Конспект урока истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Помочь учащимся повторить и обобщить знания об очень важном в истории человечества событии – Олимпийских играх.
  2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, с дополнительной литературой. Уметь выделять главное, составлять рассказ. Учиться сопоставлять факты, делать выводы.
  3. Пробудить интерес к занятиям физкультуры и здоровому образу жизни.

План урока:

Мотивационная беседа.

I-е состязание “Наши Олимпийцы”.

II-е состязание “Зажги Олимпийский огонь”.

III-е состязание “Вперёд к победе!”.

IV-е состязание “Говорящие имена”.

V-е состязание “Наши Гомеры”.

Подведение итогов.

Оборудование: Карта “Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)”.

Ход урока

I. Мотивационная беседа.

Учитель:

Любимым зрелищем всех греков, где бы они ни жили, являлись Олимпийские игры. В год Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги, морские и сухопутные, становились безопасными, и все желающие могли добраться до Олимпии.

(Работая с картой, учитель объясняет, что в Олимпию приезжали Эллины из всех уголков Балканской Греции, с островов Эгейского моря, из Греческих городов Малой Азии, даже из колоний).

Участвовать в играх могли только свободные греки. Десять месяцев перед играми нужно было тренироваться в родном городе. За месяц до открытия игр прибыть в Элиду и ещё там тренироваться этот последний месяц.

Женщинам запрещено было присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрителей. Игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.

Нам сегодня предстоит повторить материал о том, как проходили Олимпиады в древности. Но прежде…

(Выходит Зевс).

Зевс:

Приветствую всех участников Олимпийских игр. Эллины демонстрируйте свою силу, ловкость и упорство. Все эти качества так нужны мужчинам при защите своей Родины от нападения врагов.

(Зевс поднимает руку – удары грома раскатываются по всему небу, сотрясается высокий Олимп).

Победа сильнейшему – вот награда! Вас ждёт Олимпиада!

II. Ход игры.

Класс делится на 3 команды.

I-е состязание “Наши Олимпийцы”.

Приветствие.

Ученики должны придумать название команды, девиз, клятву Олимпийца.

II-е состязание “Зажги Олимпийский огонь”.

Разминка.

Командам по очереди задаются вопросы викторины:

  1. Кому были посвящены Олимпийские игры? (Зевсу).
  2. В каком году впервые состоялись Олимпийские игры? (В 776 г. до н. э.).
  3. Как называли победителя Олимпийских игр? (Олимпионик).
  4. Как называли участника состязаний? (Атлет).
  5. Где устраивались гонки колесниц? (На ипподроме).
  6. Где располагались зрители? (На склонах гор и холмах).
  7. Кто мог участвовать в гонках на колесницах? (Богатые греки т.к. лошади дорого стоили).
  8. Какие награды ждали Олимпиоников? (Оливковый венок, льготы на всю жизнь, изваяние статуи в бронзе).
  9. Могли ли в Олимпийских играх принимать участие женщины? (Нет).
  10. Назовите пять видов состязаний. (Бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья, борьба).
  11. Назовите знаменитого атлета, которого никто не мог сдвинуть с облитого маслом диска. (Милон).
  12. Кто из атлетов мог удержать одной рукой колесницу, запряжённую четвёркой лошадей? (Полидам).
  13. Знаменитый бегун и кулачный боец. (Феаген).
  14. Кто объявлялся победителем конных скачек? (Владелец лошади).
  15. Кто изваял статую кулачного бойца? (Аполлоний).

III-е состязание “Вперёд к победе!”.

Домашнее задание.

- Рассказать об одном дне Олимпийских игр. Рассказ от первого лица.

- Конкурс “Лучший художник” (рис. на тему “Олимпийские игры” в древности).

IV-е состязание “Говорящие имена”.

(каждой команде даётся карточка с именами)

Зевс – учредитель Олимпийских игр.

Ника – богиня победы.

Крон – бог, отец Зевса.

Гефест – бог кузнец, выковавший ворота Олимпии!

Рея – богиня, жена Крона, мать Зевса.

Полидам – знаменитый атлет.

Милон – знаменитый атлет.

Фидий – автор статуи Зевса Олимпийского.

Аполлоний – автор статуи кулачного бойца.

Феаген – знаменитый бегун.

(Кто быстрее и правильнее ответит, тот победитель).

V-е состязание “Наши Гомеры”.

Творческое задание: сочинить небольшое стихотворение об Олимпийских играх.

Подведение итогов.

Зевс награждает лучших олимпиоников “лавровыми венками”.

Учитель:

Последние Олимпийские игры в древности состоялись в 392 г. н.э. через два года, в 394 г. н.э. римский император Феодосий I отменил их, как проявление язычества.

В конце XIX в. французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Он считал, что идеи Олимпийского движения вдохнут в человечество “дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования”, будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

Годом I-й Олимпиады стал 1896 г. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.

Литература:

  1. Борцова Л.П. Игры на уроке истории. М.,: Владос, 2001.с.81.
  2. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.,: Просвещение, 1983. с. 76-77.
  3. Мифы народов мира. М.,: Советская энциклопедия, 1988, т 2, с. 252.
  4. Энциклопедия для детей.: Спорт.- М., 2001, т 20, с.25.
  5. Расланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М.,: Вако, 2004.
  6. Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И., История Древнего мира 5-кл, 2001, Дрофа.