Материально-техническое оснащение школьных кабинетов для организации экологического практикума и учебно-исследовательской работы

Разделы: Химия, Биология, География, ОБЖ, Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Экологический практикум и учебно-исследовательская работа являются важными составными частями естественнонаучного образования. Однако эти формы деятельности немыслимы без соответствующего материально-технического оснащения.

Настоящие предложения составлены на основе опыта оснащения учебным оборудованием производства ЗАО «Крисмас+» образовательных учреждений разных типов по направлению экологических учебно-исследовательских работ и практикумов по оценке состояния окружающей среды. Учтены опыт поставок в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования (с 2006 г.), сведения из различных, региональных и федеральных, Перечней оснащения образовательных учреждений, многочисленные заключения и отзывы специалистов системы образования РФ, а также фирм-производителей и поставщиков учебного оборудования.

В настоящей редакции Предложения уточняют и развивают Перечни средств оснащения для экологического практикума и учебно-исследовательской работы, введенные решением Ученого Совета Института содержания и методов обучения Российской академии образования (протокол №8 от 30 сентября 2004 г.), в части обновления номенклатуры изделий и конкретизации тематических разделов учебных программ, в которых целесообразно использование изделий.

Предлагаемые средства оснащения составляют учебно-методический комплекс «Экологический практикум» и включают серийно производимое ЗАО «Крисмас+» учебное оборудование, разработанное специально для экологически ориентированного практикума и учебно-исследовательской работы (оценки состояния окружающей среды и здоровья человека) в различных предметах ЕНЦ. Предлагаемые учебные изделия имеют рекомендательный знак Федерального экспертного совета по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения (удостоверение №12 от 29.09.2004), сертифицированы в системе «УЧСЕРТ» Российской академии образования. <Сертификат>

Вся продукция выпускается под зарегистрированным товарным знаком «КРИСМАС».

Данные приведены для класса нормативной наполняемостью.

Материал приведен компактно в табличном виде и сгруппирован по разделам <приложение 1>.

Рекомендовано решением Проблемно-методического совета «Средства обучения, информатика и информатизация образования» Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения»
(протокол № 4 от «01» октября 2009 г.).

Использованные сокращения: МЭЛ – мини-экспресс-лаборатория; ТК – тест-комплект; ТС – тест-система; ПКЛ – полевая комплектная лаборатория.

1. Кабинет биологии и экологии

1.1. Класс-комплект для лабораторных работ «Экология, химия, биология «ЭХБ»

Назначение - для проведения лабораторного практикума по изучению важнейших показателей экологического состояния воды, воздуха, почвы, продуктов питания в рамках основного и элективных курсов.

Темы: «Воздух», «Вода», «Почва», «Окружающая среда и здоровье». (36 опытов и практическихработ).

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00398 <Сертификат>

Занятия проводятся по методическому пособию «Экологический практикум»

1.2. МЭЛ «Пчелка-У», в том числе индикаторные трубки, насос-пробоотборник, комплект тест-систем, методическое пособие

Назначение - для проведения демонстрационных опытов и работ по исследованию состава воздуха и загрязнений воды по важнейшим экологическим показателям.

Темы: «Дыхание и фотосинтез», «Загрязнители атмосферного воздуха», «Влияние состава растворенных веществ почвы на условия произрастания», «Содержание нитратов в продуктах питания»

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>

К комплекту прилагается методическое пособие «Руководство по применению МЭЛ «Пчелка-У»

1.3. Комплект индикаторных трубок к мини-экспресс-лаборатории «Пчелка-У» (на диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота) - расходуемый материал

1.4. Комплект для экологического мониторинга (экологических исследований) воды и почвы, в том числе (по 1 шт.):

«рН», «Общая жесткость (ОЖ-1)», «Хлориды», «Сульфаты», «Карбонаты»

«Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами».

Назначение - практическое определение состава воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) для оценки экологического состояния водоемов и почвы как среды обитания в рамках основного и элективных курсов

Темы: «Экологические проблемы. Кислотные дожди, загрязнение окружающей среды», «Влияние состава растворенных веществ почвы на условия произрастания»

Сертифицированы в составе «КПЭ» (сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00444) <Сертификат>

1.5. Санитарно-пищевая МЭЛ учебная СПЭЛ-У

Назначение - санитарно-химические и экологические исследования качества продуктов питания и состояния столовых приборов в рамках основного и элективных курсов

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00446 <Сертификат>

2. Кабинет химии

2.1. Класс-комплект для лабораторных работ «Экология, химия, биология «ЭХБ»

