Пояснительная записка.
“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.
В соответствии с указанными целями составлен данный элективный курс.
В основу программы положены новые подходы к изучению гуманитарных наук в числе которых: развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных при изучении разных предметов, формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов, занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Основные цели курса:
- С позиции актуальности для самих учащихся осмысление места и роли своего “Я” человека в поиске смысла жизни. Жизненные цели и задачи.
- Практическое применение знаний в повседневной жизни. Своё место в социуме.
Для реализации намеченных целей выделяются следующие задачи:
- Сформировать у учащихся целостное представление о сложном и многообразном мире человека, привлекая современные данные психологии, философии, социологии, истории, культурологи.
- Научить понимать себя, истолковывать собственные переживания и настроение, войти в мир собственный души и духа.
Заявленные темы курса предполагают активные методы преподавания: мини-лекции и семинары с элементами дискуссии, создание эвристических ситуаций, проектная деятельность.
В ходе изучения курса учащиеся должны знать:
- представление о человеке и смысле его существования в разных эпохах и философских системах;
- научное и религиозное представление о человеке и смысле бытия
уметь:;
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления) их место и значение в жизни человека и общества;
- осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных);
- сравнивать взгляды, выявляя общие черты и различия, сопоставлять различные подходы к изучаемым проблемам;
- участвовать в дискуссиях по предлагаемым проблемам;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по темам;
- оценивать различные суждения с точки зрения науки;
- подготавливать аннотацию, рецензию, творческую работу, устное выступление;
- применять полученные знания в процессе решении познавательных и практических задач;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки своего повеления и поведения окружающих; для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-тематический план курса
Занятия | Тема | теория | практика | |
1 | Вводное. Культура мышления и философия. Человек в системе философских знаний. | 1ч.(2) | 1 ч. | |
Тема 1 | 2,3 | Донаучное мышление. Мифология. Мифология и религия. Человек в мифах. | 1ч. (2) | 1 ч. |
Тема 2 | 4 | Зарождение науки. Типы наук изучающих
человека, его жизнедеятельность, внутренний мир.
О начале философии Человека. |
1ч. (2) | 1 ч. |
5 | Основные направления философской мысли. Человек и мир в философии Древней Индии, Китая, Японии. | 1ч. (2) | 1 ч. | |
6 | Основные направления философской мысли о мире и человеке в Древней Греции. | 1ч. (2) | 1 ч. | |
Тема 3 | 7 | Философия об уникальности человека. Кто я? Как я воспринимаю других? Что я знаю? | 1ч. (2) | 2 ч. |
Тема 4 | 8,9 | Философия о вере человека, знаниях, идеалах, ценностях. | 1ч. (2) | 1ч. |
Тема 5 | 10 | Философия о свободе и необходимости. Свобода и своеволие. Свобода как ценность. | 1ч. (2) | |
Тема 6 | 11,12 | Любовь в философском понимании. Виды любви. Любовь и культура человека. Религии мира о любви. | 1ч.(2) | 1ч. |
Тема 7 | 13,14 | Страх и смерть в философском понимании. Мировые религии о смерти и вечности. | 1ч.(2) | 1ч. |
Тема 8 | 15 | Современный апокалипсис. Бессмертие? Жизнь после смерти? | 1ч.(2) | |
16,17 | Итоговое занятие | 2 ч. | ||
11(22) | 6 | |||
Итого 17 часов. |
Содержание курса.
Введение.
Человек и его природа. Как мир вокруг нас отображается на нашем внутреннем мире. Почему мыслители и философы всех времён и народов обращают внимание на противоречивость человека.
Основные Понятия: бытие, бессознательное, природа человека, разум, душа. Судьба. Эмоции смысл жизни, оптимизм, пессимизм.
Межпредметные и межкурсовые связи: в курсе литературы темы устного народного творчества, литература 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский. Л.Н.Толстой). Биология (теория Ч.Дарвина, Вернадского), география (заселение человеком земли, её освоение и открытие).
Тема 1
Мифологическая картина мира. Мифы как способ постижения мира, присущий народам в определённые эпохи исторического развития. Неразрывная связь человека и природы, сюжеты Древнего Египта, Двуречья, Индия, Китай, Греция.
Основные понятия: миф, мифологическая картина мира, религиозные верования, языческие обряды и культы.
Межпредметные и межкурсовые связи: в курсе литературы темы устного народного творчества, мифы, сказки, легенды.
Тема 2
Место философии системе знаний о человеке. Социально, психология-наука, изучающие различные стороны человека и его деятельности. Основные идеи древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии: философская доктрина буддизма, четыре благородные истины, идея взаимного возникновения. Ненасильственное отношение к миру. Закон кармы, понятие нирваны; основные принципы даосизма; конфуцианство. Платон,Пифагор, Сократ. Аристотель.
Межпредметные и межкурсовые связи: история древнего мира, обществознание.
