Методическая разработка "Интеграция курсов "Игровая экология" и "Информатика для младших школьников": сборник сценариев (продолжение)

Разделы: Информатика, Начальная школа, Экология


Викторина “Своя игра”

Викторина “Своя игра” предлагается для проведения в группах младшего школьного возраста с целью повышения интереса учащихся к изучаемым предметам “Информатика” и «Игровая экология», а также для определения степени усвоения учащимися полученных знаний.

Сценарий проведения викторины “Своя игра”

Викторина проводится в три тура. Вопросы викторины рассчитаны на учащихся 1-3 классов. Викторину можно проводить как индивидуально, так и командно.

I, II тур: На каждый тур отводится по 15 мин. чистого времени на обдумывание ответов и на вопросы. На рассмотрение выносится 5 тем по 5 вопросов в каждой теме. Темы первого и второго туров отличаются, во втором – более сложные. Внутри темы вопросы различаются по стоимости в зависимости от сложности: 10,20,30,40,50 баллов в первом туре и 20,40,60,80,100 баллов во втором туре. Команды получают стартовый капитал 50 баллов. Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса. Ведущий снимает карточку и зачитывает вопрос. Помощник ведущего фиксирует ставки в таблице (на доске или на компьютере). Если ответ на вопрос правильный, то стоимость вопроса суммируется с капиталом команды, если неправильный - стоимость вопроса вычитается из капитала. В том случае, если выпадает “Кот в мешке”, команда передает игру любой другой команде. Если выпадает “Своя игра”, команда делает ставку. Каждый из участников может перекупить вопрос, назначив более высокую ставку; если команда идет “ва-банк”, перекупить вопрос можно только своей ставкой “ва-банк”. При правильном ответе стоимость ставки суммируется с капиталом, при неправильном ответе – вычитается из капитала участника.

III тур “Своя игра”: Играют только команды, у которых остался капитал. Ведущий называет тему. Участники делают ставки. Ведущий зачитывает вопрос. На обдумывание дается 1 минута. Участники записывают свои ответы на отдельных листочках. В случае правильного ответа размер ставки складывается с капиталом, в случае неправильного ответа - вычитается из капитала.

Подводятся итоги, определяются победители, вручаются призы.

Необходимые материалы, атрибутика, оборудование:

  • Плакат с карманами для вопросов.
  • Карточки с темами и вопросами.
  • Компьютер с таблицей результатов.
  • Флажки для участников.
  • Призы.

Задания к викторине “Своя игра”

Тур №1

Тема 1: “Четвертый лишний” (Рисунок 1)

Рисунок 1

Тема 2: “ Аналогии”

  1. птица – гнездо, мышь – ? (10 баллов) (нора)
  2. желудок – еда, легкие – ? (20 баллов) (воздух)
  3. ночь – день, свет –? (30 баллов) (тьма)
  4. корни – растение, фундамент –? (40 баллов) (здание)
  5. павлин – птица, шляпа – ? (50 баллов) (головной убор)

Тема 3: “Анаграммы”

  1. ноок    (10 баллов), (окно)
  2. несат (20 баллов), (стена)
  3. шырак (30 баллов), (крыша)
  4. альянпс (40 баллов), (спальня)
  5. лажелст (50 баллов), (стеллаж)

Тема 4: «Вода мира»

  1. Назовите три агрегатных состояния, в которых может находиться вода. (10 баллов), (жидкость, твердое, газообразное)
  2. Почему дожди не бывают солеными, хотя основная часть воды, участвующая в круговороте воды испаряется с поверхности океанов? (20 баллов), (из соленого моря испаряется пресная вода)
  3. В течение 4,5 млрд. лет (возраст нашей планеты) воды на Земле стало больше, меньше или ее количество не изменилось. (30 баллов), (не изменилось)
  4. Сколько океанов на нашей планете? Назовите их. (40 баллов), (4, Тихий, Индийский, Атлантический, Северно-ледовитый)
  5. Какая река не протекает по территории Татарстана: Волга, Ока, Кама, Меша, Вятка? (50 баллов), (Ока)

Тема 5: “ Приспособления в природе”

  1. Найди пару медузе: еж, черепаха, крапива (10 баллов), (крапива)
  2. Чем отличаются зубы волка и зайца? (20 баллов), (волк – клыки, заяц – резцы)
  3. У кого из перечисленных хорошо развит слух и почему: медведь, белка, лось, бобер, лось, дятел, лиса? (30 баллов), (лось, лиса)
  4. К какой группе животных по способу питания относится медведь? (40 баллов), (всеядные)
  5. У какой из перечисленных птиц более универсальный клюв: орел, пеликан, клест, скворец, кулик (50 баллов), (скворец)

Тема 6: “ Природа зимой”

  1. Растет ли дерево зимой (10 баллов), (нет)
  2. Когда на деревьях появляются почки? (20 баллов), (осенью)
  3. Что едят зимой жаба и лягушка? (30 баллов), (ничего, спят)
  4. Увидим ли мы на снегу след барсука? (40 баллов), (нет, спит)
  5. Какие птицы зимой ночуют в снегу? (50 баллов), (тетерев, рябчик)

Дополнительная тема.

Тема 6: “Занимательные вопросы”

  1. Какое животное вылезает из кожи вон (10 баллов), (змея)
  2. Что за трава, которую знают слепые? (20 баллов), (крапивы)
  3. Все ли перечисленные деревья лиственные: клен, береза, ива, лиственница? (30 баллов), (нет, лиственница)
  4. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (40 баллов), (она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает такого жучка)
  5. Птица, которая, говорят, свое болото хвалит? (50 баллов), (кулик)

Тур № 2

Тема 1: “ Ряды ”

Продолжи ряд, назови два числа:

  • 1 4 7 10 13 (20 баллов), (16 19)
  • 2 8 3 7 4 6 (40 баллов), (5 5)
  • 4 10 5 12 6 14 (60 баллов), (7 16)
  • 1 2 4 8 (80 баллов), (16 32)
  • 2 3 5 8 12 (100 баллов), (17 23)

Тема 2: “Ребусы” (Рисунок 2)

Рисунок 2

Тема 3: “Логические задачи”

  1. На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку? (20 баллов) (6 частей)
  2. У нас 3 карандаша: красный, желтый, зеленый. Назови самый длинный карандаш, если известно, что зеленый короче желтого, а желтый короче красного? (40 баллов) (красный)
  3. На какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться посредине лестницы в 19 ступенек? (60 баллов) (10 ступеньку)
  4. Нарисуй данную фигуру, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя одних и тех же линий по нескольку раз. (80 баллов)(Рисунок 3)

Рисунок 3

  1. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Брать в руки разрешается только один стакан…(100 баллов) (воду из 2-го стакана перелить в 5-й) (Рисунок 4)

Рисунок 4

Тема 4: “Экосистема”

  1. Какие экосистемы входят в состав прибрежного участка?.(20 баллов), (водоема и берега)
  2. Является ли экотоном лесная опушка? (40 баллов), (да, лес, луг)
  3. Что значит регулярная и вынужденная миграция?. (60 баллов)
  4. Где будет наблюдаться разнообразие видов животных и растений: в экотонной зоне или в центральной части экосистемы, почему? (80 баллов), (в экотоне)
  5. Что нужно добавить к биоценозу, чтобы получить экосистему? (100 баллов), (компоненты неживой природы).

