Задачи и цели урока:
- познакомить учащихся с реформами Солона, раскрыть значение его преобразовательной деятельности;
- развивать навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы;
- создать благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися.
- формировать гуманное отношение к окружающим (умение слушать товарищей, быть дисциплинированным); нравственные качества личности.
Основные понятия и термины:
- демократия
- Народное собрание
- Архонт
- ареопаг
- реформа
- граждане
Оборудование: презентация.
Карта Афинского государства.
Учебник: «История Древнего мира» А.А. Вигасин.
Ход урока
1. Актуализация Знаний, умений и навыков:
- Покажите на карте территорию Афинского государства. Опишите её местоположение.
- Про какие законы говорили, что они написаны «не чернилами, а кровью».
- Объясните слово «демос». Кто входил в состав афинского демоса?
- Выделите причины недовольства Афинского «демоса»?
- Работа с карточками по терминологии. (приложение 1).
План изучения нового материала:
- Избрание Солона архонтом.
- Отмена долгового рабства.
- Реформа управления.
2. Объяснение нового материала:
Домашнее задание №30
Выучить новые термины.
1. Избрание Солона архонтом.
Учитель: в начале VI века до н.э. в Афинах власть принадлежала аристократии, а также ей принадлежали большая часть земель.
594 г. до н.э. архонт Солон становится правителем Афин и проводит новые преобразования.
2. Отмена долгового рабства.
Задание учащимся.
Прочитайте текст пункта 2 №30, перечислите законы, принятые Солоном.
Прочитайте документ на стр. 139 и ответьте на вопросы:
1. О каких позорных столбах говорит Солон?
2. Отменил ли Солон полностью рабство в Афинах?
Ученики:
- Отмена законов Дракона.
- Запретил использовать долговые камни.
- Чтобы выплатить долг, бедняк отвечал его выплату своим имуществом.
- Запрещение обращать человека в рабство.
- Рабами, только считались чужеземцы.
Из схемы, уберите лишнее слово
Население Аттики в VIII в. до н. э.
В одном из законов говорилось, что сын не может кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу. Чего добивался Солон принятием этого закона?
Ответ: (поощрял развитие ремесла).
3. Реформа управления.
Солон многое сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством. Отныне архонтом мог стать не только знатный человек - достаточно было обладать богатством. Незнатные выходцы из демоса, разбогатевшие на морской торговле, владевшие кораблями, складами товаров также могли занять должность архонта. Для решения важнейших государственных дел стали созывать народное собрание, в котором участвовали свободные афиняне (они назывались граждане).
Впервые Солон утвердил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан независимо от их богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьёй.
Под запись: народное собрание
(не участвовали рабы, женщины, переселенцы)
Ареопаг Народный суд
Впервые в истории Солон утвердил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан независимо от их знатности и богатства.
Судьёй мог стать афинянин не моложе 30 лет и не замеченный в дурных поступках.
Задание учащимся: прочитайте клятву судей. (приложение 2)
Почему афинским судьям запрещено принимать подарки?
Как вы думаете, почему Солон был вынужден покинуть Афины?
Ответ: В действительности он не угодил никому и навлёк на себя ненависть большинства граждан.
Богатых Солон озлобил, потому что отменил долговое рабство и лишил их даровых рабочих рук.
А бедным не произвёл раздел земли.
В чём значение реформ Солона в области управлении всем государством? что такое реформа?
Вывод: реформы Солона заложили основы демократии.
Рефлексия: решение кроссворда. (слайд)
1. как в переводе на греческий «народ»?
2. как называли афинян-рабов, у которого на поле находится позорный столб?
3. Что выращивали афиняне? Из чего они делали масло?
4. как называется область в древней Греции?
5. как называется должность Солона?
6. как называется родина Одиссея?