Межпредметный элективный курс "Природные сообщества вокруг нас"

Разделы: Биология, Экология


Концепция модернизации российского образования предусматривает переход к предпрофильному и профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения, значительную роль,  в развитии обучающихся  играют  элективные курсы, выбираемые самими учащимися. 

Концепция созданной нами программы состоит в том,  что  в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценки окружающей среды. Учащимся предоставляется возможность  для саморазвития,  формирования ответственного экологически-грамотного поведения в природе, осознание неразрывной связи человека с природой. Этот курс направлен на формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений, радости общения и восхищения.

Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной  познавательной и практической деятельности обучающихся в рамках экскурсий, дидактических игр и спектаклей, экотренингов. Большое место мы уделяем камеральным работам, которые включают деятельность по наблюдению за живыми организмами, выявлению у них приспособленности к среде обитания, выявлению взаимосвязей существующих  в любом природном сообществе (структурно-методическая организация курса).

Структурно-методическая организация курса

Курс рассчитан на 17 часов, в том числе: лекции - 4 часа, экскурсии- 6 часов, камеральные работы -3 часа, консультации, игры, тренинги - 2 часа, конференция - 2 часа.

Элективный курс «Природные сообщества…» является межпредметным (биология и экология), и направлен на повышение уровня биологических знаний, а также на расширение  представлений об экологических закономерностях, проявляющихся в природе ДВ региона. Он ориентирован на развитие межпредметных знаний и умений, ведущим компонентом которых являются научные знания и способы практической деятельности.

Проведение анкетирования  на первом и последнем занятиях позволяет получать сведения о развитии знаний по биологии и экологии, эстетических представлениях о природе родного края и природоохранных мотивах поведения.

Достижения намеченных образовательных результатов фиксируются в представленных работах на итоговой конференции по полноте, правильности и познавательной  самостоятельности. Способность применять знания проявляется при составлении курсантами сценариев дидактических спектаклей, экотренингов.

Ожидаемые результаты

Участник элективного курса

Знает:

  • состав и структуру экосистемы;
  • типы сообществ;
  • виды взаимосвязей между компонентами;
  • механизмы функционирования;
  • правила и приемы сохранения природных объектов.

Умеет:

  • описать сообщества;
  • наблюдать объекты;
  • составить пищевые цепи и сети;
  • определять видовую принадлежность;
  • составить тесты.

Предпрофильная подготовка предшествует созданию профильных классов и осуществляется в 9 классах.

Цель и задачи.

Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора учащимися естественно-научного профиля на III ступени обучения.

Задачи:

  • углублять знания учащихся о природных сообществах;
  • развивать познавательный интерес к природе родного края, умения наблюдать, анализировать взаимосвязи в экосистемах;
  • воспитывать коммуникативные способности и бережное отношение к природным сообществам.

Объяснительная записка

Цели и задачи элективного курса «Природные сообщества вокруг нас» направлены на      удовлетворение потребностей, оценки своих возможностей и обоснованного выбора профиля на III ступени обучения, развития познавательного интереса к изучению окружающей природной среды, формирование умения видеть, понимать взаимоотношения между различными объектами природных сообществ.

Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприятию природы, развитию чувственного опыта, воспитанию потребности личного участия в защите окружающей среды.

Программа предполагает сохранение здоровья через здоровьесберегающие технологии: дидактические игры и тренинги на воздухе, экскурсии, мини-экспедиции.

В ходе реализации программы учащиеся получат представления о составе, структуре, взаимосвязях компонентов сообществ леса и водоемов нашего края и города. Курс включает новые для учащихся знания о биоценозах лужи, ручья и пойменного леса, их обитателях, не содержащиеся в базовых программах. 

Изучение природных сообществ имеет ряд исключительных достоинств: они в виде скверов, парков, водоемов имеются не только за городом, но и в его черте. Число обитателей не велико и разобраться в них не представляет особых затруднений, так как имеется достаточное количество дополнительных пособий.

В программу элективного курса включен материал для различных групп школьников в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения на основе модульного принципа. Содержание, формы и методы элективного курса подобраны таким образом, что ученик сам определяет проблему, объем и способы ее решения, исходя из личных возможностей, потребностей и желаний. Обучение проводится с использованием активных форм: экскурсий, мини-экспедиций, камеральных работ, творческих проектов, тренингов, дидактических игр, что позволит развивать навыки практической и исследовательской деятельности.

Контроль усвоения знаний осуществляется в ненавязчивых формах, которые не травмируют психику ребенка.

