Цели урока:
- Создать у учащихся образное представление о положение рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быте.
- На основе организации групповой работы со школьниками, которые “путешествуют” по Риму, продолжить развитие у них логических, образных и оценочных умений при разработке панорамных плакатов. Развитие коммуникативных навыков, сотрудничества.
- Воспитание эмоционально – целостного отношения к истории.
Оборудование: Костюм и слова управляющего римским имением (к театрализации), ватманы(4),вопросы к групповым заданиям, видео, телевизор, таблички со списками групп (настольные), маркеры (дети сидят не за партами, а на стульях, расставленных в виде подковы, лицом к доске).
I. Организационный момент:
Добрый день, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок. Его тема “Рабство в Древнем Риме” Мы с вами отправимся в Римское государство. Во время нашего урока нас будут интересовать рабы и их жизнь. В какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Это люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество.
Итак, цели нашей совместной работы:
- Определить основной источник рабства
- Рассмотреть труд рабов
- Выявить отношение к рабам людей.
Ну что ж, друзья, в путь!
- завести моторы (дети встают)
- соединить контакты (берутся за руки)
- приготовиться к запуску машины. 5,4,3,2.1,пуск!
(считают)
II. Новая тема.
Вот мы с вами и в прошлом. Первое место, где мы с вами побываем - это рынок рабов (видеосюжет из художественного фильма “Спартак”)
Составление схемы:
- Как люди попадали на “рынок рабов”?
- Одной ли они были национальности?
- Кого брали в плен?
- Что с ними делали на рынке рабов?
- Все ли рабы стоили одинаково? (проблемный
вопрос, к которому необходимо вернуться в конце
урока, т. к. на данном этапе дети не смогут
аргументировано доказать свои ответы)
- Кто покупал рабов?
- Для чего покупались рабы?
Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.
Сегодня мы встретимся со всеми. Для этого разделимся на четыре группы и совершим “путешествие” по местам, где работали рабы. Во время “путешествия” каждая группа должна будет добыть следующие сведения:
- Место, где применялся труд рабов.
- Работа, которую выполняли рабы.
- Отношение к рабам в обществе.
На выданном каждой группе листе ватмана вы запишите эти сведения. Группы будут работать по очереди. Во время работы каждой группы остальные должны будут ответить на не совсем обычные вопросы (дети рассаживаются по группам).
Работа I группы.
Сейчас ваша группа отправится в имение римского землевладельца и, используя предложенные вопросы, должна будет побеседовать с управляющим имения о том, чем занимаются рабы и как к ним относятся.
Элемент театрализации (на роль управляющего привлекается ученик старших классов)
Вопросы детей | Ответы управляющего |
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, чьё это имение и что оно собой представляет? | Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Он член городского совета. Имение у нас большое. В него входят: поля, виноградник, огород, фруктовый сад, луг и лес. |
Чем занимаются ваши рабы и много ли их? | У нас в имении 150 рабов. Часть из них работают в поле, другие собирают виноград, а кто-то работает в огороде. Есть рабы, которые пасут скот. |
Что вы делаете с больными рабами и со стариками? | Хозяин приказал мне больных и стариков отправить завтра на пустынный остров на реке Тибр. Там они и умрут. Все равно от них никакой пользы. |
Почему некоторых рабов заковывают в цепи? | О, такие рабы очень непокорны, вот их и заковывают. Они работают на самых сложных участках, и им не разрешается ни с кем общаться. |
Вы хорошо кормите своих рабов? | Рабы никогда не бывают сыты. Хозяин считает, что полный желудок очень вредит работе. Ну, всё, я должен работать, а то хозяин накажет меня. Я не хочу из-за вас потерять свое место. |
Пока группа готовит свой плакат, учитель работает с классом.
– Давильня – это место, где из оливок делают масло. Это очень сложная работа (нужно нажимать на давильный рычаг).
Внимание, вопрос: “Почему на давильнях не использовали силу волов (сильных и мощных животных), а только рабов заставляли выжимать пресс?
Работа II группы.
Ваша группа отправляется в каменоломни (просмотр видео-сюжета из художественного фильма “Спартак”). На основе увиденного, ваша группа заполняет свой плакат.
Во время работы группы учитель работает с классом.
- Почему смертная казнь заменялась каменоломнями (упоминание о Спартаке).
Работа III группы.
Ваша группа сейчас отправится в дом знатного
римлянина. Закройте глаза и представьте себе, что
вы там….
(чтение текста учителем)
Мы остановились перед очень красивым домом. Чтобы попасть в него, мы постучали колотушкой. Дверь открылась, на пороге стоял раб-привратник (он следит за порядком в доме).
- Это дом сенатора Гнея Станиена, – сказал он.
Мы вошли в дом через узкий вестибюль. Прошли дальше в зал, большой, похожий на храм. Пол мозаичный, тяжелые занавеси вместо дверей. Это главное помещение в доме. Хозяев нигде не видно. Только рабы, как мы догадались по простоте их одежд, сновали туда-сюда, занимаясь различной работой. Одни терли пол, другие смахивали пыль с бюстов предков господина. Мы прошли дальше в столовую. И здесь рабы! Готовили, чистили, убирали, скребли, и никто не сидел без дела, только остановись - побьют или лишат еды.… Во дворе дома мы увидели ребенка, сына хозяина, а с ним человека, который что-то увлеченно рассказывал. Это библиотекарь Клеон. Он грамотен, в его обязанности входит переписка книг и занятия с сыном хозяина. Его положение лучше остальных, единственное плохо, скучает Клеон по своей родной Греции.
Пока группа записывает нужные сведения, остальные отвечают на следующий вопрос:
- Как вы считаете, где рабам жилось лучше: в доме римлянина или в имении? Почему?
Работа IV группы.
Ваша группа отправится в Колизей (просмотр видеосюжета из худ. фильма “Гладиатор”).
Во время заполнения плаката четвертой группой, учитель работает с классом.
Вопрос: Для какой цели использовали гладиаторов? Что общего между рабами, которые трудились на каменоломнях и гладиаторами?
III. Закрепление.
Дети вывешивают плакаты и, изучая их содержание, обобщают полученные знания и делают выводы.
Вопросы учителя:
- Какие рабы были самыми дорогими и почему?
(проблемный вопрос, поставленный в начале урока).
- Что было общего с точки зрения римлян между
рабом, волом и плугом? Чем отличался от них раб?
- В каких отраслях хозяйства рабский труд был
наиболее распространен?
- Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе
как о самом справедливом и совершенном, в котором
рабов не следует брать в расчет?
IV. Итог урока.
- Напишите письмо от лица раба, работающего в какой-либо отрасли, его семье о том, как ему живется в рабстве в чужой стране (можно использовать в виде домашнего задания).
Выставление оценок за работу на уроке.