Будущий мир не будет ни западным, ни
незападным, но унаследует все культуры,
которые мы заварили в одном тигле.
А. Тойнби.
1. Методическое обоснование темы занятия:
Данное внеурочное занятие может быть проведено в рамках Фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”. Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) характер.
Учебная дисциплина | Тема урока, в которой рассматриваются проблемы глобализации | Ступень образования | Класс | Курс |
Уровень образован. |
история | Единство и многообразие современного мира | основное общее образован. | 9 | новейшая история | базов. |
Глобальные проблемы современности | среднее (полное) образован. | 11 | всеобщая история | базов. | |
общество-знание | Глобализация человеческого общества | среднее (полное) образован. | 10 | обществознание (авт. Кравченко А.И.) | базов. |
Глобальные проблемы современности | среднее (полное) образован. | 11 | обществознание (авт. Боголюбов В.Н.) | базов. | |
биология | Биосфера – глобальная экосистема | среднее (полное) образован. | 11 | базов. | |
география | Глобальные проблемы человечества | среднее (полное) образован. | 11 | базов. |
Тема вызывает интерес учащихся и, как правило, выходит за рамки учебного часа, предусмотренного программой. Интерес к вопросам глобализации обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным и т.д. достоянием. Сейчас всё больше данных о том, что традиционные социальные силы, много веков регулировавшие поведение человека (семья, школа, церковь), несколько утратили свой авторитет, поскольку всё большее значение приобретают каналы массовой связи и информации. В обществе всё сильнее просматриваются черты массового сознания и массовой культуры, поэтому необходимо знать и учитывать, чтобы понимать их влияние на поведение людей. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. Проблема приобретает особую значимость в связи с ростом интеграционных процессов в разных областях: экономике, политике, спорте, культуре, туризме… Без учёта этих процессов современному человеку трудно выстраивать свою траекторию жизни. Особенности современной социально-образовательной ситуации также предъявляют новые требования к образованности учащихся. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях
В 9-м классе данный материал подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Стандарт основного общего образования по истории | Тема урока и основные вопросы | Целевая установка |
Глобализация и её противоречия | Единство и многообразие современного
мира 1. Глобальные проблемы современности. 2. Предпосылки глобализации, её компоненты и противоречия. 3. Единство и многообразие как ценности современного общества. Культурное наследие XXI века. |
Глобализация – многосторонний процесс, направленный на формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д., который среди прочих задач обусловлен необходимостью решения глобальных проблем современности. Вместе с тем глобализация создаёт серьёзные проблемы, связанные с национальной самобытностью, традиционными укладами жизни, экономической самостоятельностью. Глобализация как необратимое и закономерное явление конца XX-начала XXI века требует структурных реформ и заставляет правительства искать пути к взаимодействию и сотрудничеству, как на международном уровне, так и внутри страны с различными слоями общества и общественными институтами. Единство и многообразие осознаются как ценности современного мира и факторы его выживания. |
2. Развёрнутая целевая установка
На межпредметной основе расширить представления учащихся о глобализации как многостороннем и противоречивом в своих целях и последствиях необратимом процессе, влияющем на политику государств и партий, на международные политические, экономические и культурные отношения, на людей и общество в целом.
Способствовать формированию ответственного, гуманистически ценностного, гражданского сознания, соответствующего реалиям современного мира.
Способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в разных источниках, систематизировать и обобщать последнюю на широкой межпредметной основе, по предложенному плану характеризовать исторические явления и процессы, определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых фактов прошлого и современности.
3. План занятия:
1. Глобализация в свете различных источников информации: подходы к определению.
(Словари, энциклопедические издания, научно-популярная литература, учебная литература, CD – пособия, Интернет…)
2. Предыстория вопроса.
- Когда началась глобализация?
- Каковы её предпосылки?
- По каким направлениям развивалась?
- Каковы этапы развития?
3. Характеристика современного этапа глобализации.
(Достижения, последствия)
4. Современные тенденции социально-экономического и социально-культурного взаимодействия Среднего Урала с различными регионами страны и мира.
(экономическое сотрудничество, культурные связи, взаимодействие в решении глобальных проблем)
5. Каким будет новый глобальный мир?
- три сценария;
- дискуссия: “за” и “против”
6. “ Человечеству предстоит сделать свой выбор”.
