Цель:
- создание условий для гигиенического формирования и развития у учащихся познавательного интереса к изучению здорового образа жизни;
- cпособствование сохранению физического и нравственного здоровья учащихся.
Задачи:
- Удовлетворить интерес учащихся к изучению здорового образа жизни.
- Развивать мыслительную деятельность и творческие способности учащихся.
- Формировать научное мировоззрение через тесное взаимосочетание экологических, физиологических, гигиенических и медицинских понятий.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья, убеждать учащихся в необходимости беречь свое здоровье от всех неблагоприятных воздействий внешней среды.
- Расширять кругозор учащихся, приобщая их к чтению дополнительной литературы по тематике элективного курса.
- Учить приемам наблюдения и самонаблюдения; знакомить со спецификой типичных видов деятельности.
Обоснование элективного курса "Экология человека. Культура здоровья".
Программа элективного курса рассчитана на 15 часов. (Один час в неделю.)
Здоровье человека - физическое, психическое, духовное - важнейшее личное и общественное богатство, определяемое наследственностью, окружающей средой, образом жизни и здравоохранением.
Возрастает темп жизни, ускоряются сроки " износа" знаний, техники, "стареют" некоторые профессии, убыстряется развитие науки, культуры. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью.Человек должен организовать свой образ жизни, научиться быть здоровым и счастливым.
Через весь курс проходит мысль о культуре здоровья.
Изучая элективный курс " Экология человека. Культура здоровья." учащиеся будут проводить лабораторные работы, вести наблюдения и самонаблюдения, будут составлять схемы; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Будут приобщаться к исследовательской деятельности, учиться работать с дополнительной литературой, составлять проекты и защищать их.
В программе курса запланирован 1 час -резервный, который в случае необходимости используется для устранения сбоев в программе.
В программе курса используются различные методы. Это беседы, лекции, викторина, круглые столы, семинарское занятие.
Контроль знаний проводится в виде : оценивания ответов учащихся на вопросы, составление схем, оценка сообщений учащихся, работающих с дополнительной литературой, отчеты по лабораторным работам и проектам, тестирование, решение познавательных задач и упражнений, оформление альбомов и стендов, самостоятельное проведение тренировок, составление рекомендаций для исследуемых.
В программе приводится список литературы для учащихся и учителя.
ВВЕДЕНИЕ - 1 час.
Предмет элективного курса. Цели , задачи курса. Что изучает экология человека.
ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ - 2 часа.
- Природная и социальная среда. Здоровье: физическое, психическое и социальное. Здоровый образ жизни. Режим дня.
- Лабораторная работа
- Оценка состояния физического здоровья.
Проектная деятельность
А) Этнические группы, проживающие в вашем населенном пункте, их общность и особенности.
Защита: Экскурсия по музею " Казачий курень".
Б) Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.
Защита: сообщения по теме в классе.
В) Мои этнические корни. Этнография моей семьи.
Защита: оформление альбома " История моей семьи".
Г) Народная мудрость гласит: (пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье).
Защита: игра " Кто знает, пусть отгадает".
Д) Климатические курорты нашей страны.
Защита: оформление контурной географической карты " Санаторно-курортные зоны" и пояснения к ней.
Е) Прогноз погоды устами медика (О профилактике некоторых заболеваний).
Защита: оформление стенда.
ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ -1 ч.
Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (БОЛЕЗНЕННЫЕ, ПАГУБНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ). - 1 ч.
Семинарское занятие по теме.
А) Что такое вредные привычки?
Б) Зависимость человека от наркогенных веществ.
В) Пристрастие к курению табака.
Г) Употребление алкоголя.
Д) Влияние вредных привычек на здоровье человека.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА - 2 ч.
- Двигательная активность. Гиподинамия у детей и взрослых. Активный образ жизни. Основные категории упражнений: аэробные, силовые, растяжки
- Лабораторная работа
- Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой. (тест применяемый в Гарварском университете для оценки подготовленности спортсменов и физически тренированных лиц.)
- Проектная деятельность
- Польза движений в судьбах великих людей всех эпох (полководцы, политики, деятели науки, культуры и другие).
- Защита реферата.
- Режим двигательной активности для разных возрастных групп.
- Защита: оформление стенда или альбома " Движение- это жизнь".
- Режим занятий на спортивных тренировках.
- Защита: самостоятельное проведение тренировки.
4. ИММУНИТЕТ И ЗДОРОВЬЕ - 1 ч.