Тема 5: “Жизнь в воде ”

  1. Биоценоз реки. Кто здесь лишний: карп, жук-плавунец, водоросль, рак, краб, рогоз? (20 баллов), (краб)
  2. Чем дышит головастик первого возраста? (40 баллов), (жабрами)
  3. В каких зонах водоема могут обитать бентосные формы?. (60 баллов), (придонный, прибрежный участок)
  4. К какой группе животных по способу передвижения относится медуза?(80 баллов), (нектон)
  5. Каким кислородом: атмосферным или растворенным в воде дышит паук-серебрянка, обитающий в водной среде? (100 баллов), (атмосферным, запасает его под водой, в паутине)

Тема 6: “Деревья ”

  1. Как считать ярусы (этажи) в лесу? (20 баллов), (сверху)
  2. Строение дерева. Какую работу выполняет слой, который называется древесина? (40 баллов), (передает воду от корней вверх)
  3. Какой слой в дереве самый толстый? (60 баллов), (древесина)
  4. В каком лесу будет больше ярусов: в еловом или в березовой роще и почему? (80 баллов), (в березовой роще, больше проникает света)
  5. Перечислите слои, из которых состоит ствол дерева? (100 баллов), (Сердцевина, древесина, луб, кора)

Игра «Минное поле»

Цель: повторение и закрепление знаний учащих, полученных ими по курсам «Информатика» и «Игровая экология ч3». Развитие мотивации учебной деятельности.

Сценарий проведения игры “Минное поле”

К мероприятию разработана мультимедийная презентация. (Приложение 1)

Игра рассчитана на учащихся 3 классов. Участники игры делятся на команды по 6-7человек.

В течение 10 секунд участникам демонстрируется игровое поле, разбитое на квадраты:

  • квадрат желтого цвета – вопросы по информатике
  • квадрат зеленого цвета – вопросы по экологии
  • квадрат с изображением бомбы – «Мина» соответствует потере командой одного очка
  • квадрат с изображением компьютера – демонстрация итоговых работ учащихся

Команда должна запомнить расположение вопросов на игровом поле. По истечению 10 секунд поле закрывается, и команды по очереди выбирают номер квадрата. Если команда правильно отвечает на выбранный вопрос, она зарабатывает 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Вопросы по экологии:

  1. Что такое процесс рециклинга? (вторичное использование отходов)
  2. Нефть, газ - это возобновимые или невозобновимые природные ресурсы? (невозобновимые)
  3. Солнце, вода, почва - это исчерпаемые или неисчерпаемые природные ресурсы? (неисчерпаемые)
  4. Можно ли сказать, что скорость процесса преобразования Земли человеком значительно превышает скорость протекания естественных процессов в природе? (Да. Например скорость процесса почвообразования)
  5. Перечислите царства, на которые делится вся живая природа. (растения, бактерии, животные, грибы)
  6. Кто может про себя так сказать?
    Мы производим живое вещество из неживого (редуценты)
    Мы питаемся травоядными (продуценты)
    Мы питаемся растительной пищей (консументы 1 порядка)
    Мы разлагаем органические остатки до неорганических соединений (консументы 2 порядка)
  7. Особи одного вида живут «в» или «на» особях другого вида, забирая у них пищу. Как называется такой тип отношений? (Паразитизм)
  8. В какой эре на нашей Земле жили динозавры? Как называется эра в которой живем мы? (Мезозойская, Кайнозойская)
    Архейская
    Кайнозойская
    Палеозойская
    Мезозойская
    Протерозойская
  9. На данном графике (Слайд вопроса 21 презентации) укажите основные зоны и назовите их. (зоны оптимума – синего цвета, зона стресса – зеленого, зона гибели - красного)
  10. Ширина биосферы: около
    100 километров
    30 километров
    70 километров
    (30 км)
  11. Дайте названия сферам земли:
    Водная оболочка Земли (гидросфера)
    Воздушная (атмосфера)
    Каменная (литосфера)
    Оболочка, заселенная живыми организмами (биосфера)
  12. Живые существа, взаимосвязанные между собой и с условиями внешней среды, на определенной территории - это:
    Биоценоз
    Среда обитания
    Экосистема
    (экосистема)
  13. В каком случае на дерево действуют биотические, а в каком абиотические факторы? (а-абиотические, б – биотические)
    • Острая нехватка влаги, дерево стало гибнуть
    • Листья дерева поедает тля, что тоже может привести к гибели
  14. Описание какой природной зоны здесь приведено: Заболоченная равнина, покрытая ковром мха и лишайников, где в небольших понижениях скрываются от холодного ветра низкие заросли карликовых берез. (тундра)