- “Конфликт цивилизаций” или создание единой человеческой цивилизации?
- Каков твой выбор?
4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с одним из содержащихся в материалах рубрики источников:
Для работы учащимся предлагается текст из рубрики “Гордиев узел”
автор Андре Роппер “Выбор человечества – глобализация” (историко-географический очерк).//История №18 2006г., с.16-21.
1. Как называется документ, к какому виду источников он относится?
2. Кто является автором источника? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? Постарайтесь найти сведения о нём.
3. Когда был создан документ? Как это можно понять из его содержания?
4. Где опубликован этот текст? Где можно прочитать его полную версию?
5. Объясните основные (новые) понятия, употребляемые в тексте.
6.Какова его главная идея?
7. Какие направления глобализации выделяет автор?
8. Какие причины формулирует автор, доказывая свою точку зрения?
9. Используя знание истории, географии, сведения энциклопедических и других видов источников, докажите или опровергните истинность используемых автором исторических фактов, различий между названными группами стран и цивилизаций, укажите их расположение на карте.
10. По тексту определите отношение автора к излагаемым фактам.
11. Приведите собственные примеры сотрудничества и соперничества Запада и “незападных” стран.
12. Как Вы думаете, с какой целью автор включил в текст конкретные примеры и факты истории? В чём он хотел убедить читателя?
13. Можно ли на основе данного источника определить позицию автора? Кто он – сторонник глобализации или антиглобалист?
14. Разделяете ли Вы суждения, оценки, выводы автора?
15. Оцените значимость источника в понимании процессов развития современного мира.
5. Познавательные задания и критерии их проверки:
Для индивидуальной работы:
1. В приведённом ниже определении понятия “глобализация” найдите и подчеркните одной чертой его родовые признаки, двумя – видовые признаки: “Глобализация – это формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.”. Какие ещё сферы, кроме перечисленных в этом определении, охватывает глобализация? Продолжите перечисление видовых признаков понятия.
Критерии проверки:
- Дан правильный ответ - 5 баллов.
- Названы сферы общественной жизни - 5 баллов.
- Продолжено перечисление видовых признаков, названо 3 и более признака - 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
2.Объясните, почему перечисленные ниже исторические события можно отнести к глобальным, имеющим значение для всего человечества. Каковы были последствия этих событий?
а/ I век н.э. Восточная Римская империя – зарождение христианства.
б/ 1492 год – открытие Америки.
в/ 1980 год – начало спутникового вещания CNN.
г/ с середины 1990-х г.г. – стремительное распространение Интернета.
Какие ещё исторические события имели общемировое значение?
Критерии проверки:
- Дано аргументированное объяснение – 5 баллов.
- Названы последствия событий (не менее 3-х) – 10 баллов.
- Дополнен перечень событий собственными примерами (не менее 3-х) – 5 баллов.
- Дано аргументированное объяснение приведённым примерам, названы последствия этих событий (не менее 3-х к каждому)– 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 30 баллов.
3. Верны ли следующие суждения?
а/ Один из важнейших факторов, способствовавших процессу глобализации, развитие финансовых и экономических связей.
б/ В процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон.
Критерии проверки:
- Дан верный ответ – 5 баллов.
- Приведены аргументы в пользу своего выбора (не менее 3-х) – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
4. Заполните схему. Приведите примеры.
Критерии проверки:
- Заполнены все “ячейки” кластера – 5 баллов.
- Приведены примеры (продолжена схема по собственной инициативе, проявлено творчество) – 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
5. “Глобализация – это комплексное, растущее единство современного мира”.
Какая оценка глобализации как культурно – исторического явления содержится в этом высказывании? Выберите подходящий ответ и аргументируйте своё мнение: а/ позитивное, б/ нейтральное, в/ негативное.
Критерии проверки:
- Дан верный ответ – 5 баллов.
- Мнение аргументировано, приведено не менее 3-х аргументов – 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 15.
Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.
Каждый учащийся 9-го класса имеет право обратиться за помощью при выполнении работы к группе консультантов, сформированной из числа учеников 10-11-х классов. На количестве баллов это не отражается.
Для групповой работы:
Класс делится на 4 группы, каждая из которых имеет куратора-ученика 10 или 11 класса.
1.Проанализируйте позитивные и негативные результаты глобализации в основных сферах общественной жизни с точки зрения разных субъектов этого процесса:
1-я группа – стран, представляющих центры мировой экономики.
