Экология
-
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Знатоки природы" 2020
Цель проведения мастер-класса: повышение уровня экологической компетенции родителей; формирование правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой; формирование отношения к себе как части природы; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе. Мастер-класс содержит задания, направленные на практическую деятельность родителей, способствующую формированию природоведческих представлений в семье воспитанников.
-
Мастер-класс проведения урока-практикума 2012
Мастер-класс показывает организацию деятельности студентов на уроках-практикумах при изучении дисциплины "Экологические основы природопользования" в СПО. Представленные задания носят характер лабораторного практикума и актуализируют самостоятельную познавательную деятельность студентов при изучении данной дисциплины, также даны методические рекомендации для преподавателей.
-
Мастерская "Биосфера" 2008
В ходе занятия изучаются: границы биосферы, основные свойства, состав (биомасса, косное, биокосное, биогенное вещества). Даются определения биосферы из разных источников, краткая история изучения биосферы; составляется опорный конспект. Можно провести данную мастерскую в курсе географии, экологии для 9-го или 10-го классов.
-
Математика и картография 2013
Роль карты как средства познания претерпевает постоянную эволюцию. В настоящее время активно используются космические снимки Земли, которые ведут постоянный мониторинг ситуаций. Практическая работа дает представление об эффективности спутниковой информации.
-
Математика, экология и мы 2017
В 5-м классе учащиеся выполняли практическую работу, в которой надо было узнать, с какой площади понадобится вырубить лес, чтобы изготовить все экземпляры выбранного ими школьного учебника. Произведенные расчеты показали, что, например, на весь тираж учебника «Математика-5» придется вырубить лес примерно с территории, превосходящей 60 футбольных полей. Подобная работа мотивирует ребят не только к изучению математики, но и затрагивает острые экологические проблемы.
-
Материал по экологическому образованию и воспитанию "Об одном мальчике и верных друзьях леса" 2009
Материал составлен в виде экологического театрализованного представления для школьников, который можно использовать при проведении уроков и воспитательных мероприятий с целью повышения уровня экологической культуры, уточнения и запоминания правил поведения в природе, побуждения бережного отношения к лесному сообществу.
-
Материалы для олимпиады школьников по экологии. 8–9-е классы 2014
В статье представлены задания олимпиады, которая включает в себя 4 тура. Сложность заданий повышается на каждом последующем туре. По усмотрению учителя олимпиаду можно проводить по турам, либо как одно целое.
-
Материалы для проведения олимпиады школьников по экологии. 5–8-й классы 2012
Во многих регионах в учебный план введена экология. В Томской области учащиеся изучают этот предмет в 6–7-х классах. Старшеклассники принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Для учеников средней школы такой возможности нет. Представленные в статье материалы могут использоваться преподавателями школ для проведения олимпиады среди учеников средней школы.
-
Материально-техническое и методическое оснащение различных направлений экологической экспедиции на примере VII Международной экологической экспедиции конкурса "Учитель года" 2009
В статье приведен список материально-методического оснащения направлений комплексной экологической экспедиции, примерная тематика исследовательских работ, деятельность направлений на примере экспедиции «Учитель года»: исследование почв; исследование свойств глины; геоботаническое описание растительности; биоиндикация и биомониторинг; климатологический мониторинг; химический анализ минеральных ресурсов; гидрологический мониторинг; радиационный мониторинг; автономное существование в природе.
-
Материально-техническое оснащение школьных кабинетов для организации экологического практикума и учебно-исследовательской работы 2009
Предложения составлены на основе опыта оснащения учебным оборудованием производства ЗАО «Крисмас+» кабинетов химии, биологии, географии, естествознания, технологии, начальных классов образовательных учреждений для учебно-исследовательских работ и практикумов по оценке состояния окружающей среды.
-
Материальное и методическое оснащение исследования водных объектов и воды 2009
В статье приведены примеры использования полевых комплектных лабораторий для исследования водных объектов в конкретных образовательных условиях (экспедиции, лагеря), результаты этих исследований и объяснение.
-
Международное экологическое право 2008
Введение в школьный курс занятий по экологическому праву способствует формированию правовых основ охраны окружающей среды. Проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или регионов. Они приобрели глобальный характер. Необходимость их решения в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды. Поэтому одной из задач социальной экологии является формирование понятия международного экологического права.
-
Международный праздник "День Земли". 4–6-е классы 2013
22 апреля – особый день в мире. В этот день отмечают День Земли – день активных и практических дел в адрес природы, призванных побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде. Учащиеся вместе с учителями и родителями организовали зону отдыха в школьном дворе из бросового материала.
-
Межпредметный курс по экологии для 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки "Экология человека. Культура здоровья" 2010
Программа элективного курса рассчитана на 15 часов (один час в неделю). Здоровье человека – физическое, психическое, духовное – важнейшее личное и общественное богатство, определяемое наследственностью, окружающей средой, образом жизни и здравоохранением. Изучая элективный курс учащиеся будут проводить лабораторные работы, вести наблюдения и самонаблюдения, составлять схемы; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
-
Межпредметный научно-исследовательский проект "Да здравствует эксперимент!" 2012
В статье представлена одна из форм презентации результатов научного исследования – научно-популярная статья для сборника работ ежегодной школьной конференции «Шаг в науку!» В качестве объекта исследования взята инфузория-туфелька (лат. Paramecium caudatum). Участие учеников 4–7-х классов в естественнонаучном эксперименте разнообразит внеурочную деятельность по предмету.
