"Культура Руси второй половины XIII – XV веков". Урок-экскурсия

Разделы: История и обществознание


Цель урока: развитие интереса к истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям.

Задачи урока:

  1. Проверить и получить знаниями о культуре Руси II половины XIIIв – XV вв.
  2. Формировать коммуникативные навыки, умения работать в группе, развивать чувства гордости за Русскую землю, за наших предков, развивать воображение.
  3. Воспитывать умение давать объективную самооценку.

Оборудование урока:

  1. фотографии берестяных грамот, азбуки на деревянной дощечке;
  2. репродукции икон Андрея Рублева и Феофана Грека;
  3. фотографии церквей и соборов;
  4. рисунки учащихся;
  5. деревянная посуда, глиняные кувшины, крынки, миски;
  6. тряпичная кукла Петрушка, вышитые полотенца.

План урока:

  1. Краткая характеристика особенностей русской культуры данного периода.
  2. Устное народное творчество.
  3. Письменные памятники культуры.
  4. Архитектура.
  5. Живопись (и ремесленные ювелирные изделия)
  6. Жизнь и быт людей.

Последовательность отдельных этапов урока:

1. Урок начинается со вступления.

Ребята, сегодня нам с вами предстоит познакомиться с культурой Древней Руси II половины XIII-XV вв., выявить основные особенности развития русской культуры этого периода.

Но прежде вспомним о развитии культуры X – XIII вв., какие события в истории России происходят к XIII – XV вв.?

Ребята:

- татаро-монгольское нашествие
- битва на реке Калке
- раздробленность Руси и т.д.

Как вы думаете, эти события, могли ли повлиять на развитие русской культуры? Каким образом?

Да, нашествие татаро-монгольское нашествие на Русь имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Полное разорение, разрушение городов, храмов, истребление значительной части населения, потеря ремесел, установление жесткого, жестокого золотоордынского ига на два с половиной столетия, частые набеги, дань – все это создало крайне неблагоприятные условия для восстановления, развития культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесел вообще исчезли. На полвека прекратилось каменное строительство (из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей), оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому здания были так недолговечны. Деревянное зодчество погибло в огне. В огне погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, живопись, прикладное искусство.

Но культура Руси сохранила свой национальный облик. Монголо-татары не обогатили ее, их влияние было весьма незначительным и ограничилось лишь заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов.

-Ребята, как вы думаете, сохранилась ли древняя русская культура? Где? Почему? ( Новгород, Псков, т.к. трудно было добраться до этих мест.)

Новгородская и Псковская земля стали центрами возрождения русской культуры. Сюда стекается население из южных, всех центральных регионов России. Здесь сохраняются старые традиции русской культуры, сохраняются многие ремесла.

Монголо-татарское нашествие способствовало углублению феодальной раздробленности, т.к. поощряется и разжигается борьба русских князей. Это обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в княжествах были силы, стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности, государственному единству. Их настроение и активная борьба получили отражение в памятниках культуры. Постепенно все отчетливее появляется тенденция к объединению земель. Идея единства Руси и борьба с иноземным игом становится одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи и архитектуры.

Для культуры этого времени характерна так же идея неразрывной связи Руси 14-15 вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью.

В пределах рассматриваемого периода можно выделить 2 этапа историко-культурного процесса:

1 этап: приблизительно до середины XIV столетия происходит значительный упадок в различных сферах культуры, прерваны внешние связи культуры, только Псков и Новгород сохраняют старые традиции.

2 этап: II половина XIV – XV вв. – подъем русской культуры, обусловлена успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над захватчиками – важная роль Москвы в объединении русских земель, как культурного центра – влияние южнославянской культуры на литературу.

Сейчас нам предстоит экскурсия по памятникам культуры Руси второй половины XIII – XV вв., в ходе которой мы познакомимся с творчеством того времени.

/материал экскурсии готовится заранее/

1 зал. Зал, устного народного творчества.

Перед нами экскурсовод, он расскажет об устном народном творчестве:

Экскурсовод одет в одежду старца, в руках гусли (возможен вариант использование посоха)

Экскурсовод: Я вижу много красных девиц и юных воинов, которым поведаю разные сказания о земле Русской, о богатырях-молодцах, о их подвигах против ворога русского, чужеземных захватчиков.

- жанр исторической песни.
- былины. ( Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаев, Садко )

Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига ( “Князь Роман и Марья Юрьевна”, “Авдотья- Рязаночка”, “Девушка спасается от татар”, “Мать встречает дочь в татарском плену”, песни о девушках-полонянках), раскрывают в поэтической форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений врага, благородство и мужество простых людей, отстаивающих честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный плен.

Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки – по- видимому, Непрядвы. Народно- поэтическая основа видна и в рассказе “Сказание о Мамаевом побоище” о поединке богатырей в начале битвы – русского монаха Пересвета с ордынцами.

Особый цикл песен и повестей был связан с Великим Новгородом и среди них- знаменитые былины о Василии Буслаеве, Садко. В новгородских былинах отразились богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев.

Далее возможно краткое изложение былин.

2 зал. Следующий экскурсовод знакомит с развитием письма на Руси, используя фотографии берестяных грамот.

Экскурсовод: Перед нами Новгородские берестяные грамоты.

Более 600 берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде. Они содержат повседневную переписку новгородцев, раскрывая самые разные стороны жизни. Многие грамоты посвящены хозяйственным вопросам: “Поклон от Михаила к господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека, а мы не смеем брать рожь без твоего слова”,- это писал, вероятно, приказчик своему господину. Есть грамоты, фиксирующие повинности крестьян. “На Терехе и на Лутьяне рубль. И на их внучате, на Микифоре на Григорь 4 гривне”. Некий “раб божий Селивестр”, очевидно, ростовщик, перечислил своих должников: “У Лунька полтина. У Захарья полтина… У Бориска полутора рубля… Есть грамоты о покупке земель, о торговле, о военных походах. Есть грамоты связанные с деятельностью новгородского посадника Юрия Онцифоровича и его сына Михаила, найденные в том месте, где в XV в. стоял один из каменных домов в Новгороде. Много грамот посвящено бытовым делам. Борис сообщает жене Настасье о том, что задерживается по делам и просит выслать ему рубашку. Одна из грамот содержит брачное предложение.

Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать пять-шесть столетий тому назад.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очевидно похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене храма, поможет им или будет иметь силу клятвы: “Господи, помози рабу своему…”

На одном из внутренних столбов церкви на Нередице отчетливо видна запись какой-то женщины, фиксировавшая взятый долг: “ на Лукин день взяла проску и пшеницю”. Такие надписи принадлежали, конечно, простым людям и являются свидетельством их грамотности.

Значительно большее, чем прежде, развитие получила в XIV-XV вв.письменная документация, летописи, различные книги, которые писались на пергаменте и на бумаге. Пергамент был не только дорог, но и быстро писать было сложно, поэтому, спрос на бумагу возрастал. Бумага позволяла быстро писать, увеличивая выпуск книг. На Русь бумагу доставляли из Италии, Франции, немецких земель. Листы бумаги разрезались и склеивались в виде длинных свитков, иногда в виде тетради из 4 листов. Из нескольких сшитых тетрадей делалась книга, которая заключалась в массивную кожаную или деревянную обложку, нередко богато украшенную серебряным с позолотой “окладами”, бархатом и т.п. Писали гусиными перьями. Чернила делались из железной ржавчины, дубовой коры, вишневого клея, кваса или кислых щей, меда, которые определенным образом смешивались, кипятились, выдерживались и давали вещество, удобное для письма и имевшее необходимую вязкость и блеск. В виде причудливых картинок изображались заглавные буквы начала текста. Часто применялся орнамент из изображений фантастических существ, а с XV в. получил распространение плетеный и растительный орнамент. Русские люди любили и ценили книгу, не жалели сил для ее украшения. Книга была драгоценностью не меньшей, чем ювелирные изделия.

3 зал. Следующий зал познакомит нас с архитектурой.

“Архитектура – это душа народа, застывшая в кармане” Н.М.Карамзин.

Здесь экскурсовод говорит о том, что во времена татаро-монгольского нашествия деревянное зодчество было сожжено, каменное – разрушено, утеряна технология, первые строения этого периода разваливались, но постепенно восстанавливается ремесло, начинается строительство городов, храмов, оборонительных сооружений. Наиболее ярко “душа народа”, ее особенность и величие проявилось в строительстве храмов. Древние традиции не прерывались

Экскурсовод рассказывает о них, используя картины.

Тверь стал первым городом Северо-Восточной Руси, где после нашествия снова начали каменное строительство (храм Спаса-Преображения в 1285-1290 гг.) Храм построен в стиле традиций владимиро-суздальского зодчества. Это был шестистолпный, крестово-купальный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом.

Новгород в XIV-XV вв.находится в период экономического и политического подъема.

Скажите, ребята, с чем это связано?

