Межпредметный курс по экологии для 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки "Экология человека. Культура здоровья"

Разделы: Экология


Цель:

  • создание условий для гигиенического формирования и развития у учащихся познавательного интереса к изучению здорового образа жизни;
  • cпособствование сохранению физического и нравственного здоровья учащихся.

Задачи:

  • Удовлетворить интерес учащихся к изучению здорового образа жизни.
  • Развивать мыслительную деятельность и творческие способности учащихся.
  • Формировать научное мировоззрение через тесное взаимосочетание экологических, физиологических, гигиенических и медицинских понятий.
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья, убеждать учащихся в необходимости беречь свое здоровье от всех неблагоприятных воздействий внешней среды.
  • Расширять кругозор учащихся, приобщая их к чтению дополнительной литературы по тематике элективного курса.
  • Учить приемам наблюдения и самонаблюдения; знакомить со спецификой типичных видов деятельности.

Обоснование элективного курса "Экология человека. Культура здоровья".

Программа элективного курса рассчитана на 15 часов. (Один час в неделю.)

Здоровье человека - физическое, психическое, духовное - важнейшее личное и общественное богатство, определяемое наследственностью, окружающей средой, образом жизни и здравоохранением.

Возрастает темп жизни, ускоряются сроки " износа" знаний, техники, "стареют" некоторые профессии, убыстряется развитие науки, культуры. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью.Человек должен организовать свой образ жизни, научиться быть здоровым и счастливым.

Через весь курс проходит мысль о культуре здоровья.

Изучая элективный курс " Экология человека. Культура здоровья." учащиеся будут проводить лабораторные работы, вести наблюдения и самонаблюдения, будут составлять схемы; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Будут приобщаться к исследовательской деятельности, учиться работать с дополнительной литературой, составлять проекты и защищать их.

В программе курса запланирован 1 час -резервный, который в случае необходимости используется для устранения сбоев в программе.

В программе курса используются различные методы. Это беседы, лекции, викторина, круглые столы, семинарское занятие.

Контроль знаний проводится в виде : оценивания ответов учащихся на вопросы, составление схем, оценка сообщений учащихся, работающих с дополнительной литературой, отчеты по лабораторным работам и проектам, тестирование, решение познавательных задач и упражнений, оформление альбомов и стендов, самостоятельное проведение тренировок, составление рекомендаций для исследуемых.

В программе приводится список литературы для учащихся и учителя.

ВВЕДЕНИЕ - 1 час.

Предмет элективного курса. Цели , задачи курса. Что изучает экология человека.

ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ - 2 часа.

  1. Природная и социальная среда. Здоровье: физическое, психическое и социальное. Здоровый образ жизни. Режим дня.
  2. Лабораторная работа
  3. Оценка состояния физического здоровья.

Проектная деятельность

А) Этнические группы, проживающие в вашем населенном пункте, их общность и особенности.

Защита: Экскурсия по музею " Казачий курень".

Б) Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.

Защита: сообщения по теме в классе.

В) Мои этнические корни. Этнография моей семьи.

Защита: оформление альбома " История моей семьи".

Г) Народная мудрость гласит: (пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье).

Защита: игра " Кто знает, пусть отгадает".

Д) Климатические курорты нашей страны.

Защита: оформление контурной географической карты " Санаторно-курортные зоны" и пояснения к ней.

Е) Прогноз погоды устами медика (О профилактике некоторых заболеваний).

Защита: оформление стенда.

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ -1 ч.

Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (БОЛЕЗНЕННЫЕ, ПАГУБНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ). - 1 ч.

Семинарское занятие по теме.

А) Что такое вредные привычки?

Б) Зависимость человека от наркогенных веществ.

В) Пристрастие к курению табака.

Г) Употребление алкоголя.

Д) Влияние вредных привычек на здоровье человека.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА - 2 ч.

  1. Двигательная активность. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни. Основные категории упражнений: аэробные, силовые, растяжки
  2. Лабораторная работа
  3. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой. (тест применяемый в Гарварском университете для оценки подготовленности спортсменов и физически тренированных лиц.)
  4. Проектная деятельность
  5. Польза движений в судьбах великих людей всех эпох (полководцы, политики, деятели науки, культуры и другие).
  6. Защита реферата.
  7. Режим двигательной активности для разных возрастных групп.
  8. Защита: оформление стенда или альбома " Движение- это жизнь".
  9. Режим занятий на спортивных тренировках.
  10. Защита: самостоятельное проведение тренировки.