2-я группа – развивающихся стран;
3-я группа – представителей ТНК и ТНБ;
4-я группа – обывателей, т.е. людей, далёких от политики и не участвующих в крупномасштабной экономической деятельности. Страна и регион мира, где они проживают, не имеют значения.
Выполняя задание, каждая проблемная группа заполняет на листе ватмана свою сравнительную таблицу, которая во время презентации ответа вывешивается на доску.
Группа консультантов-старшеклассников в данном случае исполняет роль судейской коллегии и заполняет “Судейскую карточку”
Группа | Содержательность плаката | Содержательность устной защиты | Этетика творческой работы | Глубина ответов на вопросы |
10 баллов | 20 баллов | 10 баллов | 10 баллов |
Критерии проверки:
- Отождествление участников группы с представителем конкретного субъекта – 10 баллов.
- Целостность, внутренняя стройность и законченность выступления во время презентации – 10 баллов.
- Сотрудничество в группе, включённость каждого участника в работу – 10 баллов.
- Результаты “судейской карточки” - 40 баллов.
Итоговая максимальная сумма – 80 баллов.
6. Интеграция содержания учебной темы с НРК:
НРК ГСОО принят в 2006г. Рассмотрение вопросов глобализации прослеживается в содержательной линии образования “Социально-экономическая и правовая культура”.
Одной из задач занятия может являться: знакомство с особенностями экономического состояния и перспективами развития Свердловской области.
Обязательный минимум содержания образования: история и современные тенденции социально-экономического и социокультурного взаимодействия СреднегоУрала с различными регионами мира.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника): предметно-информационная составляющая – знать историю Урала, особенности его социально-политического и экономического развития.
Деятельностно-коммуникативная составляющая – уметь сочетать личные интересы с интересами конкретного муниципального образования, региона, страны, мира.
Вопросы и задания для групповой работы:
Внимательно изучите предложенную информацию и выполните задания к ней.
1.Товарная структура экспорта и импорта в Свердловской области за 2005г.
Вид продукции | Экспорт |
Импорт |
||
млн. дол. | в % к итогу | млн. дол. | в % к итогу | |
всего | 831,7 | 100 | 143,5 | 100 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё | _ | _ | 10,5 | 7,3 |
минеральные продукты | 16,4 | 2,0 | 10,5 | 7,3 |
продукция химической промышленности, каучук | 38,1 | 4,6 | 4.3 | 3,4 |
кожевенное сырьё и пушнина, изделия из них | _ | _ | 0,1 | 6,9 |
древесина, целлюлозно-бумажные изделия | 21,8 | 2,6 | 3.2 | 2,2 |
текстиль и текстильные изделия, обувь | _ | _ | 6,4 | 4,5 |
металлы и драгоценные камни | 722,2 | 86,8 | 3,4 | 2,4 |
машины, оборудование и транспортные средства | 17,0 | 2,1 | 94,7 | 65,6 |
другие товары и услуги | 16,2 | 1,9 | 10,4 | 7,2 |
1. На основании таблицы сделайте все возможные выводы ( не менее 5-ти).
2. Используя знания, полученные на занятиях по
географии Свердловской области и истории Урала,
средств массовой информации, Интернета и др.,
а/ дополните содержание первой колонки таблицы;
б/ назовите конкретные предприятия, участвующие
в экспорте продукции;
в/ на карте отметьте связи Свердловской области с
различными регионами мира.
3. Приведите примеры сотрудничества нашего региона и мирового содружества в других сферах общественной жизни.
7. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:
1. В каких сферах общественной жизни процесс глобализации носит наиболее противоречивый характер? Почему вы так считаете?
2. Кто из субъектов глобализации больше других сталкивается с её противоречиями и негативными следствиями этого процесса?
3. Разделяете ли вы точку зрения о том, что глобализацию нельзя остановить?
4. Как вы понимаете лозунг современного мира “Единство в многообразии”?
5. Возможна ли типология многообразия (единообразия) современного мира?
6. Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа нашего занятия? Можно ли с ними согласиться?
7. Согласны ли вы с мнением А.Д.Сахарова? Обоснуйте свою точку зрения.
“Разобщённость человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане “массовой культуры” и в тисках бюрократического догматизма; распространение массовых миров, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете”.