Экологический практикум и учебно-исследовательская работа являются важными составными частями естественнонаучного образования. Однако эти формы деятельности немыслимы без соответствующего материально-технического оснащения.
Настоящие предложения составлены на основе опыта оснащения учебным оборудованием производства ЗАО «Крисмас+» образовательных учреждений разных типов по направлению экологических учебно-исследовательских работ и практикумов по оценке состояния окружающей среды. Учтены опыт поставок в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования (с 2006 г.), сведения из различных, региональных и федеральных, Перечней оснащения образовательных учреждений, многочисленные заключения и отзывы специалистов системы образования РФ, а также фирм-производителей и поставщиков учебного оборудования.
В настоящей редакции Предложения уточняют и развивают Перечни средств оснащения для экологического практикума и учебно-исследовательской работы, введенные решением Ученого Совета Института содержания и методов обучения Российской академии образования (протокол №8 от 30 сентября 2004 г.), в части обновления номенклатуры изделий и конкретизации тематических разделов учебных программ, в которых целесообразно использование изделий.
Предлагаемые средства оснащения составляют учебно-методический комплекс «Экологический практикум» и включают серийно производимое ЗАО «Крисмас+» учебное оборудование, разработанное специально для экологически ориентированного практикума и учебно-исследовательской работы (оценки состояния окружающей среды и здоровья человека) в различных предметах ЕНЦ. Предлагаемые учебные изделия имеют рекомендательный знак Федерального экспертного совета по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения (удостоверение №12 от 29.09.2004), сертифицированы в системе «УЧСЕРТ» Российской академии образования. <Сертификат>
Вся продукция выпускается под зарегистрированным товарным знаком «КРИСМАС».
Данные приведены для класса нормативной наполняемостью.
Материал приведен компактно в табличном виде и сгруппирован по разделам <приложение 1>.
Рекомендовано решением Проблемно-методического совета «Средства обучения, информатика и информатизация образования» Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения»
(протокол № 4 от «01» октября 2009 г.).
Использованные сокращения: МЭЛ – мини-экспресс-лаборатория; ТК – тест-комплект; ТС – тест-система; ПКЛ – полевая комплектная лаборатория.
1. Кабинет биологии и экологии
1.1. Класс-комплект для лабораторных работ «Экология, химия, биология «ЭХБ»
Назначение - для проведения лабораторного практикума по изучению важнейших показателей экологического состояния воды, воздуха, почвы, продуктов питания в рамках основного и элективных курсов.
Темы: «Воздух», «Вода», «Почва», «Окружающая среда и здоровье». (36 опытов и практическихработ).
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00398 <Сертификат>
Занятия проводятся по методическому пособию «Экологический практикум»
1.2. МЭЛ «Пчелка-У», в том числе индикаторные трубки, насос-пробоотборник, комплект тест-систем, методическое пособие
Назначение - для проведения демонстрационных опытов и работ по исследованию состава воздуха и загрязнений воды по важнейшим экологическим показателям.
Темы: «Дыхание и фотосинтез», «Загрязнители атмосферного воздуха», «Влияние состава растворенных веществ почвы на условия произрастания», «Содержание нитратов в продуктах питания»
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>
К комплекту прилагается методическое пособие «Руководство по применению МЭЛ «Пчелка-У»
1.3. Комплект индикаторных трубок к мини-экспресс-лаборатории «Пчелка-У» (на диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота) - расходуемый материал
1.4. Комплект для экологического мониторинга (экологических исследований) воды и почвы, в том числе (по 1 шт.):
«рН», «Общая жесткость (ОЖ-1)», «Хлориды», «Сульфаты», «Карбонаты»
«Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами».
