Цели:
- Систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока.
- Создать условия для интеграции основного и дополнительного образования пятиклассников.
- На примере культуры народов Древнего Востока продолжить воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к людям, создавшим шедевры мировой культуры.
Материалы и оборудование:
- Карта “Древний Египет”
- Слайды “Древняя Индия”
- Фрагменты видеофильма “Культура Древнего Египта”
- Фотогазета “Древний Китай”
Декорации:
- река Нил,
- папирус,
- пирамиды
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Начинает праздник учитель истории, говорит о том, что это мероприятие завершает изучение истории Древнего Востока в 5-м классе, рассказывает, как шла подготовка, представляет гостей и каждую делегацию:
- Делегация жителей Древнего Китая! (5-г класс встает, звучит фрагмент мелодии, зал аплодирует)
- Великие путешественники, мореплаватели – финикийцы! (5-б класс встает, звучит фрагмент мелодии, зал аплодирует)
- Делегация народов Древней Индии! (5-в класс встает, звучит фрагмент мелодии, зал аплодирует)
- Представители одной из самых древних цивилизаций – жители Древнего Египта! (5-г класс встает, звучит фрагмент мелодии, зал аплодирует)
Учитель предлагает начать праздник общей песней, которая исполнялась на уроках истории.
Звучит “Песня о переселении душ” В.Высоцкого, исполняют все пятиклассники
2. Выступление делегаций стран Древнего Востока
Предоставляется слово каждой делегации. Первыми с приветствием выступает делегация Древнего Египта (пока ребята готовятся, звучит вступление к песни О.Митяева “Письмо из Африки”)
Египтяне ( 5-г класс):
Говорят слова приветствия, поют на мотив “Песни о белых медведях” из кинофильма “Кавказская пленница”
Где-то на белом свете,
Там, где всегда жара,
Где от порога до дельты
Древняя есть страна
Имя страны – Египет,
Там фараон красив,
Жизнь и надежду людям
Дарит щедрый Нил!
Ла-ла-ла…
Бережет всех Амон-Ра
Ла-ла-ла…
Очень древняя страна!
Ребята рассказывают о достижениях древних египтян.
Приветствие делегации Финикии (пока ребята готовятся, звучит “Ритуальное шествие” Д.Тухманова)
Финикийцы (5-б класс):
На сцену “выплывает” корабль, на берег выходят финикийцы, инсценируют процесс торговли стеклом, пурпурными тканями, керамическими изделиями и др., исполняют “Восточный танец”, поют на мотив песни “Идем на Восток!” из кинофильма “Турецкий гамбит”:
Плывут финикийцы, плывут осторожно
К опасным чужим берегам
Далеко от дома им жить очень сложно,
Но ветер несет по волнам
Везут финикийцы пурпурную краску
Металл, древесину, стекло
По морю идут корабли, словно в сказке
Мечтая, чтоб им повезло.
Каждый воин ловок и смел.
Держим путь мы на Карфаген!
Ветер – в лица, слезы… песок…
Это чудо – Древний Восток!
Приветствие делегации Древней Индии (пока учащиеся готовятся, звучит пьеса “Шествие слонов”)
Древние индусы (5-в класс):
Все ребята выходят на сцену со свечами и рассказывают легенду о традиции в Древней Индии в праздники зажигать свечи, читают стихи во время просмотра слайдов “Древняя Индия”, показывают инсценировку “Легенда о Будде”
Приветствие делегации народов Древнего Китая (пока учащиеся готовятся, звучит инструментальная пьеса “Желтая река”)
Древние китайцы (5-а класс)
Поют на мотив песни из телесериала “Солдаты”:
Приезжайте к нам в Китай –
Мы покажем вам Шанхай,
Вместе шелк изобретем,
А потом чайку попьем…
И, может быть, тогда
Решите навсегда
Поселиться на равнине
И работать, выгнув спину,
Только нам с тобой известно,
Как прекрасно в Поднебесной…
Приезжайте к нам в Китай!
Инсценировка “Воспитание в Древнем Китае”, танец с бенгальскими огоньками под песню “Фонарики” А.Варламова.
3. Конкурсная программа
Конкурс мудрецов. От каждой делегации приглашается по два представителя, которые будут участвовать в конкурсе. На столе лежит множество предметов, которые были изобретены в древние времена (например, дротики, медицинские инструменты, стекло, пурпурная краска, алфавит, цифры, шахматы, тростниковый сахар, шелк, компас, бумага). Необходимо выбрать один предмет, который впервые был сделан вашим народом, и подготовить интересный рассказ о нем (из какого материала он сделан, как назывался, какую пользу принес человечеству)
Конкурс жрецов. От каждой делегации приглашается по два представителя для участия в этом конкурсе. Необходимо придумать обращение к богам своего народа с просьбой о хорошем урожае в этом году (1чел.); придумать и передать своей делегации ритуальный ритмический рисунок хлопками (1чел.), делегация должна повторить.
Конкурс знатоков исторической карты. В конкурсе участвуют по 3 человека от класса. Каждый участник пробегает определенный маршрут, прокалывает воздушный шарик, достает из него задание , бежит к исторической карте и прикрепляет ответ. Например, в задании написано: “Город Мемфис” – ученик обозначает кружочком на карте г. Мемфис и т. д. Учитель или старшеклассник следит за правильностью выполнения задания. Используется секундомер.
Конкурс знатоков истории Древнего Востока. В конкурсе участвует по 5 человек от класса. Необходимо из букв-таблиц составить слова-ответы на загадки. Например, загадка: “Животное, которым названа река” (Тигр). При подведении итогов учитывается правильность ответа и скорость выполнения задания.
Конкурс воинов. В конкурсе участвуют по 4 мальчика от класса. Необходимо удержать в руке “копье”, сражаясь с соперником (соревнуются парами)
4. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги праздника, награждает грамотами, вручает каждой делегации корзину с восточными яствами, благодарит всех за активное участие, предлагает детям вместе с участниками танцевального ансамбля исполнить “Восточный танец”.