Вопросы по информатике:

  1. Какой будет результат после выполнения алгоритма? (Слайд вопроса 3 презентации) (3)
  2. Найдите ошибку в алгоритме «Раскрась все картинки» (Слайд вопроса 7 презентации)
  3. Распредели предметы по множествам: (Слайд вопроса 12 презентации)
    Зеленое яблоко
    Красное яблоко
    Зеленый мяч
    Зеленый лист
    Красный лист
  4. Перечислите элементы принадлежащие множеству «домашних и хищных животных»
    Корова
    Волк
    Собака
    Муха
    Кошка
    Лиса
    (собака, кошка)
  5. Выбрать схему, где закрашено множество «животных не на букву К» (Слайд вопроса 23 презентации) (2)
  6. Продолжи числовой ряд (2 числа): 3 6 18 21 42 45 __ __ (90, 93)
  7. Продолжи ряд (1 букву): А Г Ж Л С __ (Ш)
  8. Что будет в пустом квадратике? (Слайд вопроса 30 презентации)
  9. Что будет в пустом квадратике? (Слайд вопроса 33 презентации)
  10. Игра «Не больше 2-х палочек». (Слайд вопроса 33 презентации)

Выигрывает тот, кто зачеркнет последнюю. Что надо сделать чтобы выиграть?

I I I I I I I I I I I I I (Выбрать 1 ход, зачеркнуть 1 палочку и дополнять ходы соперника до 3.)

Итоговое мероприятие «Путешествие Незнайки в сказочном городе» 

Данное мероприятие проводится по окончанию первого года обучения с учащимися 1-х классов. Мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией. (Приложение 2)

Сценарий мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! (слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по сказочному городу. Однажды Незнайка пришел в гости к Знайке, и увидел у него компьютер самой современной модели (слайд 2). Ему очень захотелось посмотреть, что же есть интересного в памяти компьютера. Незнайка включил компьютер, но вдруг на экране появилось сообщение «Введите пароль» (слайд 3,4. ) «Что это еще за пароль?» - обратился он с вопросом к Знайке. «Пароль – это зашифрованное слово» - ответил ему Знайка. «А как узнать, что это за слово, ты знаешь?» - «Да, - говорит Знайка, чтобы его узнать, надо пройти все испытания в Сказочном городе, собрать код и найти сундук» (слайд 5).

Ребята, давайте поможем Незнайке пройти испытания и отгадать пароль.

Итак, мы отправляемся в путешествие. И, первое, что нам встречается на пути, это Дом, в котором кто-то живет (слайд 6).

Задание 1: На экране изображены обитатели дома. Как можно назвать множество всех жителей дома? (животные) Какие подмножества здесь можно выделить? (птиц, домашних животных, диких животных).

Ведущий: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и мы получаем первую цифру (слайд 7). Продолжаем наше путешествие и мы видим красивые цветы (слайд 8).

Задание 2: Скажите, а из чего состоит цветок, каково его строение? (слайд 9) (лепестки, пестик, тычинки, рыльце, завязь, семяпочка). Давайте построим цветок сами. Игра «Строение цветка».

Ведущий: Очень хорошо, вы заслуженно получаете вторую цифру (слайд 10). Мы продолжаем свой путь (слайд 11) и приходим в гости к мальчику, который задает нам задачу (слайд 12).

Задание 3: К мальчику в гости пришли три друга. Сколько всего будет рукопожатий, если каждый из них должен поздороваться со всеми другими (6 рукопожатий) (слайд 13). Давайте проверим. Мы с вами решали такие задачи с помощью графов. 1-ый должен поздороваться с 3-мя, 2-ой – с 2-мя, 3-ий – с 1-им. То есть 3+2+1=6.