Назначение - практическое определение состава воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) для оценки экологического состояния водоемов и почвы как среды обитания в рамках основного и элективных курсов
Темы: «Экологические проблемы. Кислотные дожди, загрязнение окружающей среды», «Влияние состава растворенных веществ почвы на условия произрастания»
Сертифицированы в составе «КПЭ» (сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00444) <Сертификат>
1.5. Санитарно-пищевая МЭЛ учебная СПЭЛ-У
Назначение - санитарно-химические и экологические исследования качества продуктов питания и состояния столовых приборов в рамках основного и элективных курсов
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00446 <Сертификат>
2. Кабинет химии
2.1. Класс-комплект для лабораторных работ «Экология, химия, биология «ЭХБ»
Назначение - лабораторный эколого-химический практикум (опыты и фронтальные работы) по изучению воды, воздуха, почвы, продуктов питания в рамках основного и элективных курсов
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00398 <Сертификат>
Занятия проводятся по методическому пособию «Экологический практикум»
2.2. Комплект-практикум экологический «КПЭ»
Назначение - эколого-химические исследования состава воздуха, воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) по разделам (темам):
Раздел: «Кислород. Водород. Вода» (Темы: «Кислород и водород как простые вещества», «Воздух. Состав воздуха»);
Раздел: «Важнейшие классы неорганических соединений» (Тема: «Кислоты и основания. Индикаторы. Реакция нейтрализации»)
Раздел: «Водные растворы электролитов. Электролитическая диссоциация». (Тема: «Свойства кислот, оснований и солей в свете ТЭД»)
Раздел: «Элементы VIIA и VIA групп и их важнейшие соединения» (Темы: «Галогены – простые вещества, их физические и химические свойства». «Хлороводород, соляная кислота, хлориды». «Кислород. Озон». «Сульфаты».)
Раздел: «Элементы VA группы и их важнейшие соединения» (Темы: «Аммиак. Соли аммония». «Оксиды азота». «Азотная кислота. Нитраты». «Фосфаты». «Минеральные удобрения, их значение».
Раздел «Углерод. Кремний». (Темы: «Оксид углерода (IV)». «Угольная кислота. Карбонаты».)
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00444 <Сертификат>
2.3. Комплект индикаторных трубок к комплекту «Пчелка-У/м» (на диоксид углерода) Расходуемый материал.
2.4. Набор «Юный химик», в том числе иллюстрированное руководство к набору Занимательные эксперименты по химии с экологическим материалом (опыты и работы в группах) для закрепления материала по темам: «Закономерности химических реакций». «Вода, растворы». «Важнейшие классы неорганических соединений: кислоты, основания, соли». «Химия элементов». «Углеводороды». «Спирты». «Органические кислоты». «Углеводы». «Белки». «Жиры». «Моющие средства».
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00447 <Сертификат>
3. Кабинет географии
3.1. Комплект-практикум экологический «КПЭ»
Назначение - геоэкологические исследования состава воздуха, воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) по разделам и темам:
Раздел: «Гидросфера – водная оболочка Земли». (Темы: «Соленость вод мирового океана». «Минеральные ресурсы мирового океана». «Источники пресной воды на Земле». «Грунтовые воды». «Минеральные воды». «Хозяйственное значение озер, водохранилищ»).
Раздел: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» (Тема: «Состав атмосферы».)
Раздел : «Биосфера Земли» (Тема: «Природно-антропогенное равновесие. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду».)
Раздел: Почва как особое природное образование (Тема: «Плодородие почвы».)
Раздел: Внутренние воды и водные ресурсы (Тема: «Внутренние воды и водные ресурсы своей местности»)
Раздел: Почва и почвенные ресурсы (Тема: «Изменение почв в ходе их хозяйственного использования».)
Раздел: «Природопользование и геоэкология»
(Темы: «Окружающая среда и ее слагаемые». «Понятие «загрязнение окружающей среды». «Воздушная среда. Основные виды и нормативы загрязнений воздушной среды». «Водная среда. Техногенные загрязнения, засорение и качественное истощение вод. Целенаправленные изменения водной среды». «Понятие «Биопочвенная среда». Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды». «Загрязнители как индикаторы взаимодействия слагаемых окружающей среды». «Процессы в окружающей среде. Глобальные, региональные, локальные изменения окружающей среды».)
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00444 <Сертификат>
3.2. Комплект индикаторных трубок к МЭЛ «Пчелка-У/м» (на диоксид углерода) - расходуемый материал.
4. Кабинет естествознания
4.1. Набор ТК для исследования воды и водных вытяжек, в том числе (по 1 шт.):
«Растворенный кислород-Т» (таблетированный), «рН», «Общая жесткость (ОЖ-1)»
учебное пособие «Экологический практикум»
Назначение - экологические исследования качества воды и состава почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) для развития понятий о веществах и состоянии окружающей среды
Сертифицированы в составе «КПЭ» (сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00444)
4.2. Набор ТС, в том числе (по 1 шт.):
«Активный хлор», «Железо», «Медь», «Нитрат-тест», «рН», «Хроматы»
Назначение - экологические исследования качества воды и состава почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) для развития понятий о веществах и состоянии окружающей среды, оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов
Сертифицированы в составе МЭЛ «Пчелка-У» (сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00443) <Сертификат>
4.3. Набор «Юный химик», в том числе иллюстрированное руководство к набору
Назначение - занимательные эксперименты с экологическим материалом (опыты и работы в группах, домашнее использование) для развития представлений о многообразии веществ. RU.ИОСО.П00447 <Сертификат>
4.4. Набор для учебных экологических исследований («ЭХБ 8.300.3», в том числе (по 1 шт.)