Назначение - лабораторный эколого-химический практикум (опыты и фронтальные работы) по изучению воды, воздуха, почвы, продуктов питания в рамках основного и элективных курсов

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00398 <Сертификат>

Занятия проводятся по методическому пособию «Экологический практикум»

2.2. Комплект-практикум экологический «КПЭ»

Назначение - эколого-химические исследования состава воздуха, воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) по разделам (темам):

Раздел: «Кислород. Водород. Вода» (Темы: «Кислород и водород как простые вещества», «Воздух. Состав воздуха»);

Раздел: «Важнейшие классы неорганических соединений» (Тема: «Кислоты и основания. Индикаторы. Реакция нейтрализации»)

Раздел: «Водные растворы электролитов. Электролитическая диссоциация». (Тема: «Свойства кислот, оснований и солей в свете ТЭД»)

Раздел: «Элементы VIIA и VIA групп и их важнейшие соединения» (Темы: «Галогены – простые вещества, их физические и химические свойства». «Хлороводород, соляная кислота, хлориды». «Кислород. Озон». «Сульфаты».)

Раздел: «Элементы VA группы и их важнейшие соединения» (Темы: «Аммиак. Соли аммония». «Оксиды азота». «Азотная кислота. Нитраты». «Фосфаты». «Минеральные удобрения, их значение».

Раздел «Углерод. Кремний». (Темы: «Оксид углерода (IV)». «Угольная кислота. Карбонаты».)

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00444 <Сертификат>

2.3. Комплект индикаторных трубок к комплекту «Пчелка-У/м» (на диоксид углерода) Расходуемый материал.

2.4. Набор «Юный химик», в том числе иллюстрированное руководство к набору Занимательные эксперименты по химии с экологическим материалом (опыты и работы в группах) для закрепления материала по темам: «Закономерности химических реакций». «Вода, растворы». «Важнейшие классы неорганических соединений: кислоты, основания, соли». «Химия элементов». «Углеводороды». «Спирты». «Органические кислоты». «Углеводы». «Белки». «Жиры». «Моющие средства».

 

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00447 <Сертификат>

3. Кабинет географии

3.1. Комплект-практикум экологический «КПЭ»

Назначение - геоэкологические исследования состава воздуха, воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) по разделам и темам:

Раздел: «Гидросфера – водная оболочка Земли». (Темы: «Соленость вод мирового океана». «Минеральные ресурсы мирового океана». «Источники пресной воды на Земле». «Грунтовые воды». «Минеральные воды». «Хозяйственное значение озер, водохранилищ»).

Раздел: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» (Тема: «Состав атмосферы».)

Раздел : «Биосфера Земли» (Тема: «Природно-антропогенное равновесие. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду».)

Раздел: Почва как особое природное образование (Тема: «Плодородие почвы».)

Раздел: Внутренние воды и водные ресурсы (Тема: «Внутренние воды и водные ресурсы своей местности»)

Раздел: Почва и почвенные ресурсы (Тема: «Изменение почв в ходе их хозяйственного использования».)

Раздел: «Природопользование и геоэкология»

(Темы: «Окружающая среда и ее слагаемые». «Понятие «загрязнение окружающей среды». «Воздушная среда. Основные виды и нормативы загрязнений воздушной среды». «Водная среда. Техногенные загрязнения, засорение и качественное истощение вод. Целенаправленные изменения водной среды». «Понятие «Биопочвенная среда». Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды». «Загрязнители как индикаторы взаимодействия слагаемых окружающей среды». «Процессы в окружающей среде. Глобальные, региональные, локальные изменения окружающей среды».)

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00444 <Сертификат>

3.2. Комплект индикаторных трубок к МЭЛ «Пчелка-У/м» (на диоксид углерода) - расходуемый материал.

4. Кабинет естествознания

4.1. Набор ТК для исследования воды и водных вытяжек, в том числе (по 1 шт.):

«Растворенный кислород-Т» (таблетированный), «рН», «Общая жесткость (ОЖ-1)»

учебное пособие «Экологический практикум»

Назначение - экологические исследования качества воды и состава почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) для развития понятий о веществах и состоянии окружающей среды

Сертифицированы в составе «КПЭ» (сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00444)

4.2. Набор ТС, в том числе (по 1 шт.):

«Активный хлор», «Железо», «Медь», «Нитрат-тест», «рН», «Хроматы»

Назначение - экологические исследования качества воды и состава почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) для развития понятий о веществах и состоянии окружающей среды, оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов

Сертифицированы в составе МЭЛ «Пчелка-У» (сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00443) <Сертификат>

4.3. Набор «Юный химик», в том числе иллюстрированное руководство к набору

Назначение - занимательные эксперименты с экологическим материалом (опыты и работы в группах, домашнее использование) для развития представлений о многообразии веществ. RU.ИОСО.П00447 <Сертификат>

4.4. Набор для учебных экологических исследований («ЭХБ 8.300.3», в том числе (по 1 шт.)