Тема 3
Человек как большая тайна, необыкновенное существо, способное познать мир, любить, страдать, переживать страх. Становление личности человека. Развенчание человека. Самобытность и неповторимость человека. Инакомыслие и нестандартное поведение.
Основные понятия: антропогия, альтруизм, гармония, инстинкт, прогресс, человеческое бытие, идентификация, индивид, индивидуальность, социализация.
Межпредметные и межкурсовые связи: биология – раздел антропологии, обществознание-раздел человека, личность, история – первобытный период истории человечества.
Тема 4
Феномен веры. Вера и знание. Откуда берутся идеалы. Человеческие ценности. Иерархия ценностей. Бездуховность. Кому поклоняться?
Основные понятия: вера, дух, душа, идеал, мораль, надежда, принцип, нравственность, раскаяние, совесть, счастье, добро и зло, заповедь, святость, истина, смирение.
Межпредметные и межкурсовые связи: литература, история.
Тема 5
Человек в мире людей. Общество. Феномены Робинзон и Маугли. Проблема отцов и детей. Время и пространство. Эгоцентризм и альтруизм. Ответственность человека, свобода выбора, долг.
Основные понятия: личность, общество, поколение, время, пространство, конформизм и нонконформизм, этические нормы. Эгоизм, альтруизм, разумные потребности, разумный эгоизм, свобода, ответственность, воспитание.
Межпредметные и межкурсовые связи: география – влияние пространства и среды обитания на сообщество людей; зоология – взаимоотмошение животных в стае; литература-роль общества в жизни человека (Д.Дефо “Робинзон Крузо”, Р.Киплинг “Маугли”, И.С.Тургенев “Отцы и дети”).
Тема 6
Любовь, ненависть, дружба. Мыслители о человеческих чувствах и их роли в жизни людей. Взаимная ответственность. Ключевая роль семьи в общественной структуре.
Основные понятия: амур, грех, рыцарь, целомудрие, обычай, семья.
Межпредметные и межкурсовые связи: литература – произведение А.С.Пушкина, У. Шекспир, Петрарки и др.
Тема 7
Страх – его происхождение и физиология. Можно ли преодолеть чувство страха? Пути преодоления страха. Философское понимание смерти. Религия о смерти. Бессмертие души.
Основные понятия: страх, ужас, оцепенение, апокалипсический катаклизм, иррациональный, метафизика, астрал, буддизм, индуизм, ислам, иудаизм. Магия, медитация, предопределение.
Межпредметные и межкурсовые связи: естествознание, астрономия, история – опора на соответствующие данной теме разделы наук: строение человека, вселенной,основные физические законы и законы развития общества.
Тема 8
Проблема понимания мира, истории. Мысли о цикличности хода истории, смене определённых ступеней, о пути к кризису, катастрофе, о множественности путей развития и отсутствии общих законов истории. Направления исторического развития. Общественный прогресс и его относительность. Прогресс и нравственность. Цивилизация и культура как творение человека. Существует ли универсальная система ценностей? Экологические проблемы современного человечества как часть глобальных проблем.
Основные понятия: цивилизация, культура, система ценностей, окружающая среда, природа, экология, природные катастрофы, глобальные проблемы человечества, экологическая культура.
Межпредметные и межкурсовые связи: география – влияние рельефа, климата, полезных ископаемых на общество; история древнего мира – цивилизации бассейнов великих рек (Тигр, Евфрат, Инд, Янцзы), развитие техники; экология – проблемы окружающей среды.
Источники.
- Библия: Книга Священного Писания. Ветхий и Новый Завет (любое издание).
- Вернадский В. И. Ноосфера. М., 1994г.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии (любое издание)
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 г.
- Древнекитайская философия. Антология. М., 1994 г.
- Конфуций. Я верю в древность. М., 1995 г.
- Коран (любое издание)
- Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1992 г.
- Философский словарь. М., 1980 г.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г.
- Энциклопедия мысли; Собрание афоризмов и изречений от древности до наших дней. СПб., 1997 кн. 1,2.
- Эстетика: Словарь. М., 1989 г.
- Юнг. К. Г. Душа и миф. М., 1997 г.
Литература для учителя.
- Апресян Р. Г. Идея морали. М., 1995 г.
- Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992 г.
- Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1994 г.
- Гуревич П. С. Человек. М., 1995 г.
- Кравченко А. И, Введение в социологию. М., 1994 г.
- Купцов В. И. Человек и общество. Современный мир. М., 1994 г.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 г.
- Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. М., 1997 г.
Литература для учащихся.
- Аграшенков А. Психология на каждый день. М., 1997 г.
- Введение в обществознание (под редакцией Л. Н. Боголюбова) М., 2003 г.
- Гуревич П. С. Философский словарь. М., 1997 г.
- Человек. М., 1995 г.
- Елисеев Г. А. История религий. М., 1997 г.
- Козлов Н. Философские сказки. М., 1994 г.
- Религии мира: Энциклопедия для детей. М., 1996 г.
- Таранов П. С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости. Симферополь 1996г.
- Энциклопедия обрядов и обычаев. М., 1996 г.