Тип урока: практикум.
Вид урока: урок закрепления знаний и практического применения навыков.
Цель:
- образовательная: закрепление навыков определения степени загрязнения окружающей среды, умений самостоятельно планировать и анализировать свою деятельность.
- развивающая: формирование умений приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения; формирование конструктивного критического мышления.
- воспитательная: способствовать формированию коммуникативных умений, нравственно-эстетического отношения к окружающей природной среде.
Обеспечение мастер-класса:
- Методическое: учебно-методическое пособие "Уроки-практикумы по дисциплине "Экологические основы природопользования", слайдовые презентации составленные студентами.
- Оборудование и материалы: слайдовые презентации в системе PowerPoint, проектор, СD-панель, образцы лишайников.
Ход мастер-класса
1. Теоретическое обоснование применения данного типа урока.
Цель: обмен опытом по повышению мотивации к изучаемой дисциплине через применение уроков-практикумов.
Преподаватель делится опытом организации деятельности студентов на уроках-практикумах при изучении дисциплины "Экологические основы природопользования"
(Каюкова Ж.Ю. Урок-практикум как основа формирования практикоориентированной личности. С.90Практико-ориентированный подход - важнейшее условие реализации модели специалиста. Материалы межрегионального научно-методического совета (г. Комсомольск-на-Амуре 1-4 февраля 2010 года) / Под. ред. Е.Г. Саливон. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Амурского гуманит.-пед. гос. ун-та, 2010. 108 с.).
2. Модель урока (20-25 мин.)
2.1. Организационный момент (2 мин.)
Преподаватель сообщает тему занятия.
2.2. Актуализация знаний студентов (5-7 мин.).
Фронтальная беседа о загрязнении биосферы объектами хозяйственной деятельности человека. Во время беседы преподаватель акцентирует внимание студентов на том, что существует реакция биологических объектов на загрязняющие вещества и одними из наиболее известных биологических индикаторов являются лишайники, чувствительность которых обусловлена их физиологией и симбиотической природой.
Вопросы для фронтальной беседы.
- Какие методы биоиндикации окружающей среды вам известны?
- Что такое лихеноиндикация?
- Какие лихеноиндикационные методы вам известны?
- На каких закономерностях основаны методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников?
- Назовите предполагаемые загрязнители воздуха в районе политехнического техникума.
- Почему мы видим лишайники чаще всего на старых, корявых деревьях?
2.3. Поисково-исследовательская работа в группах (10-15 мин.).
Группа разделена на 2 подгруппы, которые проводили исследование в разных пунктах: парк "Судостроитель" и территория во дворе техникума. Студенты отчитываются о проделанной работе, демонстрируют подготовленные материалы (образцы, слайдовые материалы), работают с учебно-методическим пособием "Уроки-практикумы по дисциплине "Экологические основы природопользования", тема 1.3.(Методическое пособие см. на сайте www.ecoteh.ucoz.ru), заполняют таблицы, делают выводы.
Данные по 1 участку - парк "Судостроитель" (восточная часть)
Всего деревьев - 184
Деревья покрытые лишайниками - 11
Встречаются лишайники 3видов: Фисция припудренная, Ксантория постенная, или стенная золотнянка, Фисция реснитчатая, или темная.
Результаты исследования 1 группы
Тип лишайника | Частота встречаемости (в %) | Степень покрытия | Балл оценки |
Кустистые | - | - | - |
Листоватые | 60-100% | Очень высокая | 5 |
Накипные | - | - | - |
Данные по 2 участку - дворовая территория техникума
Обнаружен 1 вид лишайника - Фисция реснитчатая, или темная
Тип лишайника | Частота встречаемости (в %) | Степень покрытия | Балл оценки |
Кустистые | - | - | - |
Листоватые | 5-20% | Низкая | 2 |
Накипные | - | - | - |
3. Подведение итогов мастер-класса.
Студенты анализируют полученные данные и делают выводы о влиянии человека и его деятельности на состояние зеленой зоны.
Презентацию по данному мастер-классу можно посмотреть на сайте www.ecoteh.ucoz.ru