Цели урока:
- Подвести учащихся к пониманию причин, целей, задач, проблем коллективизации.
- Проанализировать планы преобразования деревни, оценить результаты коллективизации.
- Развить умение давать аргументированную оценку историческому событию.
Возможная личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, знакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.
Приемы деятельности учителя:
- конспективное повествование с опорой на слайды
- образное повествование
Основные понятия: коллективизация, кулак
Источники информации:
- Бердник С.В. История России, Благовещенск, 1997 г.;
- Данилов А. История России в таблицах М., 1998 г.;
- CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;
- Левандовский А., Щетиков Ю. учебник Россия в ХХв М.2005 г;
- Михайлов Н. Чрезвычайщина. Родина № 8-1998 г.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Включаем компьютер и входим в программу презентации Power Point.
На первом слайде размещаем название темы и план, с которым будут ознакомлены ученики в начале урока.
На втором слайде даются определения коллективизации и цели коллективизации Рассматривая цели коллективизации, задаем вопрос: как коллективизация была связана с индустриализацией? Отмечаем, что в 1927 г. количество кулаков составляло около 4% (1 млн. при общем числе 20 млн.). Кулаки владели 15% посевов и 11,2% рабочего скота. Обращаемся к тексту учебника и определяем формы обобществления производства (ТОЗЫ, артели, коммуны)
Третий слайд рассказывает о событиях начального этапа коллективизации. Бухарин Н.И., Рыков А.И. были противниками чрезвычайных мер, как политической линии, внутрипартийная борьба обострилась. Колхозам предоставлялись льготы по получению в использование земли, кредитованию, налогооблажению, кулаков принуждали продавать земледельческую технику.
1927 г. – ХV съезд партии определил, что
коллективизация должна стать основной задачей
партии в деревне 1928 г. – Закон “Об общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. – создание машинно-тракторных станций (МТС) |
Каждому рабочему активисту были поставлены
нормы коллективизации.
Чтобы выполнить обязательства один из
активистов по фамилии Аристов говорил на
собраниях: “Кто против коллективизации, тот
против советской власти, и я с этих людей шкуру
спущу, а кишки размотаю на телефонный столб. Ну,
кто против соввласти?"
При таком методе он добился 100%
1928 г. – направление в сельские районы рабочих
активистов для сплочения бедноты и поддержки
колхозного строительства (25-тысячники) 7 ноября 1929 г. – в газете “ПРАВДА” появилась статья Сталина “Год великого перелома”, где говорилось “о коренном перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию. 15 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) “О тем пе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству. декабрь 1930 г. – Сталин объявил о переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”. |
Используется четвертый слайд, где учитель рассказывает о том, что кулаков выселяли в места непригодные для жизни. Снабжение спецпереселенцев продуктами питания было ниже самого низкого предела, медпомощь отсутствовала. Трудспецпереселенцев (так называли кулаков) использовали на лесоповалах, добыче угля, торфа, строительстве и т.д. Эпидемии, голод уносили тясячи человеческих жизней.
Пятый слайд рассказывает о результатах коллективизации. Комментируя цифровой материал, учитель дополняет его следующей информацией:
- Город получил дешевые продукты, сырье, рабочую силу и льготный рынок сбыта.
- Репрессированы наиболее опытные и преуспевающие крестьяне.
- Ужасны были последствия голода.
- Сельское хозяйство стало частью госсектора.
- Тысячелетние традиции крестьянской этики подорваны.
- “Ножницы цен” закреплены символическими ценами на с/х продукты.
- Отсталость с/х и хроническая нищета села практически до настоящего времени.
Какие чувства вы испытываете, узнав о том, что такое коллективизация и какими методами она проводилась? (Подсказка в начальных буквах предложений)
Ради чего были жертвы? Стоила ли овчинка коллективизации чрезвычайной сталинской выделки?
Голод унес 5 млн. человеческих жизней НО!
|
Используя следующий слайд, характеризуем экономические и социальные последствия коллективизации.
|
В конце урока в качестве закрепления предлагаем следующие вопросы:
1. Назовите причины провозглашения политики
массовой коллективизации.
2. Почему политика коллективизации
сопровождалась раскулачиванием?
3. В чем заключались особенности тактической
линии Сталина в период проведения политики
сплошной коллективизации?
4. В чем вы видите положительные результаты
сплошной коллективизации? Каковы были ее
негативные последствия?
5. Как вы считаете, была ли объективно необходима
коллективизация?
В качестве домашнего задания может быть предложена следующая работа: написать письмо от лица крестьянина своему брату-горожанину о жизни на селе в годы коллективизации.
Подведение итогов. Учитель анализирует итоги комбинированного урока с использованием мультимедийной презентации.