ли была смута?
- Выразите свое отношение к противоречивому периоду Русской истории, составив пятистишие (синквейн).
Пример:
1. Существительное – тема 2. Описание темы – 2 прилагательных 3. Три действия – глаголы 4. Фраза из 4-х слов, выражающих отношение автора 5. Синоним 1-го слова |
Смута (Приложение 2) Разрушительная, межцарственная Выдвигаются, борятся, разоряют Эпоха, разделившая две династии Кризис |
Учитель:
- Чем закончится смута?
- Кто воспользуется кризисом государственности в России?
(Ответы на эти вопросы найдите дома)
Дополнительная литература:
- Богатенкова Н.В. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: 2001
- Головатенко А. Два кризиса русской государственности: опричнина и смутное время. Преподавание истории в школе, 1993 №2.
- История Отечества: люди, идеи, решения. М: 1991.
- История России для школьников и абитуриентов. Екатеринбург: 2002.
- Ключевский В.О. О русской истории. М: 1993.
- Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времен до наших дней. М: 1996.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М: 1995.
- Соловьев С.М. Соч. Кн. 4.М: 1989.