История и обществознание
-
Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) 2008
Урок уместен в рамках повторения в 10-м классе. Помимо обобщения изученного материала он включает в себя защиту ученических проектов по ряду проблем: "Слово" как отражение сознания древнерусского человека, исторический аспект и взаимоотношения с половцами по "Слову". Такая подача материала позволяет учащимся увидеть прошлое страны и литературы на новом уровне, определить отношение к историческому прошлому, осознать проблемы настоящего, выявить общечеловеческое значение "Слова".
-
Урок по истории "Романовы. Начало династии" 2008
Методика изучения нового материала на уроке с использованием групповой работы в технологии развития критического мышления на примере предметного материала истории России.
-
Религия, ее роль в жизни древних греков 2008
Урок истории в 5-м классе с использованием слайдов проводится как урок изучения нового материала и совершенствование умений и навыков с использованием инновационных технологий и применения исследовательского метода. Урок способствует усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта).
-
Разработка урока по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" 2008
В материале представлена методическая разработка урока по учебно-методическому комплекту Данилова А.А., Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века". Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В ходе проведения занятия используются различные элементы современных образовательных технологий, в том числе информационно-комуникационных.
-
Презентация "Помните! Через года,через века. Помните! "Цикл внеклассных мероприятий средствами школьного музея 2008
Презентация, в которой автор делится опытом проведения мероприятий по краеведению с целью воспитания патриотизма.
-
Повторительно-обобщающий урок по истории России XIX века в 8-м классе 2008
Урок проводится с целью повторить и систематизировать полученные знания, проследить причинно-следственные связи событий XIX века. Помогает учащимся развивать умение анализировать, сравнивать, отстаивать собственную точку зрения. Способствует воспитанию патриотизма.
-
Виртуальный краеведческий музей "Летопись малой родины" 2008
Виртуальный краеведческий музей – это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги. Это совокупность ученических работ, созданных в программах Microsoft Word и Power Point. Проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса.
-
Разработка урока для 10-го класса. "Киевская Русь. Основные направления внутренней и внешней политики киевских князей" 2008
Представлен повторительно-обобщающий урок с элементами заочной экскурсии, с использованием элементов технологии проектной деятельности, информационных технологий, тестовой методики для контроля знаний. Наиболее ценной частью урока является подготовленная презентация, которая делает урок ярким, красочным и позволяет увидеть и проследить связь времен.
-
Проектная образовательная технология в практике работы учителя истории, обществознания, культурологии 2008
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования важно выстраивать цели исторического и обществоведческого образования при участии всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей, представителей общественности, городской власти. Данная статья показывает, как через уроки истории, обществознания, культурологии, внеурочную деятельность можно усилить общественную составляющую школьного управления.
-
Интегрированный урок-игра "По страницам телепередач. Древняя Греция и Рим", 5-й класс 2008
Представлен интегрированный урок-игра "По страницам телепередач. Древняя Греция и Рим" по истории и технологии для учащихся 5-го класса. Использование интеграции учебных дисциплин, игровой формы проведения урока, компьютерной презентации позволяет углубить знания учащихся по культуре, интерьеру, одежде, кулинарии Древней Греции и Рима, способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков.
-
Тема урока "Восточные славяне в древности" 2008
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 6-го класса общеобразовательной школы. Цели урока: сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён и их соседей в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян. Способствовать овладению учащимися технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных).
-
Урок в 7-м классе "Революция в Нидерландах" 2008
На протяжении урока перед детьми ставятся проблемные вопросы. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что же произошло в Нидерландах: реформа или революция. Используемые формы работы: рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, составление вопросов, работа по алгоритму, работа с картой, со словарём иностранных слов, с документами и с опорным конспектом, описание портрета, решение исторической задачи, составление схем. Используемые технологии: «Развитие критического мышления».
-
Литературно-обществоведческий урок: "Духовная культура общества. Проблемы современной отечественной культуры" (для учащихся 11-х классов) 2008
В представленном двухчасовом литературно-обществоведческом уроке ставятся задачи обобщить знания учащихся и более глубоко осмыслить содержание следующих понятий современной культурологи: культура, духовная культура, ценности, духовный мир человека; выявить наиболее существенные тенденции развития современной духовной культуры на основе анализа романа Ч.Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"), показать трудности, проблемы и противоречия духовного развития общества и личности в разные исторические периоды.
-
Открытый урок по истории России в 8-м классе по теме "Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века" 2008
Цель урока – раскрыть содержание и особенности либеральных реформ 1860-1870 годов, доказать, что они являлись продолжением реформы 19 февраля 1861 г. Урок насыщен образовательными играми, которые позволяют более глубоко вникнуть в содержание изучаемого материала, развивают историческое воображение, способствуют творческому применению образовательных компетенций.
-
"Нашествие с Востока" 2008
Урок разработан в соответствии с действующими образовательными стандартами и школьной программой, структурно связан с действующими школьными учебниками. Адресован учителям, преподающим предмет "История России" в 6-х классах средней школы. На уроке учитель познакомит учащихся с монголо-татарами - опасным соседом Русского государства. Учащиеся продолжат работу над формированием умений работы с картой, схемами, а также самостоятельной работы с историческим источником.
-
Развитие правовой культуры современного школьника 2008
Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника.
-
Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны" 2008
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией.
-
История колледжа 2008
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся.
-
Проектное обучение в рамках инновационных технологий по теме "Общественное движение в середине второй половины XIX века" 2008
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов.
-
Презентация по проведению уроков в 10–11-м классе по курсу "Человек и общество" 2008
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интерактивной доской.
-
Урок истории в 6-м классе "Путешествие в Средневековье" 2008
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
-
Урок — ролевая игра "Выборы президента" 2008
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения.
-
Конспект урока обществоведения в 10-м классе 2008
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области.
-
Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго" 2008
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог.
-
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д'Арк" 2008
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом.
-
Способы развития речи обучающихся на уроках истории и обществознания 2008
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опорные конспекты и опорные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия.
-
Программа учебного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Вспомогательные исторические дисциплины" 2008
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию.
-
Урок истории по теме "Общественно-политическая жизнь страны в 30–50-е годы XX века" 2008
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе.
-
Интеллектуальная игра "За семью печатями" 2008
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся.
-
Краеведческий материал в работе учителя истории 2008
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота.