Викторина “Своя игра”
Викторина “Своя игра” предлагается для проведения в группах младшего школьного возраста с целью повышения интереса учащихся к изучаемым предметам “Информатика” и «Игровая экология», а также для определения степени усвоения учащимися полученных знаний.
Сценарий проведения викторины “Своя игра”
Викторина проводится в три тура. Вопросы викторины рассчитаны на учащихся 1-3 классов. Викторину можно проводить как индивидуально, так и командно.
I, II тур: На каждый тур отводится по 15 мин. чистого времени на обдумывание ответов и на вопросы. На рассмотрение выносится 5 тем по 5 вопросов в каждой теме. Темы первого и второго туров отличаются, во втором – более сложные. Внутри темы вопросы различаются по стоимости в зависимости от сложности: 10,20,30,40,50 баллов в первом туре и 20,40,60,80,100 баллов во втором туре. Команды получают стартовый капитал 50 баллов. Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса. Ведущий снимает карточку и зачитывает вопрос. Помощник ведущего фиксирует ставки в таблице (на доске или на компьютере). Если ответ на вопрос правильный, то стоимость вопроса суммируется с капиталом команды, если неправильный - стоимость вопроса вычитается из капитала. В том случае, если выпадает “Кот в мешке”, команда передает игру любой другой команде. Если выпадает “Своя игра”, команда делает ставку. Каждый из участников может перекупить вопрос, назначив более высокую ставку; если команда идет “ва-банк”, перекупить вопрос можно только своей ставкой “ва-банк”. При правильном ответе стоимость ставки суммируется с капиталом, при неправильном ответе – вычитается из капитала участника.
III тур “Своя игра”: Играют только команды, у которых остался капитал. Ведущий называет тему. Участники делают ставки. Ведущий зачитывает вопрос. На обдумывание дается 1 минута. Участники записывают свои ответы на отдельных листочках. В случае правильного ответа размер ставки складывается с капиталом, в случае неправильного ответа - вычитается из капитала.
Подводятся итоги, определяются победители, вручаются призы.
Необходимые материалы, атрибутика, оборудование:
- Плакат с карманами для вопросов.
- Карточки с темами и вопросами.
- Компьютер с таблицей результатов.
- Флажки для участников.
- Призы.
Задания к викторине “Своя игра”
Тур №1
Тема 1: “Четвертый лишний” (Рисунок 1)
Рисунок 1
Тема 2: “ Аналогии”
- птица – гнездо, мышь – ? (10 баллов) (нора)
- желудок – еда, легкие – ? (20 баллов) (воздух)
- ночь – день, свет –? (30 баллов) (тьма)
- корни – растение, фундамент –? (40 баллов) (здание)
- павлин – птица, шляпа – ? (50 баллов) (головной убор)
Тема 3: “Анаграммы”
- ноок (10 баллов), (окно)
- несат (20 баллов), (стена)
- шырак (30 баллов), (крыша)
- альянпс (40 баллов), (спальня)
- лажелст (50 баллов), (стеллаж)
Тема 4: «Вода мира»
- Назовите три агрегатных состояния, в которых может находиться вода. (10 баллов), (жидкость, твердое, газообразное)
- Почему дожди не бывают солеными, хотя основная часть воды, участвующая в круговороте воды испаряется с поверхности океанов? (20 баллов), (из соленого моря испаряется пресная вода)
- В течение 4,5 млрд. лет (возраст нашей планеты) воды на Земле стало больше, меньше или ее количество не изменилось. (30 баллов), (не изменилось)
- Сколько океанов на нашей планете? Назовите их. (40 баллов), (4, Тихий, Индийский, Атлантический, Северно-ледовитый)
- Какая река не протекает по территории Татарстана: Волга, Ока, Кама, Меша, Вятка? (50 баллов), (Ока)
Тема 5: “ Приспособления в природе”
- Найди пару медузе: еж, черепаха, крапива (10 баллов), (крапива)
- Чем отличаются зубы волка и зайца? (20 баллов), (волк – клыки, заяц – резцы)
- У кого из перечисленных хорошо развит слух и почему: медведь, белка, лось, бобер, лось, дятел, лиса? (30 баллов), (лось, лиса)
- К какой группе животных по способу питания относится медведь? (40 баллов), (всеядные)
- У какой из перечисленных птиц более универсальный клюв: орел, пеликан, клест, скворец, кулик (50 баллов), (скворец)
Тема 6: “ Природа зимой”
- Растет ли дерево зимой (10 баллов), (нет)
- Когда на деревьях появляются почки? (20 баллов), (осенью)
- Что едят зимой жаба и лягушка? (30 баллов), (ничего, спят)
- Увидим ли мы на снегу след барсука? (40 баллов), (нет, спит)
- Какие птицы зимой ночуют в снегу? (50 баллов), (тетерев, рябчик)
Дополнительная тема.
Тема 6: “Занимательные вопросы”
- Какое животное вылезает из кожи вон (10 баллов), (змея)
- Что за трава, которую знают слепые? (20 баллов), (крапивы)
- Все ли перечисленные деревья лиственные: клен, береза, ива, лиственница? (30 баллов), (нет, лиственница)
- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (40 баллов), (она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает такого жучка)
- Птица, которая, говорят, свое болото хвалит? (50 баллов), (кулик)
Тур № 2
Тема 1: “ Ряды ”
Продолжи ряд, назови два числа:
- 1 4 7 10 13 (20 баллов), (16 19)
- 2 8 3 7 4 6 (40 баллов), (5 5)
- 4 10 5 12 6 14 (60 баллов), (7 16)
- 1 2 4 8 (80 баллов), (16 32)
- 2 3 5 8 12 (100 баллов), (17 23)
Тема 2: “Ребусы” (Рисунок 2)
Рисунок 2
Тема 3: “Логические задачи”
- На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку? (20 баллов) (6 частей)
- У нас 3 карандаша: красный, желтый, зеленый. Назови самый длинный карандаш, если известно, что зеленый короче желтого, а желтый короче красного? (40 баллов) (красный)
- На какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться посредине лестницы в 19 ступенек? (60 баллов) (10 ступеньку)
- Нарисуй данную фигуру, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя одних и тех же линий по нескольку раз. (80 баллов)(Рисунок 3)
Рисунок 3
- Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Брать в руки разрешается только один стакан…(100 баллов) (воду из 2-го стакана перелить в 5-й) (Рисунок 4)
Рисунок 4
Тема 4: “Экосистема”
- Какие экосистемы входят в состав прибрежного участка?.(20 баллов), (водоема и берега)
- Является ли экотоном лесная опушка? (40 баллов), (да, лес, луг)
- Что значит регулярная и вынужденная миграция?. (60 баллов)
- Где будет наблюдаться разнообразие видов животных и растений: в экотонной зоне или в центральной части экосистемы, почему? (80 баллов), (в экотоне)
- Что нужно добавить к биоценозу, чтобы получить экосистему? (100 баллов), (компоненты неживой природы).
Тема 5: “Жизнь в воде ”
- Биоценоз реки. Кто здесь лишний: карп, жук-плавунец, водоросль, рак, краб, рогоз? (20 баллов), (краб)
- Чем дышит головастик первого возраста? (40 баллов), (жабрами)
- В каких зонах водоема могут обитать бентосные формы?. (60 баллов), (придонный, прибрежный участок)
- К какой группе животных по способу передвижения относится медуза?(80 баллов), (нектон)
- Каким кислородом: атмосферным или растворенным в воде дышит паук-серебрянка, обитающий в водной среде? (100 баллов), (атмосферным, запасает его под водой, в паутине)
Тема 6: “Деревья ”
- Как считать ярусы (этажи) в лесу? (20 баллов), (сверху)
- Строение дерева. Какую работу выполняет слой, который называется древесина? (40 баллов), (передает воду от корней вверх)
- Какой слой в дереве самый толстый? (60 баллов), (древесина)
- В каком лесу будет больше ярусов: в еловом или в березовой роще и почему? (80 баллов), (в березовой роще, больше проникает света)
- Перечислите слои, из которых состоит ствол дерева? (100 баллов), (Сердцевина, древесина, луб, кора)
Игра «Минное поле»
Цель: повторение и закрепление знаний учащих, полученных ими по курсам «Информатика» и «Игровая экология ч3». Развитие мотивации учебной деятельности.
Сценарий проведения игры “Минное поле”
К мероприятию разработана мультимедийная презентация. (Приложение 1)
Игра рассчитана на учащихся 3 классов. Участники игры делятся на команды по 6-7человек.
В течение 10 секунд участникам демонстрируется игровое поле, разбитое на квадраты:
- квадрат желтого цвета – вопросы по информатике
- квадрат зеленого цвета – вопросы по экологии
- квадрат с изображением бомбы – «Мина» соответствует потере командой одного очка
- квадрат с изображением компьютера – демонстрация итоговых работ учащихся
Команда должна запомнить расположение вопросов на игровом поле. По истечению 10 секунд поле закрывается, и команды по очереди выбирают номер квадрата. Если команда правильно отвечает на выбранный вопрос, она зарабатывает 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Вопросы по экологии:
- Что такое процесс рециклинга? (вторичное использование отходов)
- Нефть, газ - это возобновимые или невозобновимые природные ресурсы? (невозобновимые)
- Солнце, вода, почва - это исчерпаемые или неисчерпаемые природные ресурсы? (неисчерпаемые)
- Можно ли сказать, что скорость процесса преобразования Земли человеком значительно превышает скорость протекания естественных процессов в природе? (Да. Например скорость процесса почвообразования)
- Перечислите царства, на которые делится вся живая природа. (растения, бактерии, животные, грибы)
- Кто может про себя так сказать?