- учебное пособие для учителя «Экологический практикум»
- набор оборудования, приспособлений, материалов для учащегося
- карты-инструкции
Назначение - лабораторный экологический практикум (опыты и фронтальные работы) для развития понятий о веществах и состоянии окружающей среды.
Темы: «Воздух», «Вода», «Почва», «Окружающая среда и здоровье». (36 опытов и практических работ)
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00398 <рисунок 3>
5. Кабинет ОБЖ
5.1. Учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опасности», в том числе:
- индикатор радиоактивности (радиодозиметр) «РАДЭКС РД1503»,
- комплект пополнения к мини-экспресс-лаборатории «Пчелка-У»,
- МЭЛ «Пчелка-У»
- методическое пособие и паспорт
Практические работы и опыты по изучению факторов радиационной опасности и АХОВ
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00443 (МЭЛ «Пчелка-У»)
5.2. ТС «Нитрат-тест»
Назначение - оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов. Безопасность питания
Сертиф. в составе МЭЛ «Пчелка-У» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>
6. Кабинет технологии
6.1. МЭЛ «Анализ удобрений»
Назначение - распознавание основных видов минеральных удобрений (тестовый анализ, идентификация)
6.2. МЭЛ «СПЭЛ-У»
Назначение - исследование доброкачественности продуктов питания, оценка чистоты столовых предметов
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00446 <Сертификат>
6.3. ТС «Нитрат-тест»
Назначение - оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов
Сертиф. в составе МЭЛ «Пчелка-У» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>
7. Кабинет начальных классов
7.1. ТС «Нитрат-тест»
Назначение - оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов
Сертиф. в составе МЭЛ «Пчелка-У» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>
8. Внешкольная работа и дополнительное образование
8.1. ПКЛ исследования воды и почвенных вытяжек «НКВ»
Назначение - учебно-исследовательская работа (опыты и работы в группах) по анализу воды и почвы в передвижной (мобильной) лаборатории, 16 показателей
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00445 <Сертификат>
8.2. Ранцевая лаборатория исследования водоемов «НКВ-Р»
Назначение - учебно-исследовательская работа по изучению экологического состояния водоема методами гидрохимии и гидробиологии, а также почвенных вытяжек, в экспедиционных условиях (носимый вариант)
Тест-комплекты сертифицированы в составе «КПЭ» RU.ИОСО.П00444 Сертификат>
В комплект входят сачок специальный гидробиологический <
методическое пособие «Практическое руководство по исследованию малых рек»
Дополнительно поставляется набор-укладка для фотоколориметрирования на основе полевого фотоколориметра «Экотест 2020(8)»
8.3. Набор ТК для исследования воды и водных вытяжек,
в том числе: тест-комплекты (по 1 шт.) «Активный хлор», «Железо общее», «Карбонаты», «Нитраты», «Общая жесткость (ОЖ-1)», «Растворенный кислород–БПК», «Сульфаты», «рН», «Хлориды», «Цветность»,
учебные пособия (по 1 экз.)
«Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами»;
«Экологический практикум»
Назначение - экологические и аналитические исследования состава воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах)
Сертиф. в составе «КПЭ» RU.ИОСО.П00444 <Сертификат>
8.4. МЭЛ «Пчелка-У»
в том числе индикаторные трубки,
насос-пробоотборник,
комплект тест-систем,
методическое пособие.
Назначение - демонстрационные опыты, исследование состава воздуха и загрязнений воды
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>
8.5. Набор ТС, в том числе (по 1 шт.):
«Активный хлор», «Железо», «Медь», «Нитрат-тест», «рН», «Хроматы»
Назначение - демонстрационные опыты, исследование загрязнений воды, оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов.
Сертиф. в составе МЭЛ «Пчелка-У» RU.ИОСО.П00443 Сертификат>
8.6. Комплект индикаторных трубок к комплекту «Пчелка-У» (на диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота).
Назначение - расходуемый материал.
8.7. Набор «Юный химик», в том числе иллюстрированное руководство к набору
Назначение - занимательные эксперименты с экологическим материалом (опыты и работы в группах, домашнее использование)
Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00447 <Сертификат>