Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока: контроль и систематизация знаний по курсу истории средних веков, обобщение пройденного материала.

Задачи урока:

  • Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся
  • Развивающая: развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленные задачи, готовить сообщение.
  • Воспитывающая: воспитывать уважение у истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья, способствовать укреплению чувства товарищества г групповой работе.

Правила викторины: викторина состоит из семи заданий. Перед выполнением задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. Итоги заданий отражаются на “Бланке подсчетов итога викторины”. (Приложение №1). По ходу викторины каждая команда набирает баллы, побеждает та, которая набрала наибольшее количество баллов.

Ход викторины

I. Организационный этап. Класс делится на две команды, выбирают капитанов, придумывают название.

II. Выполнение заданий викторины.

III. Подведение итогов.

Задание 1 “Необычные имена”.

Каждая команда получает “необычное имя” и затем команде необходимо:

  1. Назвать исторических деятелей, к которым относятся эти прозвища.
  2. Указать, когда и где они жили, какой след оставили в истории.
  3. Объяснить, почему они получили такие необычные имена. Оценивается в 5 баллов.

Задание для 1 команды - “Отец истории” Задание для 2 команды - “Страшный слепец”.

Геродот. Древнегреческий ученый историк. Много путешествовал. Его труды содержат географический и исторический материал. (Отец истории)

Ян Жижка. Предводитель таборитов в гуситских войнах. Вследствие ранения ослеп, но продолжал воевать. Его имя вызывало страх у врагов. (Страшный слепец)

Задание 2 “Красивые названия”.

Каждая команда получает по одному “красивому названию” и выполняет следующие требования:

  1. Определить событие, скрытое под этим названием.
  2. Объяснить смысл названия. Оценивается в 2 балла.

Задание для 1 команды – “ Авиньонское пленение” Задание для 2 команды - “Война Алой и Белой розы”.

В 1309 г. после смерти папы Бонифация VIII Советом кардиналов под давлением французского двора был избран папой Клемент V. Место пребывания папской курии было перенесено в г. Авиньон. В течение 70 лет папа был фактически послушным орудием французского короля, как бы его пленником. (“Авиньонское пленение”).

Феодальные войны в Англии между династиями Йорков, в гербе которых была белая роза, и Ланкастеров, в гербе которых была алая роза. Война длилась 30 лет и закончилась ослаблением обеих династий. На престол вступил Генрих VII Тюдор. (“Война Алой и Белой розы”)

Задание 3. Шарады.

Капитаны команд получают шарады, коллективно их разгадывают. За правильный ответ – 1 балл.

Первый слог – крик барана;

Второй слог – часть игры;

Целое – английский ученый XIII в.

(Бе-кон – Бекон).
Первый слог – морское животное;

Второй слог – междометие;

Целое – родина фарфора.

(Кит-ай – Китай).
Первый слог – нагруженная телега;

Второй слог – торжество, семейный праздник;

Целое – эпоха гуманизма.

(Воз-рождение).
Первый слог – кусок земли;

Второй слог – мычание коровы;

Третий слог – предлог;

Целое – свободный средневековый город.

(Ком-му-на – Коммуна).
Первый слог – домашняя птица;

Второй слог – местоимение;

Целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в Чехии.

(Гуси-ты – гуситы).
Первый слог – нота;

Второй слог – установленный образец одежды;

Целое – изменение в обществе, преобразование.

(Ре-форма – реформа).
Первый слог – звук смеха;

Второй слог – верхняя часть женского платья;

Целое – правитель Востока в Средние века.

(Ха-лиф – халиф).
Первый слог – первая буква алфавита;

Второй слог – человек, не имеющий ни прав, ни собственности

Целое – коренной житель Аравии.

(А-раб – араб).
Первый слог – небольшой ресторан, где обслуживают за стойкой;

Второй слог – русское национальное блюдо;

Третий слог – предлог;

Целое – одна из феодальных повинностей.

(Бар-щи-на – барщина).
Первый слог – бог солнца в Египте;

Второй слог – короткое торжественно музыкальное произведение;

Третий слог – первая буква алфавита;

Целое – здание городского совета в средневековом городе.

(Ра-туш-а – ратуша).
Первый слог – имя русского царя-преобразователя;

Второй слог – архитектурное сооружение, впервые примененное древними римлянами;

Целое – итальянский поэт-гуманист.

(Петр-арка – Петрарка).
Первый слог – первую часть поймет любой – это цыгане бредут толпой;

Второй слог – союз;

Третий слог – местоимение;

Целое – участники средневекового освободительного движения.

(Табор-и-ты – табориты).

Задание 4. Вопрос – ответ.

Вопросы задаются поочередно каждой команде, если первая команда затрудняется ответить, то правом ответа может воспользоваться другая. За правильный ответ - один бал.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай).
  2. В какой стране были самые длинные стены? (Китай).
  3. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (Индия).
  4. По какой лестнице никто, никогда не ходил? (По феодальной).
  5. Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы)
  6. Что такое “арабески”? (Арабские рисунки из геометрических фигур).
  7. Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они? (Ян Гус и Ян Жижка)
  8. Назовите “жемчужину Индии” (Тадж-Махал).
  9. Самый замечательный живописец Раннего Возрождения. (Сандро Боттичелли).
  10. Человек, который изобрел книгопечатание. (Иоганн Гуттенберг).

Задание 5 “Крылатое выражение”.

Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Оценивается в 5 баллов.

Задание для 1 команды. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “____________”

(“Что с возу упало, то пропало”).

Задание для 2 команды. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: “___________”

(“Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает”, или “Время – деньги”).

Задание 6. Воображаемое историческое путешествие.

Оценка 5 баллов (грамотность изложения – 1; логика изложения – 1; исторические факты и детали эпохи – 3).

При выполнении этого задания важно, чтобы учащиеся не механически пересказывали текст, а излагали его эмоционально, выражали личностное отношение. В связи с этим и в вопросах должны содержаться указания: “Что поразило, что запомнилось? и т.д.

Задание для 1 команды. Представьте, что Вы студент средневекового университета в XV в. Расскажите о Вашей жизни и учебе.

Задание для 2 команды. Представьте, что Вы попали в мастерскую ремесленника в XIII в. и провели там целый день. Опишите мастерскую и работу в ней.

Задание 7. Историческая путаница.

Обеим командам предлагается текст, который содержит много исторических ошибок. Требуется все их выявить и отнести к нужной эпохе. Задание требует внимательности, знания деталей разных эпох. Побеждают те, кто найдет наибольшее количество ошибок. Оценивается в 7 баллов.

Текст с ошибками.

В мае 1358 г. на северо-востоке Франции вспыхнуло крестьянское восстание, известное в истории под названием “Восстание красных повязок”. Восстание было стихийным. Предводителями восстания были крестьяне и городские ремесленники – Хуан Чао, Ян Гус и Уот Тайлер.

Восстанием была охвачена обширная область с десятками городов Испании. Феодалы пустились в бегство. Перед решительной битвой Гильом Каль расположил свои отряды на холме и окружил лагерь повозками. Феодалы заключили с “таборитами” перемирие. Каль был взят в плен. Восстание потерпело поражение.

В тексте 7 ошибок.

III. Подведение итогов викторины. Награждение дипломами. (Приложение №2)

Команда, набравшая наибольшее количество баллов награждается дипломом в номинации “В истории мы знаем все!” Ученики, которые достойно представили команду в “Воображаемом путешествии” награждаются дипломом в номинации “Средневековый путешественник”, наиболее эрудированные учащиеся задания “Шарады” награждаются дипломом в номинации “Люблю средневековые шарады”.