Церковь Николы на Липне близь Новгорода была построена в 1292 г. Она являлась как бы форпостом на пути к Новгороду. Сохранив традицию четырехстолпного одноглавого храма, новгородские зодчие внесли много нового в конструкцию. Покрытие было сделано трехлопастным (позднее переделано на четырехскатное), вместо трех аспид осталась одна в центре, опущенная до половины здания, не стало деления фасадов лопатками, и здание приобрело массивность и монолитность.

Во второй половине XIV в. в новгородском стиле появляется стремление к нарядному, декоративному убранству постройки. Это проявилось в церкви Спаса на Ильне, построенного в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и аспид еще более разнообразна и богата.

Своей красотой и строгостью поражает церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1406-1407 гг.

В Пскове в 1413 г. была построена Церковь Василия на Горке. Эта церковь представляла собой небольшие кубические постройки с одной главной, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений.

Церковь Богоявления со звонницей на Запсковье, построенная в 1496 г.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Сохранившимися памятниками того времени являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), Собор Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405) и Троицкий собор в Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422 г.)

В конце XV в. был построен Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 гг.), Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.), Грановитая палата Московского Кремля (1487-1491 гг.).

О памятниках зодчества можно подготовить дополнительный материал, используя дополнительную литературу.

4 зал. Зал живописи.

Экскурсовод показывает репродукции икон известных мастеров, рассказывает об иконах и их авторах.

а) Феофан Грек, Андрей Рублев.

Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи.

Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г., умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Спосо-Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в 1427-1430 гг. работает над фресками Спасо-Андронникова монастыря.

б) изделия мастеров ювелирного дела:

- шапка Мономаха
- золотой кубок
- расшив жемчугом и т.д.

Экскурсовод рассказывает о том, из чего и как были созданы эти шедевры.

5зал. Зал, рассказывающий о жизни и быте русского народа.

Нас встречает Петрушка – это национальная игрушка, которая была любимым персонажем народа. Она нам расскажет о жизни и быте народа.

В качестве экспоната могут быть применены: рисунки с изображением быта, одежды, деревянная посуда, глиняные горшки и т.д.

Крестьяне и ремесленники жили в деревянных избах и жилищах полуподземного типа (на юге), топившихся по-черному. Феодальная и городская знать возводила большие терема и дворцы, иногда из нескольких этажей или нескольких зданий, соединенных между собой переходами. Внутреннее убранство помещений было скромным, предметы обихода были большей частью деревянными. Помещения освещались лучинами, но в богатых домах горели светильники, наполненные маслом.

Заметные различия были и в одежде. Простые люди носили короткое, удобное для работы платье, знать, наоборот, наряжалась тяжелые и длинные одежды, украшенные дорогим шитьем и драгоценностями. Крестьяне ходили в лаптях, горожане, как в Новгороде, носили кожаную обувь.

В пищу употреблялся хлеб, выпекавшийся из ржи и пшеницы; из пшена делали кашу с медом, из гороховой и овсяной муки варили кисели. Употребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину. Много было рыбы, которая в изобилии водилась в реках и озерах. Из молочных продуктов известных с древнейших времен: молоко, масло, сыр. Изготовляли разные напитки: квас, пиво, варили мед.Мпотребляли овощи- капусту, репу, морковь, огурцы, свеклу, лук, редьку, чеснок; мясо- говядину, баранину, свинину. собой несколь

Обобщаем весь материал.

Класс делим на 4 группы для оптимальной работы и повышения активности на уроке учащихся.

Ребята, мы провели экскурсию, а теперь давайте ответим на вопросы, которые каждая группа получила в конце экскурсии.

Вопросы:

  1. Определите особенности национальной культуры Руси в конце XIII-XV вв.
  2. На примере развития культуры и быта XIV – XV вв. покажите их связь с важнейшими историческими событиями, состоянием дел в жизни русских земель того времени.
  3. Есть ли на ваш взгляд, преемственность культуры XIV – XV вв. и культуры предшествующего периода? Как и в чем она проявляется?
  4. Какие идеи несли в себе памятники зодчества и живописи?

Ребята самостоятельно оценивают ответы и работу в группах.

Д/з: Напишите отзыв, опишите свои впечатления об экскурсии.

Литература:

  1. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., Просвещение, 1984.
  2. Школьная энциклопедия. История России IX-XVII вв. М., “Олма-Пресс Образование”,2003.
  3. Энциклопедия для детей. Аванта+. История России. От древних славян до Петра Великого. М., Аванта+, 2004.