-
Межпредметный проект "Спасем планету мы от бед! Старым батарейкам – нет!" 2016
Инициаторами проекта стали учащиеся 8-х классов и экологический клуб «Эко-Око». Творческие группы работали в течение трех недель. Школьники собирали материал, исследовали свойства растворов, изучали области применения гальванических элементов, готовили вопросы для опроса друзей, соседей, анализировали собранный материал, постарались оценить свою работу.
-
Межпредметный элективный курс "Природные сообщества вокруг нас" 2009
Концепция созданной нами программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценки окружающей среды. Этот курс направлен на формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений, радости общения и восхищения.
-
Межшкольная научно-практическая конференция для детей младшего школьного возраста «Я – исследователь» 2021
Не много найдётся продуктов, столь востребованных и так часто используемых в быту, как мыло. С раннего детства и до глубокой старости мы пользуемся им по нескольку раз в день и не представляем без него своей жизни. Эксперты заявляют, что половину болезней можно было бы избежать, если бы люди мыли руки с мылом после посещения общественных мест, туалета и перед едой. Но зачем? Что опасного есть на руках? Как же получилось, что этот продукт занял такое важное место в нашей жизни? Из чего получают мыло? Защищает ли оно наши руки от опасных бактерий и микробов? Можно ли самим изготовить мыло?
-
"Меньше мусора - меньше проблем" 2009
Занятия разработано с целью формирования представления у учащихся о проблеме твердых бытовых отходов и возможных путях ее решения. Тема ТБО включает три занятия, каждое - 1,5 ч: 1) "что такое мусор и отходы", "откуда появляется мусор и когда он им становится", примерные сроки разложения различных вещей: 2) виды отходов и их влияние на природную среду; 3) - пути решения проблем ТБО.
-
Мероприятие в форме игры "Морской бой" по теме "Северо-Осетинский государственный заповедник" 2013
Внеклассное мероприятие приводится в форме популярной детской игры "Морской бой" по теме "Северо-Осетинский государственный заповедник".
-
Мероприятие для учащихся "Клуб любителей природы" 2013
Мероприятие показывает детям, насколько прекрасен живой мир, воспитывает любовь к природе с малого возраста. Перед мероприятием среди участников проводится конкурс на лучший пейзаж или поделку из природного материала. Принимают участие две команды с одинаковым количеством участников. Каждая из команд выбирает своего капитана и название команды.
-
Метапредметный урок на тему "Белки: докажите тождество, что жизнь=белок" 2012
Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит деятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
-
Метапредметный урок: "Землетрясения. Аварийно-спасательные работы" 2023
Цель урока: изучить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти на помощь людям.
-
Метод космического мониторинга окружающей среды в экологическом образовании подрастающего поколения 2010
В работе для решения задач экологического образования обучающихся предложен метод космического мониторинга отдельных антропогенных катастроф. Данный метод позволяет визуально оценить по космическим фотографиям земной поверхности современное состояние земных объектов, определить изменение размеров площади озёр, лесных массивов и арктических льдов вследствие хозяйственной деятельности человека, провести контроль лесных пожаров и загрязнений водной и земной поверхностей, осуществить прогноз развития экологической катастрофы на контролируемой территории.
-
Методика организации экологической тропы 2005
Учебные экологические тропы - это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе, способствующие воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе. Основные посетители тропы - организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. В методике прописаны требования к выбору маршрута, оборудование, правила поведения, особенности организации, творческая деятельность при организации экологической тропы.
-
Методика проведения урока "Моделирование естественного отбора в системе хищник–жертва" 2007
В природных условиях дети не могут наблюдать все подробности естественного отбора и тем более понять его, но в классе они моделируют достаточно уверенно. Этому способствуют главные достоинства модели: доступность, наглядность, выделение только главного. Моделирование проводится в группе, поэтому легко создается атмосфера коллективной мысли, что наталкивает детей на рождение гипотез и предположений. В работе излагается три уровня моделирования в системе хищник–жертва, а также приводится фрагмент урока моделирования в одной и в двух средах обитания.
-
Методика проведения экологических лагерей на территории памятников природы 2011
В работе автора показано, как можно через организацию содержательного досуга обучающихся в дни отдыха или каникул формировать природоохранные умения, развивать коммуникативные способности и способствовать хорошему усвоению экологических знаний. Положительная оценка результатов работы эколагеря дает надежду на то, что такая форма экологического образования получит широкое распространение.
-
Методическая копилка организатора кружковой работы по экологии в начальных классах 2006
Главная проблема, с которой сталкивается учитель, это то, как заинтересовать младших школьников предметом изучения экологии, чтобы потом говорить о нём, исследовать его, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Предлагаю заглянуть в копилку и узнать, как построить кружковую работу по экологии, чтобы она давала ребёнку массу ярких впечатлений, вызывала радостные эмоции, заставляла исследовать ещё не познанное и незнакомое.
-
Методическая разработка "День подснежника" 2023
В статье представлена методическая разработка «День подснежника», которая может быть использована учителями биологии для проведения экологических мероприятий, внеурочных занятий.
-
Методическая разработка "Интеграция курсов "Игровая экология" и "Информатика для младших школьников": сборник сценариев (продолжение) 2010
При проведении массовых мероприятий успешно используются информационные технологии: с одной стороны – как средство выполнения заданий учащимися, с другой стороны – как способ моделирования игрового пространства, демонстрации вопросов, картинок и т.д.