Роль музея краеведения в воспитании подрастающего поколения

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


“Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать...”
Д.С. Лихачёв

На Востоке существует поговорка: “ хочешь пожелать человеку трудностей на его жизненном пути - пожелай ему жить во времена перемен”, но так получилось, что мы и наши дети живем именно в эту эпоху – эпоху, когда разрушаются старые устои и закладывается фундамент нового общества. И одним из самых главных кирпичиков этого фундамента является чувство патриотизма и гражданской ответственности. Примеры истории показывают, что в переходные периоды, как правило, самым уязвимым оказывается именно подрастающее поколение, так как разрушение традиций приводит к деформации мышления, восприятия окружающего мира. Поэтому сейчас “важно сохранить у подрастающего поколения веру в реальные и потенциальные возможности своей Родины, воспитать ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости встать на ее защиту…, важно, чтобы ребенок с дошкольного возраста начал осознавать себя частицей своей семьи, своей Родины”. Но наибольшего результата, на мой взгляд, можно добиться лишь тогда, когда воспитание будет основываться на конкретном, историческом, местном материале, так как ребенку ближе, привычнее, понятнее и нагляднее то, что его окружает. Постепенно “расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству”. И в выполнении стоящей на современном этапе перед системой образования задачи, на мой взгляд, особая роль отводится историческому краеведению, школьным историко-краеведческим музеям.

Музей нашей школы имеет давнюю историю. Создан он был в 1962 году учителем истории нашей школы Чичеровым Василием Тимофеевичем (см. Приложение 3, слайд № 2). Но так получилось, что долгое время музей не функционировал и был воссоздан лишь в 2002 году. Открытие музея дало более широкие возможности для решения задач воспитания, вовлекая учащихся школы в работу по сохранению и восстановлению истории своей малой Родины.

Работая в направлении “История посёлка” члены музея проводят опросы жителей посёлка, работают в поселковом архиве, знакомясь с документами, старыми выпусками районной газеты “Вперёд”. В течение прошлого учебного года был собран материал для экспозиции “Предметы быта жителей нашего посёлка в XX веке” (см. Приложение 3, слайд № 5).

Элемент постоянной экспозиции
о предметах быта жителей посёлка

Элемент сменной экспозиции “Предметы быта и вещи жителей Мокроуса 60 -70-х гг. ХХ века”.

Вручение диплома Ярмольчик Ю.

Элемент постоянной экспозиции о предметах быта жителей посёлка

Музей тесно сотрудничает с местным краеведом Цух С.Н.. На базе музея проводятся лекции, уроки, классные часы. В ходе этой работы было обнаружено несколько интересных фактов, которые легли в основу исследовательской работы “Загадки Мокроуса” (см. Приложение 1). Работая в направлении, “История школы” на протяжении 3-х лет, нами был собран материал, рассказывающий об истории нашей школы, её судьбе и судьбе учителей в годы войны, обнаружены интересные факты, свидетельствующие о первоначальном месте расположения школы. Для нас было открытием то, что в нашем посёлке размещался не один, а два эвакогоспиталя под разными номерами. Работа музея не мыслима без поисковой деятельности. Мы работаем по запросам жителей нашего посёлка, различных организаций, делаем запросы в государственные архивы Саратовской области. Таким образом, работая с документами, свидетельствами прошлого у учащихся формируются исторические образы, понимание, что оно оставляет тысячи “следов”, с помощью которых можно определять причины общественных явлений, воспроизводить прошлое в его конкретности.

Переносная выставка “От всей души”

Встреча с учителями“История школы”  

На базе музея организован клуб “Встречи с интересными людьми” (см. Приложение 3. Презентация, слайд № 9). Проведенные встречи с основателем школьного музея, Чичеровым В.Т., Гришуниной Ж.Л., побывавшей на раскопках древнегреческой крепости на о. Бирюзань, жителями нашего района, побывавшими в разные годы на острове Куба, бывшими пионерскими вожатыми Сокирко И.Р. и Сенатовой Л.А позволили учащимся почувствовать себя соучастниками событий, прийти к пониманию значимости и сопричастности личности к истории Родины. Становится традицией проведение встреч учителей “От всей души”. В ходе подготовки к таким встречам учащимися - работниками музея были подготовлены переносные выставки, подготовлены и прочитаны лекции: “История посёлка”, “История школы”, “Остров свободы”, “История пионерской организации”, “Греческая колонизация Причерноморья”, что способствует развитию навыков самостоятельной работы с историческим материалом, приучает к анализу, отбору и систематизации исторических фактов.

Рассказывает Заковрягина В.Г.
Рассказывает Гришунина Ж.Л.

Снимок на память после встречи
с Чичеровым В.Т.
– основателем музея,
ветераном ВОВ.

