Использование проектного метода на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Сегодня никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности использования информационных технологий на уроках. После прохождения курсов “Обучение для будущего” (программа Intel), я решила попробовать проектное обучение на уроке истории.

Цель любого урока - создание условий для развития познавательной активности обучаемых. Реализация целей обеспечивает не только передачу и проверку знаний, но и развитие познавательных интересов, эмоциональной сферы, гуманных и волевых качеств личности. Организация урока в рамках проекта предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся на основе информационных технологий. Данная технология направлена на развитие навыков самостоятельной работы. При такой организации обучения педагог должен не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направляя его познавательную деятельность. Современная проектная деятельность учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креактивности и, одновременно, формирования определенных личностных качеств. Активное участие школьников в создании тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, организации поисковой исследовательской деятельности учащихся, коллективной, групповой или индивидуальной работы, а также достижение результата.

Создание проекта – это сложная работа, требующая и пересмотра тематического планирования, и сотрудничества с учителями информатики, и большого количества часов. А так как идея возникла в середине учебного года, после прохождения курсов, то для начала мы решили ограничиться только одним модулем – созданием буклета по теме и его защитой.

В седьмом классе в курсе “История Отечества” на тему “Эпоха петровских преобразований” отведено 5 часов. На первом уроке темы была поставлена проблема, распределены темы, объяснены принципы составления буклета (необходимость реформ, основные направления и сущность реформ, методы проведения реформ, их итоги и значение, выводы по проблеме, список использованной литературы). В результате получилось пять групп и в итоге пять буклетов:

  • “Реформы Петра в области экономики”,
  • “Военные реформы”;
  • “Реформы в области государственного управления”;
  • “Социальная политика Петра”;
  • “Реформы в области культуры и быта”.

Тема второго урока – Начало правления Петра, характеристика его личности. На третьем уроке мы рассмотрели события Северной войны. Тема четвертого урока – Необходимость реформ. На уроке учащиеся занимались подбором материала, работая с учебником и дополнительной литературой. Учитель оказывал помощь и контролировал процесс. Пятый и шестой урок (уроки информатики) – работа в компьютерном классе, оформление буклетов.

На последнем, седьмом, уроке – защита буклетов, проверка знаний по теме.

Надо отметить, что восьмиклассникам работа очень понравилась. Ребята сказали, что хотели бы и дальше работать с использованием этого метода, идти до конца и создавать не только буклеты, но и целый проект.

В десятом классе в рамках темы “Россия в начале ХХ века” (12 часов) учащиеся работали (линейная схема ) над составлением буклетов “Политические партии России в нач. ХХ в. и их роль в становлении парламентаризма”.

На уроке-лекции была дана характеристика общественно- политического развития России в начале ХХ века, определены основные проблемы и возможные пути их решения, объяснены принципы составления буклета (время создания партии, ее цели и задачи, лидеры, социальная опора, методы политической борьбы, участие в работе Государственной Думы, видение будущего развития России, основные выводы по проблеме, список использованной литературы). Большую часть материала учащиеся искали дома. В результате получилось пять буклетов:

  • “Октябристы”;
  • “Монархические партии России”;
  • “Партия эсеров”;
  • “Партия конституционных демократов”;
  • “РСДРП”.

На двух уроках информатики учащиеся оформляли свои буклеты, и один урок

ушел на их защиту. Урок получился очень интересный, насыщенный, но десятиклассники не были столь единодушны в оценке своей работы и в желании ее продолжить, объясняя это тем, что много времени и сил ушло на самостоятельную работу.

Чуть позже мои ученики приняли активное участие городском конкурсе проектов, посвященном Великой Победе. К работе над этим проектом присоединились учителя ИЗО и литературы. Расширились возможности реализации задуманных в проекте идей, работа стала намного интересней. Проект получился. Я думаю, что мы будем продолжать работу, тем более, что в школе есть для этого все условия, есть желание детей и педагогов и возможность развития каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.

На основе технологии проектной деятельность учащихся можно решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Работа над проектом способствует сплочению ребят в группе, развивает исследовательские навыки, трудолюбие, повышает учебную мотивацию.