  1. учебное пособие для учителя «Экологический практикум»
  2. набор оборудования, приспособлений, материалов для учащегося
  3. карты-инструкции

Назначение - лабораторный экологический практикум (опыты и фронтальные работы) для развития понятий о веществах и состоянии окружающей среды.

Темы: «Воздух», «Вода», «Почва», «Окружающая среда и здоровье». (36 опытов и практических работ)

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00398 <рисунок 3>

5. Кабинет ОБЖ

5.1. Учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опасности», в том числе:

  1. индикатор радиоактивности (радиодозиметр) «РАДЭКС РД1503»,
  2. комплект пополнения к мини-экспресс-лаборатории «Пчелка-У»,
  3. МЭЛ «Пчелка-У»
  4. методическое пособие и паспорт

Практические работы и опыты по изучению факторов радиационной опасности и АХОВ

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00443 (МЭЛ «Пчелка-У»)

5.2. ТС «Нитрат-тест»

Назначение - оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов. Безопасность питания

Сертиф. в составе МЭЛ «Пчелка-У» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>

6. Кабинет технологии

6.1. МЭЛ «Анализ удобрений»

Назначение - распознавание основных видов минеральных удобрений (тестовый анализ, идентификация)

6.2. МЭЛ «СПЭЛ-У»

Назначение - исследование доброкачественности продуктов питания, оценка чистоты столовых предметов

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00446 <Сертификат>

6.3. ТС «Нитрат-тест»

Назначение - оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов

Сертиф. в составе МЭЛ «Пчелка-У» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>

7. Кабинет начальных классов

7.1. ТС «Нитрат-тест»

Назначение - оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов

Сертиф. в составе МЭЛ «Пчелка-У» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>

8. Внешкольная работа и дополнительное образование

8.1. ПКЛ исследования воды и почвенных вытяжек «НКВ»

Назначение - учебно-исследовательская работа (опыты и работы в группах) по анализу воды и почвы в передвижной (мобильной) лаборатории, 16 показателей

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00445 <Сертификат>

8.2. Ранцевая лаборатория исследования водоемов «НКВ-Р»

Назначение - учебно-исследовательская работа по изучению экологического состояния водоема методами гидрохимии и гидробиологии, а также почвенных вытяжек, в экспедиционных условиях (носимый вариант)

Тест-комплекты сертифицированы в составе «КПЭ» RU.ИОСО.П00444 Сертификат>

В комплект входят сачок специальный гидробиологический <

методическое пособие «Практическое руководство по исследованию малых рек»

Дополнительно поставляется набор-укладка для фотоколориметрирования на основе полевого фотоколориметра «Экотест 2020(8)»

8.3. Набор ТК для исследования воды и водных вытяжек,

в том числе: тест-комплекты (по 1 шт.) «Активный хлор», «Железо общее», «Карбонаты», «Нитраты», «Общая жесткость (ОЖ-1)», «Растворенный кислород–БПК», «Сульфаты», «рН», «Хлориды», «Цветность»,

учебные пособия (по 1 экз.)
«Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами»;
«Экологический практикум»

Назначение - экологические и аналитические исследования состава воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах)

Сертиф. в составе «КПЭ» RU.ИОСО.П00444 <Сертификат>

8.4. МЭЛ «Пчелка-У»

в том числе индикаторные трубки,

насос-пробоотборник,


комплект тест-систем,
методическое пособие.

Назначение - демонстрационные опыты, исследование состава воздуха и загрязнений воды

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00443 <Сертификат>

8.5. Набор ТС, в том числе (по 1 шт.):

«Активный хлор», «Железо», «Медь», «Нитрат-тест», «рН», «Хроматы»

Назначение - демонстрационные опыты, исследование загрязнений воды, оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов.

Сертиф. в составе МЭЛ «Пчелка-У» RU.ИОСО.П00443 Сертификат>

8.6. Комплект индикаторных трубок к комплекту «Пчелка-У» (на диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота).

Назначение - расходуемый материал.

8.7. Набор «Юный химик», в том числе иллюстрированное руководство к набору

Назначение - занимательные эксперименты с экологическим материалом (опыты и работы в группах, домашнее использование)

Сертификат системы «Учсерт» RU.ИОСО.П00447 <Сертификат>