 

Также музей даёт возможность учащимся познакомиться с жизнью знаменитых земляков. В нашем районе трём жителям присвоено звание “Герой Советского Союза” в годы Великой Отечественной войны. О них оформлен альбом и раздел постоянной экспозиции. Собран и оформлен материал о местных художниках: супругах Алексееве В. М. и Опара М.М., Васильеве В.С., Опара В.П., Гущине Н.Т., который размещён на планшетах постоянной экспозиции.

В 2004 году была завершена работа по сбору материала о Герое Социалистического труда – учителе русского языка и литературы З.К. Пряхиной, оформлены альбомы, смонтирован видеофильм, проведён вечер памяти “От всей души”, написана исследовательская работа “Герой Социалистического труда – Зоя Кузьминична Пряхина”. Начата работа по сбору материала о Герое Социалистического труда – Лабанцевой Матрёне Акимовне (см.Приложение 3, слайд № 10 – 12).

Экскурсию о Герое Социалистического Труда З.К. Пряхиной ведёт Аракелян Л.

Классный час “Ими гордится
Фёдоровская земля” проводит
экскурсовод музея Бакланова Н.

На литературном празднике
имени З.К .Пряхиной.

Одним из основных направлений нашей работы является “Военно-патриотическое”. Нами собирается материал об участниках Великой Отечественной войны (166 человек). Проводятся встречи с ветеранами – участниками крупнейших битв, вдовами и тружениками тыла, прочитаны лекции, собран материал о вкладе жителей нашего посёлка в дело победы, также проводятся встречи с участниками боевых действий в Афганистане. Собран и оформлен материал о жителях нашего посёлка - погибших во время боевых действий в Чечне (см. Приложение 3, слайд № 14,15).

По результатам работы в архиве, посёлка оформлена экспозиция “Всё для фронта, всё для победы!”, организована выставка макетов боевой техники, собранная жителями нашего посёлка Мокроусовым О., Голубенко А.. Была составлена лекция о технике, использованной в годы войны, представленной на выставке. К празднованию Дня Победы, совместно со школой искусств, проводятся выставки детского творчества, посвящённые этому празднику. Знакомство с историческим материалом о земляках вызывает у учащихся сопереживание, потребность к самопознанию, которое основывается на сравнении себя с другими людьми, и таким образом позволяет проводить выбор и оценку жизненных ориентиров.

Элемент постоянной экспозиции,
посвящённой ВОВ

Экскурсовод Молоткова Н.
рассказывает о битве под Москвой

Ветераны ВОВ на выставке
макетов боевой техники.

Рассказывает ветеран ВОВ.

Музей ведёт активную общественную жизнь: публикует в печати собранный материал; материал о деятельности музея; принимает активное участие не только в районных мероприятиях (слёт поисковых отрядов, этнографический и литературные конкурсы, конференции “Встреча трёх поколений”), но и областных; организует выставки, экскурсии, лекции. Поддерживается связь с Советом ветеранов, Детским Домом творчества, местным телевидением, газетой, библиотеками (см. Приложение 3, слайд № 19). Данная работа помогает понять значимость исторического краеведения, оценивать свой труд, видеть его достоинства и недостатки, дальнейшую перспективу своей работы. А это в свою очередь создаёт мотивационную сферу для развития творческого потенциала учащихся (см. Приложение 3, слайд № 21), даёт стимул для дальнейшего развития. И здесь нельзя не согласиться со словами Б. Шоу “… человечество не может быть спасено извне. Никакой учитель или воспитатель не сделают человека лучше, пока он сам того не захочет”.

Вследствие того, что основным методом работы в музее является исследование, это создаёт условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, так как этот метод предполагает поиск и открытие. Кроме того, присвоение знаний происходит более активно, потому, что изучается материал, который близок и значим для учащихся, а использование информационных технологий в работе музея не только учит детей работе с компьютером, но и расширяет возможности исторического краеведения.

На протяжении 3 лет нашей деятельности было охвачено 403 учащихся (из 624) нашей школы и около 500 учащихся района из 3250. Результаты анкетирования по истории нашего посёлка учащихся школы в 2004 году оказались на 26 % выше, чем в 2002 году. Возросло качество знаний по краеведению (см. Приложение 3, слайд № 21). Особенность музея в том, что он является, своего рода координационным центром (см. Приложение 2), и при необходимости привлекает к своей работе учащихся школы, приобщая их к истории своего села, района, к истории своей малой Родины, что в свою очередь способствует воспитанию гордости за своих земляков, свой край и появлению желания сделать его лучше. Другими словами более успешно решать задачи патриотического воспитания подрастающего поколения, через организацию самостоятельной работы учащихся и использование исследовательского метода обучения, что в свою очередь предполагает более успешную социализацию личности ребёнка.

И в заключение хотелось бы привести слова И.В. Киреевского “Нет ни высокого дела, ни стройности слова без живого чувства собственного достоинства … Чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти”.