Тип урока: урок-размышление "Хочу спросить выдающуюся личность"
Цель урока: способствовать развитию гуманитарной культуры, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления жизни и наследия Б.В. Раушенбаха.
Предварительная работа: посещение школьного музея космонавтики имени С.П. Королева и знакомство с экспонатами, связанными с жизнью Б.В. Раушенбаха (в том числе фотоархивом); просмотр видеофильма о Б.В. Раушенбахе; просмотр видеозаписи пресс-конференции, которую дал Борис Викторович во время встречи с учениками и учителями гимназии в декабре 1994 г.; изучение литературы, имеющейся в школьном музее;
- Раушенбах Б.В. Постскриптум / Лит. зап. Инны Сергеевой. – М.: Рос. гос. б-ка, изд-во “Пашков дом”, 1999.
- Раушенбах Б.В. Пристрастие. – М.: Изд-во “Аграф”, 1997.
- Раушенбах Б.В. Герман Оберт (1894-1989). – М.: Наука, 1993.
- Раушенбах Б.В. Все не так, ребята. // Советская культура, 7 апреля 1990.
- Раушенбах Б.: “Вселенная не есть случайность!” // Семья. 1990. №21.
- Раушенбах Б.: “Математика может объяснить все, но не до конца”. А в искусстве всегда все изображали правильно / беседа Ю.Арпишкина // Культура. 30 декабря 1997.
- Раушенбах Б.В.”Важно уметь думать!”: Дидактика. 1996. №3(12). С 3-5.
- Раушенбах Б.В. “Логически нельзя доказать ни бытия Бога, ни его отсутствия во Вселенной” // Комсомольская правда. 26 июня 1996.
- Академик Раушенбах: ”Иногда очень трудно отличить бездельника от гения” / беседа корреспондента Д.Макарова, В.Суичмезова // Аргументы и факты. 1996. №9.
обсуждение и формулирование проблемных вопросов, касающихся жизни и наследия Б.В. Раушенбаха; создание рабочих групп для исследовательской работы и поиска ответов на поставленные вопросы; подготовка выступлений в группах.
Ход урока
"Через тернии — к звёздам". Именно так, с помощью известного латинского изречения можно ёмко и лаконично охарактеризовать жизненный путь Б.В. Раушенбаха, волею судьбы ставшего на шесть лет нашим земляком, жителем Нижнего Тагила. Долгое время он был “великим без фамилии”.
Раушенбах Борис Викторович — действительный член Российской Академии наук, Международной академии астронавтики, Академии космонавтики имени Циолковского, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Демидовской премий, профессор, заведующий кафедрой Московского физико-технического института, председатель Научного совета российской академии наук по проблеме “История мировой культуры”. В конце 1980 гг. возглавлял движение российских немцев за национальное возрождение, сопредседатель, позднее член Наблюдательного совета Института “Открытое общество” (фонд Сороса) — Россия, член редколлегий многих журналов и книг.
Б.В. Раушенбах говорил, что разносторонний гений, подобный Леонардо да Винчи, сегодня невозможен. А самого Раушенбаха можно ли назвать Леонардо да Винчи ХХ века?
Ваши исследования помогут нам ответить на этот вопрос.
Вопрос: Какие вехи (события) в биографии Раушенбаха вам показались наиболее значимыми?
Учащиеся 1-ой рабочей группы раскрывают основные вехи его биографии.
Родился Раушенбах 18 января 1915 года в Петрограде в немецкой семье. Отец, Виктор Яковлевич, предки которого приехали в Россию при Екатерине II, был родом из Саратовской губернии. Мать, Леонтина Фридриховна, уроженка Галлик, происходила из прибалтийских немцев Эстонии. Еще будучи учеником, Борис "заболел" авиацией и после десятилетки пошел работать на авиазавод №23. В 1932 г. поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. Борис Викторович знал, что в Ленинграде нет авиационных заводов, где он хотел бы работать после института, поэтому за год до окончания он переезжает в Москву. Здесь С. П. Королев предлагает ему работу в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), а через год он сдает экзамены в институте экстерном. Однако уже в 1938 г. "ракетного шефа" зацепила колесница сталинских репрессий. Раушенбаха вслед за арестом Королева отстранили от основной темы.
