Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Объяснение понятия модуль:

1. Главная цель: поиск проблем или выбор пути их решения.
2. У каждого индивидуальная программа,   взаимодействия с педагогом и     сверстниками.
3. Урок построен на нескольких учебных элементах (локализуются во времени).
4. Каждый элемент контролируется и оценивается (учителем, самоконтролем и взаимным контролем)

Учебные элементы (этапы урока)

1.  Входной контроль
2.  Причины гуситского движения в Чехии
3.  Цели гуситского движения
4.  Выяснить роль Яна Гуса в этом движении
5.  Гуситские войны, их ход
6.  Историческое значение гуситского движения
7.  Завершающий контроль
8.  Рефлексия

 Входной контроль

 Задание: на карте «Европа XIV–XV вв.» найдите Чехию?

 Вопрос:

1.  Когда образовалось Чешское государство?
2. Чем закончилась его борьба со священной римской империей в XI в.

 Задание:

Составьте хронологическую таблицу «Какие события происходили во Франции в начале-середине XV в.

 Объясните слова: ЕРЕТИК – ИНКВИЗИЦИЯ – ИНДУЛЬГЕНЦИЯ 

 Предпосылки общенародного движения в Чехии

 Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить последствия хозяйственного развития Чехии, узнать, почему начались гуситские войны. Источники: учебник стр. 167-169

 Задания

1. В чем проявился хозяйственный подъем в Чехии и какие одинаковые последствия имели хозяйственное развитие в Чехии. Франции и Англии.
2. Какие слои населения поднимались на борьбу против:
    a)Феодального гнета
    b) Против засилья чужеземцев и католической церкви.
3.    Каковы предпосылки гуситских войн: (задание 10 минут, прочитать и обсудить в паре)

Задание А (1 ряд)

Почему в рамках империи первая революция произошла в Чехии, а не в самой Германии.

Задание Б (2 ряд)

Какие условия способствовали чешской революции: расцвет экономики или ее упадок? (задание обсуждают в   парах 2 минуты)

Контрольное задание

 За десять лет (1374–1383 в списке жителей Праги было внесено 520 богатых горожан, имевших собственные дома. Из них немцев - 324. в последующие 10 лет (1384–1393) из 242 домов, занесенных в списки 156 были немцы.

Высчитайте, какой процент среди новых домовладельцев составляют немцы в I и II десятилетиях. Сделайте вывод (задача письменно в тетради - 3 минуты).

Роль Яна Гуса в общенародном освободительном движении

 Цель: на этом этане вам предстоит раскрыть роль народных масс и Яна Гуса в освободительном движении. Показать, как началось гуситское движение.

Источники: учебник cтp. 169-170, документ стр. 168, доп. Литература, (работа в подгруппах – 5 человек – 10 минут)

Задание А

 Кто был Ян Гус по свой программе: революционер, реформатор или консерватор. В чем разница между этими тремя видами политиков?

 Задание Б

 Перед казнью Чешские друзья просили Гуса отречься от своих взглядов, чтобы сохранить жизнь и продолжить борьбу. Обсудите, правильно ли поступил Гус, отказавшись последовать их совету?

 Задание В

 За что Ян Гус критиковал католическую церковь? Что он предлагал в ней изменить?

 Задание Г

 Почему на соборе в Констанце церковники приговорили Яна Гуса к сожжению? Неужели они не понимали, что это вызовет мятеж Чехии?

Контрольный вопрос Что нам нравится в Яне Гусе?

Гуситские воины

 Цель: показать различия в составе и целях 2-х течений в гуситском движении.

Источники: учебник стр. 171

Задание: Какие 2 течения возникли в ходе движения, кто в них входил и чего хотели? (составьте таблицу, сделайте вывод, против чего была направлена борьба Чешского народа)
_______________кто   входил___________чего хотели___________

табориты

умеренные

Задание 1

Говорят, будто Ян Жижка был одноглаз или даже слеп. Как же он тогда командовал армией?

Задание 2

 Дайте совет Прокопу Большому, как одолеть Прагу и привлечь ее на свою сторону. Если это невозможно, то почему?

 Задание 3

 Как развивалась бы чешская революция, если бы табориты победили б битве при Липанах?

Почему войско гуситов, состоявшее в основном из крестьян и ремесленников, в течении 15 лет побеждали хорошо вооруженные армии феодалов?
(задание обсуждают в группах по 5 человек – 5 минут)

 Значение гуситского движения

 Цель: на этом этапе урока вы должны выяснить значение и последствия гуситских войн для Чехии и для Европы

 Задание

Выписать в тетрадь значение гуситского движения (5 мин.), зачитать  (тетради на проверку сдать).

Завершающий контроль

Цель: проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели.

 Вопросы:

1. Среди каких слоев населения Чехии росло недовольство и почему?
2.   Сформулируйте причины гуситских войн?
3. Из каких слоев населения состояли умеренные и табориты? Что было общего и различного в их целях?
4.  Какие новшества внесли табориты в военное дело?

Рефлексия

 Попробуйте оценить свою работу на уроке но 10-бальной шкале. Как я усвоил материал?

– усвоил весь материал – 9–10 б.
– частично – 7–8 б.
– мало, что понял – 4–6 б.

Как я работал? Где допустил ошибки? Со всеми заданиями

– справился сам – 9–10 б.
– допустил ошибки – 76.
– не справился – 4–6 б.

Как работала учебная пара, подгруппа?

– дружно, совместно, разбирали задания – 9–10 б.
– не все активно участвовали в обсуждении – 7–8 б.
– работа была неинтересная, много ошибок – 4–6 б.

Сформулируйте Ваше мнение об уроке, ваши пожелания, что понравилось?