- Измененные клетки. Онкологические заболевания. Аллергия. Аллерген. СПИД.
- Лабораторная работа
- Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ - 2 ч.
Гиподинамия. Стресс. Гипертония. Профилактика заболеваний сердца и гипертонии.
Лабораторная работа
Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.
Проектная деятельность.
А) Роль прививок в поддержании здоровья населения.
Защита: диспут "Прививки: " за" и "против".
Б) Артериальное давление и пульс- показатели состояния сердечно-сосудистой системы.
Защита: составление рекомендаций для исследуемых лиц.
В) Помощь больным , страдающим сердечными или онкологическими заболеваниями.
Защита: оказание посильной помощи в больнице и дома пожилым или больным людям.
8. ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ - 1 ч.
Дыхание. Горная болезнь. Канцерогены. Носовое дыхание. Правильное дыхание.
Лабораторная работа
Влияние холода на частоту дыхательных движений.
9. ЗАКАЛИВАНИЕ. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЗАКАЛИВАНИЯ. - 2 ч.
Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны. Водные процедуры.
Проектная деятельность
А) Профессия- косметолог.
Защита: круглый стол "Советы косметолога".
Б) История возникновения разных способов закаливания у народов мира.
Защита: круглый стол " Закаляйся, как встарь".
В) Опыты и наблюдения по закаливанию.
Защита: исследовательский отчет и участие в работе круглого стола по теме 2.
10. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ. - 1 ч.
Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз, герпес, СПИД.
11. ОБОБЩЕНИЕ - 2 ч.
Викторина "Если хочешь быть здоров".
Таблица
№ | Наименование | Всего часов | В том числе теория, практика, семинар |
Форма контроля | ||||
1 | Введение. Цели, задачи курса "Экология человека. Культура здоровья.". | 1 | 1 | Оценивание ответов ученика по вопросам беседы. Составление схемы " Структура экологии человека". | ||||
2 | Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа. Проектная деятельность. |
2 | 0,5 | 0,5 | 1 | Оценка сообщений учащихся, работавших с
дополнительной литературой. Отчеты по лабораторным работам, заслушивание проектов. |
||
3 | Влияние климатических факторов на здоровье. | 1 | 1 | Оценивание сообщений учащихся, работавших с дополнительной литературой. | ||||
4 | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия.) | 1 | 1 | Тестирование.Оценивание решения познавательных задач и упражнений. | ||||
5 | Воздействие двигательной активности на
организм человека. Проектная деятельность. |
2 | 0,5 | 0,5 | 1 | Отчеты по лабораторной и проектной деятельности. | ||
6 | Иммунитет и здоровье. Лабораторная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | Отчеты по лабораторной работе . | |||
7 | Профилактика нарушений деятельности
сердечно-сосудистой системы. Лабораторная работа. Проектная деятельность. |
2 | 0,5 | 0,5 | 1 | Отчеты по лабораторным работам, решение познавательных задач. | ||
8 | Правильное дыхание. Лабораторная работа. |
1 | 0,5 | 0,5 | Отчеты по лабораторным работам. | |||
9 | Закаливание. Средства и способы
закаливания. Проектная деятельность. |
2 | 1 | 1 | Оценивание решения познавательных задач, отчеты по проектам. | |||
10 | Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. | 1 | 1 | Оценивание решения познавательных задач и упражнений. Тестирование. | ||||
11 | Обобщение. Викторина "Если хочешь быть здоров". |
2 | 1 | Контроль качества усвоения курса. |
ЛИТЕРАТУРА
- Белова Н.И. Статьи в журнале " Биология в школе", 1998-2003 гг.
- Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь.- Кишинев, 1990 г.
- Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир. В 2 т.- М., 1993 г.
- Одум Ю. Экология . В 2 т.- М.,1986 г.
- Стадницкий Г.В.., Родионов А.И. Экология.-СПб.,1996 г.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью.-М.,1992 г.
- Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. Л.Г.Воронин, Р.Д.Маш: книга для учителя.-М. Просвещение,1983 г.
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: пособие для учителей.-СПб.: Акцидент,1998 г.
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.-М.: Гранд,1999 г.
- Алексеев С.В. Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений различных видов- СПб.,1998 г.
- Основы / Под ред. В.Л. Обухова и В.Б. Сапунова: Учебник для 9 кл. средней школы по курсу " Человек и окружающая среда".СПб.,1998 г.
- М.З. Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина . Экология человека. Культура здоровья. 8 класс -М.: Вентана-Граф, 2004 г.