В 1941 г. Борис Викторович становится семейным человеком. Его жена — Вера Михайловна Иванченко — студентка исторического факультета МГУ. В октябре 1941 г. Раушенбах вместе с сотрудниками института был эвакуирован в г. Свердловск. А уже в феврале 1942 г. он, как и большинство советских немцев, попал в лагерь на территории Нижнего Тагила без всякого суда и находился в нем до января 1946 года. После войны он вынужден был остаться на поселении здесь же. Преподавал, став ссыльным, в Нижнетагильском индустриальном институте. Но по приказу горкома партии вскоре был уволен по причине своей национальной принадлежности. И лишь в 1948 г. руководитель РНИИ Мстислав Всеволодович Келдыш ценой больших усилий добился разрешения на возвращение Бориса Викторовича в Москву с допуском к секретной работе.
В 1949 году Раушенбах защитил кандидатскую диссертацию, в 1958 — докторскую, в 1960 получил Ленинскую премию, в 1966 г. был избран членом-корреспондентом, а в 1986 — действительным членом Академии наук СССР.
Вопрос: Борис Викторович попал в Тагил без всякого суда. Тот же Королев, пусть формально, иезуитски, но был все-таки судим. За него могли просить изменить меру наказания. Ему определили срок заключения. Раушенбах предела своего заключения не видел, потому что знал точно: национальность не меняется. Что помогло выжить Борису Викторовичу?
Свои выводы представляют учащиеся 2-ой рабочей группы.
В марте 1942 года Раушенбах попал на кирпичный завод в стройотряд “18–74”, который, как часть Тагиллага, располагал полным набором концлагерной атрибутики с колючей проволокой, сторожевыми вышками, вооруженной охраной, злобными псами в сочетании с каторжными условиями труда, наплевательским циничным отношением к человеческой жизни. Прибытие в Тагиллаг в марте помогло ему выжить: за зиму стройотряд “18–74”, в котором работал Раушенбах, из-за жестоких морозов потерял половину состава.
Раушенбаху была определена должность мастера. Это помогло ему вечерами продолжать работу над темой по самонаводящемуся зенитному снаряду, которую он не успел закончить в эвакуации и от этого сильно переживал. Отчет о работе случайно попал к Виктору Федоровичу Болховитинову, техническому генералу, авиаконструктору. Высоко оценив выполненную работу, Болховитинов сумел договориться с НКВД об использовании Раушенбаха как некой расчетной силы. И НКВД сдал узника в “аренду”.
Теперь он мог не ходить на работу, как все. Когда другие узники уходили на смену, он производил математические расчеты по устойчивости полета, горению топлива. Но других привилегий у него не было. Он должен был соблюдать общий режим жизни лагеря. Подъем — в 6–7 утра. На завтрак баланда. Затем, до ужина — работа. На ужин — только хлеб: для работающих физически — 700 грамм, для других — 500. Все время хотелось есть. От голода и непосильной работы ежедневно умирали десятки людей. Поэтому позже его не ужасали фотографии Бухенвальда — в отряде “18-74” такие же скелеты бродили и падали замертво. Сам Борис Викторович был настолько худой, что под сильным порывом ветра падал. Это при том, что у него была надежная помощь — передачи Веры Михайловны каждые 2 месяца. Кроме продуктов она везла и книги по математике, по которым он совершенствовал свои знания и даже устраивал себе экзамены.
В лагере Раушенбах в совершенстве овладел немецким языком. Именно на нем говорили узники, считая, что согнанные в лагерь по причине национальной принадлежности, имеют на это полное моральное право.