Мы надеемся, что наша программа будет полезна всем, кто реализует Концепцию предпрофильного и профильного обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА  ВОКРУГ НАС»

Объем различных форм учебной работы

Всего занятий - 17 часов

в том числе:

лекции и- 4 часа

экскурсии - 6 часов

камеральные работы - 3 часа

консультации, игры, тренинги - 2 часа

конференция – 2 часа.

№ п/п

РАЗДЕЛЫ

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Введение

1

1

 

І

Природные сообщества вокруг нас

 

 

 

1

Характеристика экосистемы

2

2

 

1.1

Экосистема водоема

1

1

 

1.1.1.

Экскурсия на водоем

2

 

2

1.1.2.

Экологическая оценка водоема

2

 

2

1.2.

Экскурсия в лес

2

 

2

1.2.1.

Обитатели леса

1

 

1

1.3.

Экосистемы Дальнего Востока

2

 

2

1.4.

Обобщение, анализ и систематизация знаний

4

 

4

Содержание курса

Введение (1 час)

Цели:

а) определить начальный уровень знаний о природных сообществах;

б) познакомить курсантов с содержанием курса, формами занятий и требованиями к уровню усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков;

в) раскрыть и углубить ведущие экологические понятия: экология, экосистема, познакомить с классификацией экосистем.

Вводное слово учителя об элективном курсе.  При знакомстве учащихся с содержанием курса им следует  объяснить, в чем суть камеральных работ.

Для определения начального уровня знаний о природных сообществах предлагается тест.  На этом занятии следует повторить понятия экология, экосистема, биогеоценоз. Дать учащимся представление о классификации  экосистем по размерам и месторасположению.

Учебные элементы: цель и задачи курса, понятие экосистемы, классификация экосистем.

Формы занятий и технологии : беседа, тестирование, демонстрация таблиц.

 Оборудование:  таблица  «Экосистема широколиственного леса», тест.

Раздел Ι. Природные сообщества вокруг нас.

1. Характеристика экосистемы (2 часа)

Цели:

а) повторить и  углубить знания  учащихся о составе и структуре природного сообщества;

б) развивать представления о взаимоотношениях компонентов экосистем;

в) повторить алгоритм составления пищевых цепей.

В ходе мини-лекции дать курсантам представление о составе природного сообщества:  абиотические факторы среды (состав почвы, свет, температура, состав воды, рельеф); биотические (живые организмы). Из структурных компонентов следует выделить продуцентов (фотоавтотрофы, хемоавтотрофы ),  консументов (фитофаги, зоофаги, паразиты, детритофаги),  редуцентов ( черви, бактерии, плесневые грибы). Используя таблицу «Биоценоз широколиственного леса» предложить ребятам составить несколько пищевых цепей. На следующем этапе разделить детей на три группы, выдать каждой по одному растению (хвойное, лиственное, злаковое) и несколько рисунков животных, предложив подобрать консументов  трех порядков. Каждая группа защищает свою цепь питания. Из представленных цепей составляется пищевая сеть. На заключительном этапе провести игры «Паутинка жизни» и «Найду себя - найду тебя». (Приложение 1)

Учебные элементы: структура и состав экосистемы и взаимосвязи.

Формы занятий и технологии : мини-лекция, беседа, тренинг, дидактические игры.

Оборудование: таблица « Биоценоз пресноводного водоёма», клубок ниток, рисунки обитателей экосистем.

1.1.Экосистема водоема(1 час)

Цели:

а) дать учащимся представление о типах водных экосистем (лужа, озеро, проточный водоем);

б) расширить кругозор о  типичных представителях водоемов;

в) развивать умения находить приспособления у организмов к водной среде обитания и характер взаимоотношений между ними.

Классификацию наземных экосистем дать в форме схемы. Обитателей различных водоемов изучить, используя влажные препараты, фотографии, рисунки, таблицы, в/фильмы. Для выявления приспособлений и характера взаимоотношений организмов применить элементы исследований и поиска.

Учебные элементы:  представители, приспособления к водному образу жизни, пищевые цепи.

Формы занятй и технологии : лекция, поиск и исследования приспособлений, демонстрация видео - сюжетов и печатных пособий.

Оборудование:  влажные препараты обитателей пресных водоёмов.

1.1.1.Экскурсия на водоем (2 часа)

Цели: а) показать обитателей водоемов, их разнообразие, взаимосвязи в естественных условиях;

б) развивать навыки наблюдения животных в их среде обитания;

в) формировать культуру поведения в природе.