Ведущий: Прекрасно, мы заработали еще одну цифру (слайд 14). Продолжаем наше путешествие (слайд 15) и перед красивым светлым домом нам повстречалась бабочка. Скажите, к какому классу животных относится бабочка? (насекомые) (слайд 16).

Задание 4: Как можно отличить насекомых от других маленьких животных? Назовите три основных признака (слайд 17) (шесть лап, три части тела, насечки на брюшке). Мы знаем, что у насекомых рождаются детки-личинки, которые могут быть немного похожи на взрослых насекомых, а могут и быть совсем не похожи на них. Давайте попробуем определить, чьи личинки изображены на экране (слайд 18-21) (таракан, бабочка, стрекоза, майский жук). Вы уже знаете, что циклы развития у насекомых бывают полный и неполный. Какие насекомые относятся к группе с неполным превращением? А какие – с полным? (слайд 22)

Ведущий: Молодцы, вы успешно прошли и это испытание, заработав еще одну цифру (слайд 23). А вот смотрите, (слайд 24) на нашем пути повстречался многоэтажный многоквартирный дом, в котором живут люди и кошки (слайд 25).

Задание 5: Какая из девочек живет в комнате? (2) (слайд 26) Какая кошка живет вместе девочкой? (3)

Ведущий: Очень хорошо. Мы получили еще одну цифру (слайд 27). Продолжаем наш путь по тропинке (слайд 28) и видим мальчика, который смотрит в телескоп. Как вы думаете, что он увидел через него? (солнечную систему)

Задание 6: Давайте вспомним строение солнечной системы (слайд 29). Назовите планеты в том порядке, в каком они располагаются вокруг солнца. Игра «Строение Солнечной системы».

Ведущий: Прекрасно, еще одна цифра наша (слайд 30). Продолжаем наше путешествие и подходим к озеру (слайд 31). А что мы можем увидеть в воде, если наклонимся? (отражение). Совершенно верно. Мы с вами это тоже проходили на наших занятиях. Давайте посмотрим, какое же испытание нас ждет здесь (слайд 32).

Задание 7: Один клоун является отражением другого. Найдите ошибки в изображениях (пуговица, ноги раскрашены разными цветами, шарики не симметричны, неправильно закрашены костюмы, расстояния от оси симметрии не одинаковые) – 5 отличий

Ведущий: Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились (слайд 33). Смотрите, на нашем пути – луг (слайд 34). На одном из занятий мы познакомились с теми, кто живет на лугу.

Задание 8: Перечислите жителей луга. Составьте пищевую цепочку (слайд 35) (солнце, растения, травоядные животные, хищные животные). Игра «Пищевая цепь на лугу».

Ведущий: Вот и еще одна цифра нам известна (слайд 36). Мы продолжаем наш путь (слайд 37) и, наконец, перед нами дуб, под которым находится сундук с паролем. Чтобы открыть его, нам нужен код, который мы собрали (слайд 38).

9 задание: Расшифруйте слово, которое закодировано с помощью цифр телефонной клавиатуры.

Ведущий: Молодцы – это слово «биоценоз», (слайд 39) которое и является паролем для входа в компьютер Знайки. А в компьютере Знайки хранятся рисунки, которые вы подготовили для конкурса (слайд 40).

Награждение победителей конкурса рисунков.

Список литературы:

  1. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- Москва, 2002.
  3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.Н. И учеба и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Шпотова Т.В. Игровая экология. Методические рекомендации к программе. - Москва: Исар, 1999.
  5. Энциклопедия для детей. Аванта +, том 19, Экология. - Москва, 2001.
  6. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики.- СПб: БХВ-Петербург,2005.
  7. Агафонов И.Н. Учимся думать. - СПб: МиМ-Экспресс, 1996.
  8. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  9. Копытов Н.А. Лучшие задачи на развитие логики. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  10. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: Росмэн-Пресс, 2003