Объяснение понятия модуль:
1. Главная цель: поиск проблем или выбор пути их
решения.
2. У каждого индивидуальная программа,
взаимодействия с педагогом и
сверстниками.
3. Урок построен на нескольких учебных
элементах (локализуются во времени).
4. Каждый элемент контролируется и оценивается
(учителем, самоконтролем и взаимным контролем)
Учебные элементы (этапы урока)
1. Входной контроль
2. Причины гуситского движения в Чехии
3. Цели гуситского движения
4. Выяснить роль Яна Гуса в этом движении
5. Гуситские войны, их ход
6. Историческое значение гуситского движения
7. Завершающий контроль
8. Рефлексия
Входной контроль
Задание: на карте «Европа XIV–XV вв.» найдите Чехию?
Вопрос:
1. Когда образовалось Чешское государство?
2. Чем закончилась его борьба со священной римской империей в XI в.
Задание:
Составьте хронологическую таблицу «Какие события происходили во Франции в начале-середине XV в.
Объясните слова: ЕРЕТИК – ИНКВИЗИЦИЯ – ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Предпосылки общенародного движения в Чехии
Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить последствия хозяйственного развития Чехии, узнать, почему начались гуситские войны. Источники: учебник стр. 167-169
Задания
1. В чем проявился хозяйственный подъем в Чехии
и какие одинаковые последствия имели
хозяйственное развитие в Чехии. Франции и Англии.
2. Какие слои населения поднимались на борьбу
против:
a)Феодального гнета
b) Против засилья чужеземцев и
католической церкви.
3. Каковы предпосылки гуситских войн:
(задание 10 минут, прочитать и обсудить в паре)
Задание А (1 ряд)
Почему в рамках империи первая революция произошла в Чехии, а не в самой Германии.
Задание Б (2 ряд)
Какие условия способствовали чешской революции: расцвет экономики или ее упадок? (задание обсуждают в парах 2 минуты)
Контрольное задание
За десять лет (1374–1383 в списке жителей Праги было внесено 520 богатых горожан, имевших собственные дома. Из них немцев - 324. в последующие 10 лет (1384–1393) из 242 домов, занесенных в списки 156 были немцы.
Высчитайте, какой процент среди новых домовладельцев составляют немцы в I и II десятилетиях. Сделайте вывод (задача письменно в тетради - 3 минуты).
Роль Яна Гуса в общенародном освободительном движении
Цель: на этом этане вам предстоит раскрыть роль народных масс и Яна Гуса в освободительном движении. Показать, как началось гуситское движение.
Источники: учебник cтp. 169-170, документ стр. 168, доп. Литература, (работа в подгруппах – 5 человек – 10 минут)
Задание А
Кто был Ян Гус по свой программе: революционер, реформатор или консерватор. В чем разница между этими тремя видами политиков?
Задание Б
Перед казнью Чешские друзья просили Гуса отречься от своих взглядов, чтобы сохранить жизнь и продолжить борьбу. Обсудите, правильно ли поступил Гус, отказавшись последовать их совету?
Задание В
За что Ян Гус критиковал католическую церковь? Что он предлагал в ней изменить?
Задание Г
Почему на соборе в Констанце церковники приговорили Яна Гуса к сожжению? Неужели они не понимали, что это вызовет мятеж Чехии?
Контрольный вопрос Что нам нравится в Яне Гусе?
Гуситские воины
Цель: показать различия в составе и целях 2-х течений в гуситском движении.
Источники: учебник стр. 171
Задание: Какие 2 течения возникли в
ходе движения, кто в них входил и чего хотели?
(составьте таблицу, сделайте вывод, против чего
была направлена борьба Чешского народа)
_______________кто входил___________чего хотели___________
табориты
умеренные
Задание 1
Говорят, будто Ян Жижка был одноглаз или даже слеп. Как же он тогда командовал армией?
Задание 2
Дайте совет Прокопу Большому, как одолеть Прагу и привлечь ее на свою сторону. Если это невозможно, то почему?
Задание 3
Как развивалась бы чешская революция, если бы табориты победили б битве при Липанах?
Почему войско гуситов, состоявшее в основном из
крестьян и ремесленников, в течении 15 лет
побеждали хорошо вооруженные армии феодалов?
(задание обсуждают в группах по 5 человек – 5
минут)
Значение гуситского движения
Цель: на этом этапе урока вы должны выяснить значение и последствия гуситских войн для Чехии и для Европы
Задание
Выписать в тетрадь значение гуситского движения (5 мин.), зачитать (тетради на проверку сдать).
Завершающий контроль
Цель: проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели.
Вопросы:
1. Среди каких слоев населения Чехии росло
недовольство и почему?
2. Сформулируйте причины гуситских войн?
3. Из каких слоев населения состояли умеренные и
табориты? Что было общего и различного в их целях?
4. Какие новшества внесли табориты в военное
дело?
Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу на уроке но 10-бальной шкале. Как я усвоил материал?
– усвоил весь материал – 9–10 б.
– частично – 7–8 б.
– мало, что понял – 4–6 б.
Как я работал? Где допустил ошибки? Со всеми заданиями
– справился сам – 9–10 б.
– допустил ошибки – 76.
– не справился – 4–6 б.
Как работала учебная пара, подгруппа?
– дружно, совместно, разбирали задания – 9–10 б.
– не все активно участвовали в обсуждении – 7–8
б.
– работа была неинтересная, много ошибок – 4–6 б.
Сформулируйте Ваше мнение об уроке, ваши пожелания, что понравилось?