Цели:
- Помочь учащимся повторить и обобщить знания об очень важном в истории человечества событии – Олимпийских играх.
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, с дополнительной литературой. Уметь выделять главное, составлять рассказ. Учиться сопоставлять факты, делать выводы.
- Пробудить интерес к занятиям физкультуры и здоровому образу жизни.
План урока:
Мотивационная беседа.
I-е состязание “Наши Олимпийцы”.
II-е состязание “Зажги Олимпийский огонь”.
III-е состязание “Вперёд к победе!”.
IV-е состязание “Говорящие имена”.
V-е состязание “Наши Гомеры”.
Подведение итогов.
Оборудование: Карта “Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)”.
Ход урока
I. Мотивационная беседа.
Учитель:
Любимым зрелищем всех греков, где бы они ни жили, являлись Олимпийские игры. В год Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги, морские и сухопутные, становились безопасными, и все желающие могли добраться до Олимпии.
(Работая с картой, учитель объясняет, что в Олимпию приезжали Эллины из всех уголков Балканской Греции, с островов Эгейского моря, из Греческих городов Малой Азии, даже из колоний).
Участвовать в играх могли только свободные греки. Десять месяцев перед играми нужно было тренироваться в родном городе. За месяц до открытия игр прибыть в Элиду и ещё там тренироваться этот последний месяц.
Женщинам запрещено было присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрителей. Игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
Нам сегодня предстоит повторить материал о том, как проходили Олимпиады в древности. Но прежде…
(Выходит Зевс).
Зевс:
Приветствую всех участников Олимпийских игр. Эллины демонстрируйте свою силу, ловкость и упорство. Все эти качества так нужны мужчинам при защите своей Родины от нападения врагов.
(Зевс поднимает руку – удары грома раскатываются по всему небу, сотрясается высокий Олимп).
Победа сильнейшему – вот награда! Вас ждёт Олимпиада!
II. Ход игры.
Класс делится на 3 команды.
I-е состязание “Наши Олимпийцы”.
Приветствие.
Ученики должны придумать название команды, девиз, клятву Олимпийца.
II-е состязание “Зажги Олимпийский огонь”.
Разминка.
Командам по очереди задаются вопросы викторины:
- Кому были посвящены Олимпийские игры? (Зевсу).
- В каком году впервые состоялись Олимпийские игры? (В 776 г. до н. э.).
- Как называли победителя Олимпийских игр? (Олимпионик).
- Как называли участника состязаний? (Атлет).
- Где устраивались гонки колесниц? (На ипподроме).
- Где располагались зрители? (На склонах гор и холмах).
- Кто мог участвовать в гонках на колесницах? (Богатые греки т.к. лошади дорого стоили).
- Какие награды ждали Олимпиоников? (Оливковый венок, льготы на всю жизнь, изваяние статуи в бронзе).
- Могли ли в Олимпийских играх принимать участие женщины? (Нет).
- Назовите пять видов состязаний. (Бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья, борьба).
- Назовите знаменитого атлета, которого никто не мог сдвинуть с облитого маслом диска. (Милон).
- Кто из атлетов мог удержать одной рукой колесницу, запряжённую четвёркой лошадей? (Полидам).
- Знаменитый бегун и кулачный боец. (Феаген).
- Кто объявлялся победителем конных скачек? (Владелец лошади).
- Кто изваял статую кулачного бойца? (Аполлоний).
III-е состязание “Вперёд к победе!”.
Домашнее задание.
- Рассказать об одном дне Олимпийских игр. Рассказ от первого лица.
- Конкурс “Лучший художник” (рис. на тему “Олимпийские игры” в древности).
IV-е состязание “Говорящие имена”.
(каждой команде даётся карточка с именами)
Зевс – учредитель Олимпийских игр.
Ника – богиня победы.
Крон – бог, отец Зевса.
Гефест – бог кузнец, выковавший ворота Олимпии!
Рея – богиня, жена Крона, мать Зевса.
Полидам – знаменитый атлет.
Милон – знаменитый атлет.
Фидий – автор статуи Зевса Олимпийского.
Аполлоний – автор статуи кулачного бойца.
Феаген – знаменитый бегун.
(Кто быстрее и правильнее ответит, тот победитель).
V-е состязание “Наши Гомеры”.
Творческое задание: сочинить небольшое стихотворение об Олимпийских играх.
Подведение итогов.
Зевс награждает лучших олимпиоников “лавровыми венками”.
Учитель:
Последние Олимпийские игры в древности состоялись в 392 г. н.э. через два года, в 394 г. н.э. римский император Феодосий I отменил их, как проявление язычества.
В конце XIX в. французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Он считал, что идеи Олимпийского движения вдохнут в человечество “дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования”, будут способствовать культурному сотрудничеству народов.
Годом I-й Олимпиады стал 1896 г. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.
Литература:
- Борцова Л.П. Игры на уроке истории. М.,: Владос, 2001.с.81.
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.,: Просвещение, 1983. с. 76-77.
- Мифы народов мира. М.,: Советская энциклопедия, 1988, т 2, с. 252.
- Энциклопедия для детей.: Спорт.- М., 2001, т 20, с.25.
- Расланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М.,: Вако, 2004.
- Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И., История Древнего мира 5-кл, 2001, Дрофа.