У Раушенбаха, как и у многих других узников, было страстное желание вырваться из всего этого, хотя бы мысленно. Поэтому они непрерывно занимали себя делом и продолжали чувствовать себя интеллигенцией. Они создали “Академию кирпичного завода”, где читали доклады по своей специальности, причем на глубоком научном уровне, но так, чтоб всем было понятно и интересно. Они вовлекали друг друга в дискуссии, расширяли кругозор. Естественно, при этом обязательно присутствовал оперуполномоченный: не ведут ли антисоветскую пропаганду.
Дружба с немецким коммунистом Паулем Риккертом, химиком, придумавшим для поддержания здоровья выгонку хвойного экстракта, придавала новые силы.
Помогло выжить и чувство юмора. Раушенбах, шутя, говорил: “И что вы, ребята, волнуетесь? Туполев сидит, Королев сидит, все порядочные люди сидят. Почему бы нам не посидеть тоже?”, (из письма другу Марку Галлаю).
Все это помогло не просто выжить, но и сохранить человеческое достоинство, вернуться к профессии.
Вопрос: Как возник союз С.П. Королева и Б.В. Раушенбаха? Как складывались отношения двух неординарных, талантливых людей? Какую роль в этом творческом и научном союзе играл Раушенбах?
Свое мнение представляет 3 рабочая группа учащихся.
Борис Викторович был знаком с Сергеем Павловичем со студенческих лет и слетов планеристов в Крыму. Уже тогда Королев отмечал, что замыслы планеров Раушенбаха всегда были самыми оригинальными. Позднее, работая у Сергея Павловича, Борис Викторович занимался темой ориентации космических аппаратов в свободном пространстве. До этого ее рассматривал только Циолковский К. Э. Благодаря работам Бориса Викторовича, 4 октября 1959 г. автоматическая межпланетная станция “Луна-3”, облетев Луну, сфотографировала ее обратную сторону, обработала снимки и передала их на Землю за 380000 км.
Именно его Королев попросил побеседовать с Гагариным перед полетом, так как медики в то время предполагали, что в состоянии невесомости человек может потерять разум. Борис Викторович занимался подготовкой и следующих звездных космонавтов.
Сергей Павлович высоко ценил энциклопедические знания Раушенбаха. Ни одно совещание, особенно после аварийных ситуаций, не начиналось без вопроса: “Раушенбах здесь?”.
Оба, пройдя через несвободу, ценили возможность творить и поэтому понимали друг друга. Особенность их общения была ярко видна всем. Интеллигентность, уверенность в себе, энциклопедические знания Бориса Викторовича дополнял энергичный, волевой характер Сергея Павловича. Уже после кончины Сергея Павловича, Раушенбах всегда принимал деятельное участие в сохранении памяти С.П. Королева.
Вопрос: Книга для Раушенбаха имела особую ценность. Читая книгу, “я мог собирать мед знаний с цветков мудрости”, — говорил он словами восточной притчи. Что удалось блестящему ученому математику, исследователю космоса открыть в живописи?
Свой ответ излагают учащиеся 4 рабочей группы.
То, что сделал Раушенбах в искусствознании, мы думаем, не смог бы сделать никто другой. Суть его идеи, основанной на опыте первых космических полетов, состоит в следующем. В условиях невесомости, темноты привычные ориентиры для нормального зрения терялись. Естественно, исследование механизмов зрения перешло из области оптической (линза, изображение) в область анализа психологического восприятия. Борис Викторович проанализировал механизмы работы мозга, преобразующего информацию хрусталика, и обнаружил, что в представлении человека, в его интерпретации зрительных сигналов вовсе не доминирует принцип прямой перспективы. Образ создается в зависимости от психического состояния человека, особенностей расположения предметов и т. д. Поэтому перспектива может быть прямой, обратной, параллельной, криволинейной — какой угодно.
После этого Борис Викторович обратился к искусству и сделал вывод, что в основе всех так называемых нереалистических периодов в жизни искусства, средневекового в особенности, лежат реальные механизмы зрительного восприятия. Конечно, искусствоведы говорили так же об использовании особых принципов выразительности средневековыми мастерами, намеренном создании нового художественного языка. Открытие Бориса Викторовича состояло в том, что он увидел основы этого языка не только в желании сказать нечто иное и по-иному, но и признавал, что это “иное” обусловлено восприятием человека.