Организовать экскурсию, по возможности на три водоема, соблюдая требования к ее проведению и правила техники безопасности. Перед экскурсией дать  учащихся план наблюдения организмов, где отразить способ передвижения, питания, дыхания, экологическую нишу и видовую принадлежность. Собрать природные объекты (личинок стрекоз, поденок, ручейников, бокоплавов, щитней, дафний, циклопов и других). После изучения животных вернуть их в водоемы. Во время экскурсии организовать видеосъемку и фотографирование.

Учебные элементы:  экологическая среда и ниша, характер движения.

Формы занятий  и технологии : мини- экспедиция, сбор природных объектов, наблюдения в естественных условиях.

Оборудование:  сачки, кюветы,  емкости с крышками,  лупы, видеокамера,  фотоаппарат,  полевые дневники.

1.1.2.Экологическая оценка водоема (2 часа)

Цели:

а) научить детей выявлять трофические уровни исследуемых водоемов;

б) формировать навыки обработки экспедиционного материала;

в) развивать креативное мышление.

В процессе камеральноной работы весь собранный материал обрабатывается. Живые организмы распределяются по трофическим уровням. У них выявляются приспособления, характер движения, способ питания и дыхания, экологическая ниша. Эти сведения отмечаются в полевом дневнике . В конце занятия проводится экологический тренинг « Аквамодели»  (Приложение 2) .

 Учебные элементы:  трофические уровни, биотические и абиотические факторы.

Формы занятий и технологии: камеральная работа, заполнение полевых дневников, экотренинг. Оборудование:  рисунки обитателей водоемов, карандаши, бумага.

1.2.Экосистема леса (2 часа)

Цели:

а) познакомить со структурой и составом местного фитоценоза;

б) формировать навыки наблюдения за растениями в естественной среде;

в) научить оформлять экспедиционный материал.

В ходе экскурсии обратить внимание детей на видовой состав растительного сообщества и ярусность. Разбить детей на группы и дать задание самостоятельно определить приспособления растений к совместному проживанию. После того как группы отчитаются, предложить собрать гербарный материал доминирующих видов растений, соблюдая определенные правила и требования. В течение экскурсии проводить фотографирование, зарисовку, видеосъемку обнаруженных объектов.

Учебные элементы:  пространственная структура и состав фитоценоз.

Формы занятий и технологии : экскурсия  в лес,  сбор природных объектов, наблюдения в естественных условиях.

Оборудование:  фотоаппарат, видеокамера, карандаши, бумага, полевые дневники.

1.2.1. Обитатели леса (1 час)

Цели:

а) расширить представления о пространственной структуре посещенного фитоценоза;

б) углубить знания о редких и охраняемых видах;

в) развивать навыки работы с определителями растений и животных.

Экскурсионный материал обрабатывается в ходе камеральной работы. Необходимые сведения записываются в полевые дневники. У собранных растений и животных определяется видовая принадлежность и пространственное местонахождение в биоценозе. Особое внимание уделить биологии редких и охраняемых видов. В конце занятия проводится экологический тренинг  «Каллиграфия»   (Приложение 3) .

Учебные элементы:  ярусы леса, редкие охраняемые виды.

Формы занятий и технологии : камеральная работа, работа с определителями и полевыми дневниками, тренинг.

Оборудование:  определители растений, гербарии, таблицы, рисунки животных.

1.3. Экосистемы Дальнего Востока (2 часа)

Цели:

а) познакомить с многообразием природных сообществ  ДВ региона;

б) расширить представления о редких охраняемых видах;

в) развивать эмоционально-чувственное восприятие мира.

Перед экскурсией в краеведческий музей учащимся выдается памятка с вопросами об исследователях ДВ, краснокнижных растениях и животных и основных биоценозах Хабаровского края. По итогам экскурсии дети готовят отчет в произвольной форме.

Учебные элементы:  обитатели ДВ региона, Красная книга.

Формы занятий и технологии : экскурсия в краеведческий музей.

Оборудование:  полевые дневники, диктофон, фотоаппарат, ручки.

1.4. Обобщение, анализ и систематизация знаний (4 часа)

Цели:

а) проверить усвоение учащимися основных терминов, закономерностей и понятий по  элективному курсу;

б) развивать творческие и коммуникативные способности.

На этом занятии курсанты делятся на группы. Каждая группа составляет сценарий русской народной сказки, где используют терминологию, закономерности и понятия, полученные на занятиях. Для представления готовят костюмы. На подготовку и проведение мини-спектакля «Сказка-биорассказка» отводится два часа.(Приложение 4)

Следующие два часа проводится конференция с защитой презентаций, проектов, сообщений.

Учебные элементы:  экологические термины и закономерности.

Формы занятий и технологии :  конференция, дидактический спектакль.

Оборудование:  мультимедийный  проектор, экран проекционный, компьютер.

Информационные источники см. в Приложении 5