Мы производим живое вещество из неживого (редуценты)
Мы питаемся травоядными (продуценты)
Мы питаемся растительной пищей (консументы 1 порядка)
Мы разлагаем органические остатки до неорганических соединений (консументы 2 порядка) - Особи одного вида живут «в» или «на» особях другого вида, забирая у них пищу. Как называется такой тип отношений? (Паразитизм)
- В какой эре на нашей Земле жили динозавры? Как называется эра в которой живем мы? (Мезозойская, Кайнозойская)
Архейская
Кайнозойская
Палеозойская
Мезозойская
Протерозойская - На данном графике (Слайд вопроса 21 презентации) укажите основные зоны и назовите их. (зоны оптимума – синего цвета, зона стресса – зеленого, зона гибели - красного)
- Ширина биосферы: около
100 километров
30 километров
70 километров
(30 км) - Дайте названия сферам земли:
Водная оболочка Земли (гидросфера)
Воздушная (атмосфера)
Каменная (литосфера)
Оболочка, заселенная живыми организмами (биосфера) - Живые существа, взаимосвязанные между собой и с условиями внешней среды, на определенной территории - это:
Биоценоз
Среда обитания
Экосистема
(экосистема) - В каком случае на дерево действуют биотические, а в каком абиотические факторы? (а-абиотические, б – биотические)
- Острая нехватка влаги, дерево стало гибнуть
- Листья дерева поедает тля, что тоже может привести к гибели
- Описание какой природной зоны здесь приведено: Заболоченная равнина, покрытая ковром мха и лишайников, где в небольших понижениях скрываются от холодного ветра низкие заросли карликовых берез. (тундра)
Вопросы по информатике:
- Какой будет результат после выполнения алгоритма? (Слайд вопроса 3 презентации) (3)
- Найдите ошибку в алгоритме «Раскрась все картинки» (Слайд вопроса 7 презентации)
- Распредели предметы по множествам: (Слайд вопроса 12 презентации)
Зеленое яблоко
Красное яблоко
Зеленый мяч
Зеленый лист
Красный лист - Перечислите элементы принадлежащие множеству «домашних и хищных животных»
Корова
Волк
Собака
Муха
Кошка
Лиса
(собака, кошка) - Выбрать схему, где закрашено множество «животных не на букву К» (Слайд вопроса 23 презентации) (2)
- Продолжи числовой ряд (2 числа): 3 6 18 21 42 45 __ __ (90, 93)
- Продолжи ряд (1 букву): А Г Ж Л С __ (Ш)
- Что будет в пустом квадратике? (Слайд вопроса 30 презентации)
- Что будет в пустом квадратике? (Слайд вопроса 33 презентации)
- Игра «Не больше 2-х палочек». (Слайд вопроса 33 презентации)
Выигрывает тот, кто зачеркнет последнюю. Что надо сделать чтобы выиграть?
I I I I I I I I I I I I I (Выбрать 1 ход, зачеркнуть 1 палочку и дополнять ходы соперника до 3.)
Итоговое мероприятие «Путешествие Незнайки в сказочном городе»
Данное мероприятие проводится по окончанию первого года обучения с учащимися 1-х классов. Мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией. (Приложение 2)
Сценарий мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! (слайд 1)
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по сказочному городу. Однажды Незнайка пришел в гости к Знайке, и увидел у него компьютер самой современной модели (слайд 2). Ему очень захотелось посмотреть, что же есть интересного в памяти компьютера. Незнайка включил компьютер, но вдруг на экране появилось сообщение «Введите пароль» (слайд 3,4. ) «Что это еще за пароль?» - обратился он с вопросом к Знайке. «Пароль – это зашифрованное слово» - ответил ему Знайка. «А как узнать, что это за слово, ты знаешь?» - «Да, - говорит Знайка, чтобы его узнать, надо пройти все испытания в Сказочном городе, собрать код и найти сундук» (слайд 5).
Ребята, давайте поможем Незнайке пройти испытания и отгадать пароль.
Итак, мы отправляемся в путешествие. И, первое, что нам встречается на пути, это Дом, в котором кто-то живет (слайд 6).
Задание 1: На экране изображены обитатели дома. Как можно назвать множество всех жителей дома? (животные) Какие подмножества здесь можно выделить? (птиц, домашних животных, диких животных).
