Задачи:
1. Создать общее представление об итогах I мировой войны для стран – участниц.
2. Закрепить знание термина “сепаратный мир”.
3. Развивать умение работать с текстом учебника, картой, технологической картой.
4. Воспитывать политическую компетентность, умение рассматривать проблему со всех сторон зрения.
Оборудование:
Технологическая карта урока “От войны к миру”.
Карта “Первая мировая война”.
Учебник Алексашкиной Л.Н. “Новейшая история XX век”. – М.: Мнемозина, 2000.
Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. “История России XX век”. – М.: Просвещение, 2001.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Изучение новой темы.
1. Влияние первой мировой войны.
– Мы продолжаем интегрировано изучать курс истории XX века. Задачей нашего урока будет выяснить условия окончания войны, её результаты. Особое внимание мы уделим Советской России. Тема нашего урока “От войны к миру”.
– Выполните 1 задание технологической карты (запишите в тетради тему урока).
– Назовите годы первой мировой войны.
– Какие военные блоки участвовали в первой мировой войне?
– Перечислите состав Тройственного союза и Антанты.
– Покажите на карте два фронта первой мировой войны, назвав участников.
– Покажите на карте территории, потерянные Россией к 1916 году.
– Выполните 2 задание технологической карты.
Проблемные вопросы:
- Каким образом 1 мировая война повлияла на внутриполитическую ситуацию в России?
- Как решали вопрос о войне пришедшие к власти большевики, учитывая опыт Временного правительства?
- Были ли согласны союзники России с её выходом из войны? Кто согласился подписать мир с Россией?
Мир был подписан без согласия союзников, только одним из участников военного блока.
– Выполните задание 3 (найдите определение термина).
Сепаратный мир –
2. Брестский мир.
– Почему же большевики пошли на подписание сепаратного мира?
Вызвано это было дилеммой: обещанием мира населению государства при приходе к власти и программным лозунгом партии о мировой революции. Как совместить несовместимое? Все это вызвало в лагере большевистских лидеров раскол по вопросу о мире.
– Выполните задание 4 (заполните схему).
Дебаты о мире
Позиции лидеров Результаты
Бухарина
Троцкого
Ленина Поведение Троцкого
Подписание мирного договора
(3 марта 1918 года)
Причина Условия
Проблемные вопросы:
- Выгодны ли России условия Брестского мира?
- Почему В.И. Ленин настаивал на подписании мира?
(Сохранение политической власти большевиков и надежда на мировую революцию)
3. Послевоенное обустройство мира.
– Становится очевидным, что Российская империя в конце 1 мировой войны прекращает своё существование. Значительная часть территорий и материальных богатств была от нее отделена. Но схожие процессы распада многонациональных империй происходили и в Европе. Используя карту “Территориальные изменения в Европе” учебника Алексашкиной, назовите распавшиеся многонациональные империи и образовавшиеся самостоятельные государства в Европе.
Образование суверенных государств сопровождалось экономической разрухой, социальными потрясениями, революциями.
В ноябре 1918 года вспыхнула революция в Германии, в результате которой кайзер отрекся от престола. 11 ноября 1918г. Германия подписала с Антантой перемирие на их условиях. Условия мирного договора определяли на Парижской мирной конференции.
– Прочитайте учебник Алексашкиной С.59 пункт 2
– Почему Советская Россия не приглашена на Парижскую мирную конференцию?
( Сепаратный мир и власть большевиков в стране)
Лидерами послевоенной конференции являлись руководители стран Антанты.
Ж. Клемансо – премьер-министр Франции, требовавший экономического и военного ослабления Германии, территориальной и денежной компенсации с ее стороны.
В. Вильсон – президент США, предложивший программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни – “14 пунктов”.
Д.Л. Джордж – премьер-министр Великобритании, стремившийся уравновесить позиции сторон, выступавший за признание ответственности Германии в развязывании войны, призывавший искоренить противоречия, ее вызвавшие.
Реальным итогом Парижской мирной конференции стало создание Лиги наций – международной организации, способствующей поддержанию мира.
4. Версальско–Вашингтонская система.
– По итогам 1 мировой войны было подписано значительное число международных договоров, но историки выделяют 2 основополагающих, объединив их в Версальско-Вашингтонскую систему.
– Выполните задание 5 технологической карты (заполните таблицу).
Проблемный вопрос:
– Учтены ли интересы России как участницы войны?
5. Прорыв международной изоляции.
10 апреля 1922 года открылась международная экономическая конференция в Генуе. Советская Россия была приглашена участвовать в ее работе. Это соответствовало интересам Советской России на юридическое признание, получение финансовых льгот. Западные державы рассчитывали получить рычаги экономического и политического влияния на Советскую Россию. Средством давления стало требование по уплате царских долгов и долгов Временного правительства, возмещение компенсации за национализированное имущество.
Достичь соглашения на конференции не удалось. Россия оказывалась в изоляции.
Неожиданностью для всех стал Рапальский договор от 16 апреля 1922 года, подписанный Советской Россией и Германией.
Проблемный вопрос:
- Почему эти два государства подписали договор?
- Почему содержание договора об отказе от претензий на репарации и признание потери национализированной большевиками собственности стал неожиданностью для Запада?
- Можно ли считать Рапальский договор успехом дипломатии Советской России и Германии?
III. Рефлексия.
– Каков итог 1 мировой войны для стран Антанты: Англии, Франции? Для США?
– Результаты войны для Германии?
– Были ли решены все противоречия 1 мировой войны?
– Как граждане России отнеслись к Брестскому миру, ведь даже среди лидеров партии большевиков к нему не было однозначного отношения?
Большинство патриотов страны восприняли Брестский мир как предательство Отечества и встали в ряды противников большевиков. Гражданская война в России разгоралась…
Домашнее задание: “Новейшая история” п. 8
“История России” с. 116 – 117.