Цель урока:
- Подвести учащихся пониманию причин и значению проведения реформ Салона.
- Обеспечить усвоение понятий: “демократия”, “реформа”.
- Продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа, давать характеристику событиям и их участникам
Техническое оформление урока:
- Наглядные пособия из жизни древнегреческого полиса.
- На доске: тема урока, новые слова: Солон, граждане, реформы, народное собрание, демократия.
I. Организационная часть: 2 минуты; опрос
II. Актуализация материала предыдущих уроков: 10 минут проводится.
Предполагается подготовить развернутый ответ на вопрос как жили древние греки в своих полисах.
Для этого вспомни: Вопросы на доске:
- Что такое полис?
- Какие черты отличают его?
- Какие полисы тебе известны?
- Какие занятия существовали у жителей полиса?
- Кто управлял им?
- Чем был недоволен демос?
Сделай вывод.
Отзыв одноклассников.
III. Переход к изучению новой темы.
Слово учителя.
Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался права участвовать в управлении Афинами и требованием отменить долговое рабство и переделить землю. Для того чтобы изменить эту опасную обстановку в стране, знать и демос в 594 г до н.э. сообща избрали архонтом Салона. Он начал осуществлять преобразования в стране или реформы.
Задача для учащихся: Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?
ПЛАН
- Причины восстания Демоса против знати?
- Отмена долгового рабства.
- Перемены в управлении Афинами. Чем они были вызваны?
- Почему Солон вынужден был покинуть Афины?
Слово учителя: Кем был Солон?
Солон принадлежал к знатному роду Метондитов, из которого вышли афинские цари. Это государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Салона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: “Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь”. Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении: “Так же стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно. Я не хочу: наконец. Правда ведь все же придет”.
Особенно прославился Солон во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. В начале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблей в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.
Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова. Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.
Работа учащихся с учебным текстом:
1) Причины восстания Демоса против знати.
- Всевластие знати неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса.
2) Отмена долгового рабства
- Солон велел выкинуть с полей долговые камни и
отменил долги.
- Отныне по закону Солона человек, сделавший
новый долг, отвечал за его выплату только своим
имуществом.
- Солон распорядился отпустить на волю всех
должников, и тех выкупить, кто продан был за море.
3) Перемены в управлении Афинами.
- Солон многое сделал чтобы знать преимуществ
по управлению государством.
- Отныне архонтом мог стать не только знатный
человек, достаточно было обладать богатством.
- Для решения важнейших государственных дел стали созывать народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне (они назывались граждане) (наглядное пособие на доске: карта Древней Греции, хронологическая таблица, таблица терминов, кроссворд).
- Солон отменил самые жестокие из законов Драконта и учредил выборный суд (впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан независимо от их знатности.
А теперь перейдем к терминам:
- Граждане – все свободные жители Афин.
- Народное собрание – орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.
- Демократия – “власть демоса”, или народовластие.
Для закрепления полученных знаний предлагается кроссворд.
По вертикале: 1) Верхний город. 2) Афинский архонт составивший свод законов отличавшихся особой жестокостью
По горизонтали: 1) Основатель первой афинской демократии. 2) Свободные жители Афин, принадлежащие к постоянному населению.