Таким образом, весь предыдущий опыт космических расчетов позволил пытливому уму математика создать новую основу понимания языка живописи и мира искусства, особенно искусства средневекового и древнего, в частности — иконописи.
Вопрос: Как случилось, что глубоко верующий человек, не скрывающий своих взглядов, опубликовал статью в журнале “Коммунист”?
Своими размышлениями делятся ученики 5 рабочей группы.
Немец по происхождению, Борис Викторович был гугенотом-протестантом. Долгое время он не посещал церковь не только потому, что в СССР не было гугенотских церквей. Он считал, что может молиться в одиночку, так как религия является чем-то “для себя”. Но, изучая иконопись, он углубился в Евангелие и понял, что молитва становится действенной, когда люди собираются вместе для совместной молитвы.
Религиозным чувством Раушенбах, как и А.Д. Сахаров, называл результат того, что существует Нечто вне материи и ее законов, что отепляет мир. Это Нечто — высший разум, создавший Вселенную. Вселенная не есть случайность.
Религию не придумали, считал Раушенбах. Она существовала всегда. Но истинно верующих в обществе не более 10–15%. У них, условно говоря, кроме пяти чувств, данных всем, есть еще ощущение связи космического порядка. Они одарены свыше, знают и чувствуют больше, чем обыкновенные люди. Они обладают “геном религиозности” и могут передавать его по наследству. “Ген религиозности” может проявиться не сразу в следующем поколении, а передаваться через 2–3 поколения.
Оставшиеся 85–90% людей абсолютно безразличны к религии. Некоторые из них в силу того, что человек подвержен стадному чувству, начинают посещать церковь и попадают в то “Нечто”, образуемое истинно верующими. Об этом говорил не только Сахаров, но и Серафим Саровский: “если есть один глубоко верующий, то около него спасутся многие”.
Антирелигиозную пропаганду в СССР Раушенбах считал чушью и болел за религию. Статью к 1000-летию крещения Руси Борис Викторович написал за 3–4 дня, взамен статьи об американской военной программе СОИ, о которой его попросила редакция. Статья появилась примерно за год до юбилея и вызвала в стране настоящий бум. В журнале “Коммунист”, являвшемся главным рупором партии, Раушенбах высказал крамольную в условиях коммунистической идеологии мысль о существовании “высшего разума”, влияющего на мироустройство. Статью опубликовали на многих языках во всем мире. Главная идея статьи: “Как хорошо, что нас в свое время крестили!”. Через год праздник в СССР был проведен почти на государственном уровне.
В 1998 году Борис Викторович сознательно принял православное крещение, потому что считал, что православие ближе к истине древней Церкви.
“Могу ли я причислять себя к тем 10–15%? — не знаю. Может быть….” — это его слова о себе.
Вопрос: Далеко не все, живущие в России, так любят Россию, как любил ее Борис Викторович. Немецкое правительство не раз приглашало академика Раушенбаха работать в Германию. Он получил высшую награду этой страны. Но он давно сделал свой выбор: всегда считал себя русским ученым с немецкой фамилией и немецкими корнями. Последняя боль академика — Россия 1990 г. В чем русский человек, по мнению Раушенбаха, должен находить силы?
Ответ дают ученики 6 рабочей группы.
Немец по происхождению, прошедший сталинский лагерь, глубоко верующий, беспартийный, не занимавший высоких государственных постов, Б.В. Раушенбах был настоящим патриотом России. И последние его мысли — не о себе, а боль за Россию и русский народ.
История России ХХ века для него укладывалась в две песни. “Гренада” Михаила Светлова олицетворяла романтическое начало: “пошел воевать, чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать”; Финал же уместился в строках песни В. Высоцкого “Все не так, ребята!”. Ему было нестерпимо жаль нашу страну. На фоне благополучной Германии боль за народ становилась еще острей. Он думал о простом человеке. Его заботило “качество народа”, в повышении которого он видел основное звено в преуспевании России. Труд и религия, по мнению Раушенбаха, должны стать физической и духовной опорой человека. Человек, сохранив физическое и нравственное здоровье, поднимет и экономику, и культуру. Россия заслуживает лучшего.