Ведущий: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и мы получаем первую цифру (слайд 7). Продолжаем наше путешествие и мы видим красивые цветы (слайд 8).
Задание 2: Скажите, а из чего состоит цветок, каково его строение? (слайд 9) (лепестки, пестик, тычинки, рыльце, завязь, семяпочка). Давайте построим цветок сами. Игра «Строение цветка».
Ведущий: Очень хорошо, вы заслуженно получаете вторую цифру (слайд 10). Мы продолжаем свой путь (слайд 11) и приходим в гости к мальчику, который задает нам задачу (слайд 12).
Задание 3: К мальчику в гости пришли три друга. Сколько всего будет рукопожатий, если каждый из них должен поздороваться со всеми другими (6 рукопожатий) (слайд 13). Давайте проверим. Мы с вами решали такие задачи с помощью графов. 1-ый должен поздороваться с 3-мя, 2-ой – с 2-мя, 3-ий – с 1-им. То есть 3+2+1=6.
Ведущий: Прекрасно, мы заработали еще одну цифру (слайд 14). Продолжаем наше путешествие (слайд 15) и перед красивым светлым домом нам повстречалась бабочка. Скажите, к какому классу животных относится бабочка? (насекомые) (слайд 16).
Задание 4: Как можно отличить насекомых от других маленьких животных? Назовите три основных признака (слайд 17) (шесть лап, три части тела, насечки на брюшке). Мы знаем, что у насекомых рождаются детки-личинки, которые могут быть немного похожи на взрослых насекомых, а могут и быть совсем не похожи на них. Давайте попробуем определить, чьи личинки изображены на экране (слайд 18-21) (таракан, бабочка, стрекоза, майский жук). Вы уже знаете, что циклы развития у насекомых бывают полный и неполный. Какие насекомые относятся к группе с неполным превращением? А какие – с полным? (слайд 22)
Ведущий: Молодцы, вы успешно прошли и это испытание, заработав еще одну цифру (слайд 23). А вот смотрите, (слайд 24) на нашем пути повстречался многоэтажный многоквартирный дом, в котором живут люди и кошки (слайд 25).
Задание 5: Какая из девочек живет в комнате? (2) (слайд 26) Какая кошка живет вместе девочкой? (3)
Ведущий: Очень хорошо. Мы получили еще одну цифру (слайд 27). Продолжаем наш путь по тропинке (слайд 28) и видим мальчика, который смотрит в телескоп. Как вы думаете, что он увидел через него? (солнечную систему)
Задание 6: Давайте вспомним строение солнечной системы (слайд 29). Назовите планеты в том порядке, в каком они располагаются вокруг солнца. Игра «Строение Солнечной системы».
Ведущий: Прекрасно, еще одна цифра наша (слайд 30). Продолжаем наше путешествие и подходим к озеру (слайд 31). А что мы можем увидеть в воде, если наклонимся? (отражение). Совершенно верно. Мы с вами это тоже проходили на наших занятиях. Давайте посмотрим, какое же испытание нас ждет здесь (слайд 32).
Задание 7: Один клоун является отражением другого. Найдите ошибки в изображениях (пуговица, ноги раскрашены разными цветами, шарики не симметричны, неправильно закрашены костюмы, расстояния от оси симметрии не одинаковые) – 5 отличий
Ведущий: Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились (слайд 33). Смотрите, на нашем пути – луг (слайд 34). На одном из занятий мы познакомились с теми, кто живет на лугу.
Задание 8: Перечислите жителей луга. Составьте пищевую цепочку (слайд 35) (солнце, растения, травоядные животные, хищные животные). Игра «Пищевая цепь на лугу».
Ведущий: Вот и еще одна цифра нам известна (слайд 36). Мы продолжаем наш путь (слайд 37) и, наконец, перед нами дуб, под которым находится сундук с паролем. Чтобы открыть его, нам нужен код, который мы собрали (слайд 38).
9 задание: Расшифруйте слово, которое закодировано с помощью цифр телефонной клавиатуры.
Ведущий: Молодцы – это слово «биоценоз», (слайд 39) которое и является паролем для входа в компьютер Знайки. А в компьютере Знайки хранятся рисунки, которые вы подготовили для конкурса (слайд 40).
Награждение победителей конкурса рисунков.
Список литературы:
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- Москва, 2002.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.Н. И учеба и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Шпотова Т.В. Игровая экология. Методические рекомендации к программе. - Москва: Исар, 1999.
- Энциклопедия для детей. Аванта +, том 19, Экология. - Москва, 2001.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики.- СПб: БХВ-Петербург,2005.
- Агафонов И.Н. Учимся думать. - СПб: МиМ-Экспресс, 1996.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Копытов Н.А. Лучшие задачи на развитие логики. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: Росмэн-Пресс, 2003