4. ИММУНИТЕТ И ЗДОРОВЬЕ  - 1 ч.

  1. Измененные клетки. Онкологические заболевания. Аллергия. Аллерген. СПИД.
  2. Лабораторная работа
  3. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ - 2 ч.

Гиподинамия. Стресс. Гипертония. Профилактика заболеваний сердца и гипертонии.

Лабораторная работа

Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Проектная деятельность.

А) Роль прививок в поддержании здоровья населения.

Защита: диспут "Прививки: " за" и "против".

Б) Артериальное давление и пульс- показатели состояния сердечно-сосудистой системы.

Защита: составление рекомендаций для исследуемых лиц.

В) Помощь больным , страдающим сердечными или онкологическими заболеваниями.

Защита: оказание посильной помощи в больнице и дома пожилым или больным людям.

8. ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ - 1 ч.

Дыхание. Горная болезнь. Канцерогены. Носовое дыхание. Правильное дыхание.

Лабораторная работа

Влияние холода на частоту дыхательных движений.

9. ЗАКАЛИВАНИЕ. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЗАКАЛИВАНИЯ. - 2 ч.

Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны. Водные процедуры.

Проектная деятельность

А) Профессия- косметолог.

Защита: круглый стол "Советы косметолога".

Б) История возникновения разных способов закаливания у народов мира.

Защита: круглый стол " Закаляйся, как встарь".

В) Опыты и наблюдения по закаливанию.

Защита: исследовательский отчет и участие в работе круглого стола по теме 2.

10. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ. - 1 ч.

Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз, герпес, СПИД.

11. ОБОБЩЕНИЕ - 2 ч.

Викторина "Если хочешь быть здоров".

Таблица

Наименование Всего часов В том числе
теория, практика, семинар
Форма контроля
1 Введение. Цели, задачи курса "Экология человека. Культура здоровья.". 1 1     Оценивание ответов ученика по вопросам беседы. Составление схемы " Структура экологии человека".
2 Здоровье и образ жизни.

Лабораторная работа.

Проектная деятельность.

2 0,5 0,5 1 Оценка сообщений учащихся, работавших с дополнительной литературой.

Отчеты по лабораторным работам, заслушивание проектов.

3 Влияние климатических факторов на здоровье. 1 1     Оценивание сообщений учащихся, работавших с дополнительной литературой.
4 Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия.) 1     1 Тестирование.Оценивание решения познавательных задач и упражнений.
5 Воздействие двигательной активности на организм человека.

Проектная деятельность.

2 0,5 0,5 1 Отчеты по лабораторной и проектной деятельности.
6 Иммунитет и здоровье. Лабораторная работа 1 0,5 0,5   Отчеты по лабораторной работе .
7 Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.

Лабораторная работа.

Проектная деятельность.

2 0,5 0,5 1 Отчеты по лабораторным работам, решение познавательных задач.
8 Правильное дыхание.

Лабораторная работа.

1 0,5 0,5   Отчеты по лабораторным работам.
9 Закаливание. Средства и способы закаливания.

Проектная деятельность.

2 1   1 Оценивание решения познавательных задач, отчеты по проектам.
10 Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. 1 1     Оценивание решения познавательных задач и упражнений. Тестирование.
11 Обобщение.

Викторина "Если хочешь быть здоров".

2     1 Контроль качества усвоения курса.

Презентация.

Приложение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белова Н.И. Статьи в журнале " Биология в школе", 1998-2003 гг.
  2. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь.- Кишинев, 1990 г.
  3. Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир. В 2 т.- М., 1993 г.
  4. Одум Ю. Экология . В 2 т.- М.,1986 г.
  5. Стадницкий Г.В.., Родионов А.И. Экология.-СПб.,1996 г.
  6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.-М.,1992 г.
  7. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. Л.Г.Воронин, Р.Д.Маш: книга для учителя.-М. Просвещение,1983 г.
  8. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: пособие для учителей.-СПб.: Акцидент,1998 г.
  9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.-М.: Гранд,1999 г.
  10. Алексеев С.В. Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений различных видов- СПб.,1998 г.
  11. Основы / Под ред. В.Л. Обухова и В.Б. Сапунова: Учебник для 9 кл. средней школы по курсу " Человек и окружающая среда".СПб.,1998 г.
  12. М.З. Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина . Экология человека. Культура здоровья. 8 класс -М.: Вентана-Граф, 2004 г.