Национальной идеей, которая призвана объединить общество, по мнению Раушенбаха, может стать лозунг “Встанем за великую Россию!”. А проверяется выбор национальной идеи просто: ответом на вопрос: “Можно ли за это жизнь отдать?”. Великая Россия нужна народу, чтоб жить достойно и в душевной гармонии.
Как видим, судьба страны и народа воспринимались Раушенбахом как дело глубоко личное. “Мы не выбираем себе Родины. Но однажды рожденные (в ней), любим ее…. Пусть даже она причиняет нам боль” (М.Фриш).
Вопрос: Можно ли считать Б.В. Раушенбаха “Леонардо да Винчи ХХ века”?
Учащиеся делают вывод.
Джордж Сорос, основатель Международного Института “Открытое общество”, назвал Б.В. Раушенбаха последним энциклопедистом XX века. Действительно, круг интересов Б.В. Раушенбаха, затрагивающий мировоззренческие и философские темы, поражал своей широтой. Выдающийся физик, математик, инженер, искусствовед, теолог и философ, академик Раушенбах был энциклопедистом минувшего столетия. Он соединил фундаментальные науки, прикладные исследования, мировую культуру и духовно-религиозный опыт в единый инструмент познания человеком Вселенной. Борис Викторович был поистине человеком Ренессанса.
Продолжая дело Бориса Викторовича и отдавая дань его памяти, Институт “Открытое общество” — Россия учредил стипендию имени академика Б.В. Раушенбаха. Стипендия присуждается студентам российских университетов, проявившим выдающиеся способности в решении фундаментальных научных проблем в естественных и гуманитарных дисциплинах.
В качестве домашнего задания предлагается учащимся выполнить задания:
- Я узнал (узнала) на уроке…..
- Меня особенно удивило, что…
- Я считаю, что наследие Б.В. Раушенбаха….
Список литературы
- Раушенбах Б.В. Постскриптум / Лит. зап. Инны Сергеевой. – М.: Рос. гос. б-ка, изд-во “Пашков дом”, 1999.
- Раушенбах Б.В. Пристрастие. – М.: Изд-во “Аграф”, 1997.
- Раушенбах Б.В. Герман Оберт (1894-1989). – М.: Наука, 1993.
- Раушенбах Б.В. Все не так, ребята. // Советская культура, 7 апреля 1990.
- Раушенбах Б.: “Вселенная не есть случайность!” // Семья. 1990. №21.
- Раушенбах Б.: “Математика может объяснить все, но не до конца”. А в искусстве всегда все изображали правильно / беседа Ю.Арпишкина // Культура. 30 декабря 1997.
- Раушенбах Б.В.”Важно уметь думать!”: Дидактика. 1996. №3(12). С 3-5.
- Раушенбах Б.В. “Логически нельзя доказать ни бытия Бога, ни его отсутствия во Вселенной” // Комсомольская правда. 26 июня 1996.
- Академик Раушенбах: ”Иногда очень трудно отличить бездельника от гения” / беседа корреспондента Д.Макарова, В.Суичмезова // Аргументы и факты. 1996. №9.
- Васютинский В. Через тернии – к звездам. // Тагильский рабочий. 14 января 1995.
- Васютинский В. Ему всегда космически везло // Тагильский рабочий. 11 апреля 2001.
- Волков Д. Серебряный шелест крыла // Учительская газета. 9 июня 1992.
- Открытое общество. 2001. №3(20), специальный выпуск памяти академика Раушенбаха
- Печуркина Р. Борис Раушенбах – человек, ставший легендой // Областная газета. 29 марта 2001.
- Творческое наследие Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы / Под общей ред. академика М.В. Келдыша – М.: Изд-во “Наука”, 1980.