Цель урока:
а) образовательная: найти отличие и сходство древних цивилизаций от первобытности;
б) развивающая: развивать мыслительные навыки, формировать понятия, выделять признаки, доказывать свою точку зрения;
- развивать умения систематизировать материал (таблица);
- отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
в) воспитательная: навыки работы в коллективе;
Тип урока: Изложение нового материала.
Форма деятельности: Работа в группах.
Ход урока
Название темы урока, его целей.
Дайте определение понятию цивилизация.
Из курса истории вспомним такие понятия как первобытность и древность.
Первобытность это первая в истории человечества общественно-экономическая доклассовая формация, характеризующаяся общей собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением.
Древность это далекое прошлое, существовавшее или возникшее очень давно.
Вступительное слово учителя: “Эпохи, как люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяют воссоздать их облик и до конца осознать их духовное устремление”.
Учитель:
Одни цивилизации прошли перед нами в курсе древней истории: - |
|
О других цивилизациях вы узнали, изучая историю нашей страны: - |
|
Малоизвестные нам цивилизации: - |
|
Наша задача: найти характерные черты древних цивилизаций и первобытного общества.
Работа в группах (2 группы).
Знакомство с правилами работы в группе < Правило 1>
Задание № 1
Заполните таблицу (ниже приведенная таблица раздается двум группам, без текста обозначенного символом -? , задача учащихся самостоятельно выписать и объяснить характерные черты) < Таблица 1>
1 группа – находит и выписывает характерные черты древних цивилизаций.
2 группа – находит и выписывает характерные черты первобытного общества.
(учебник “Человек и Общество” 11 класс, часть 2, Москва “Просвещение” 2004 год, Л.Н Боголюбов стр. 27-29; или учебник “Человек и Общество” 10-11 класс, Л.Н Боголюбов, Москва “Просвещение” 2001 год, стр. 201).
Время заполнения таблицы 10 - 13 мин.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО | ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ |
1. Взаимодействие с природой:
(наводнения, землетрясения, извержения вулканов) 2. Способы познания мира:
Культ и ритуалы (ориентированные на природные циклы)
3. Тип хозяйства:
4. Характер взаимодействия людей в обществе:
|
1. Взаимодействие с природой:
(наводнения, землетрясения, извержения вулканов) 2. Способы познания мира:
Культ и ритуалы (ориентированные на природные циклы)
3. Тип хозяйства:
4. Характер взаимодействия людей в обществе:
|
- Учащиеся должны подготовить выступление группы не более чем на 5 минуты (один делегат от каждой группы, объясняет характерные черты, своей таблицы).
- Учащиеся должны найти сходства и отличие древних цивилизаций от первобытного общества.
- Учащиеся должны сделать вывод: “Особенности древних цивилизаций, заключаются в следующем …”
Учитель еще раз делает вывод, что цивилизации древности, существенно отличаясь, друг от друга обладали некоторыми общими чертами, несвойственными первобытному обществу.
Закрепление:
1. Американский археолог К. Клакхолм предложил такие признаки первых цивилизаций:
- города;
- письменность;
- архитектура.
Согласны ли вы с мнением ученого? Можно ли ограничиться перечисленными признаками? Почему вы так думаете?
2. Учащиеся двух групп получают, по комплекту цветных иллюстраций < иллюстрация 1>, характерных как для первобытного общества, так и для древних цивилизаций.
Первая группа должна отобрать иллюстрации, характеризующие первобытного общества.
Вторая группа должна отобрать иллюстрации, характеризующие древние цивилизации.
Правильность выполненного задания, группы проверяют друг у друга.
Домашнее задание:
параграф №3 (26), таблицу в тетрадь.
Ответить на вопрос № 5 стр.32 (206)