Цель:
- изучить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;
- способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей;
- побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте;
- развивать уверенность в себе, желание прийти на помощь людям.
Урок интегрированный
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Меры безопасности при землетрясениях и после землетрясения».
Развивающие:
- проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- формировать собственную позицию.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим;
- способствовать умению приходить на помощь нуждающимся;
- воспитывать устойчивый интерес к безопасности жизнедеятельности.
Здоровьесберегающие:
- профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности
Материально-техническое обеспечение урока:
- Полигон с роботами-машинами, которые будут выполнять спасательные работы после землетрясения.
- Презентация учителя по теме «Землетрясения и выполнение аварийно-спасательных работ».
- Дидактический материал.
- Компьютер, проектор.
Межпредметные и внутри предметные связи: физика, робототехника, ОБЖ.
Технологическая карта урока
Дидактич. структура урока
|
Методическая подструктура урока |
||||
Методы обучения |
Форма деятельности |
Метод.
|
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
|
1.Актуализация темы и целей урока |
Наглядные.
|
Ответы на вопросы по предложенной теме |
Дискуссия |
Презентация,
|
Фронтальное |
2. Мотивация учебной деятельности |
Словесные. Создание проблемной ситуации, объяснение работы роботов |
В ходе показа фрагмента фильма учащиеся вовлекаются в обсуждение рассматриваемых вопросов |
Просмотр фрагмента видео «Землетрясение»
|
Презентация,
|
Фронтальное |
3.Поэтапное обсуждение хода решения проблемы |
Практические.
|
Беседа, наблюдение за работой роботов |
Погружение.
|
Работа на полигоне |
Индивидуальное |
4.Оценка действий, знаний и умений. Выводы |
Практические.
|
Выступление учащихся по итогам наблюдения за спасенными объектами машинами-роботами |
Мозговой штурм. Выявление причин не преодоления этапов работы машиной-роботом |
Таблица |
Групповое |
5.Осмысление и анализ проделанной работы, рефлексия, обобщение результатов |
Словесные.
|
Фронтальная работа с учащимися |
Обмен опытом |
Карточки по рефлексии |
Фронтальное |
Ход урока
I. Актуализация темы и цели урока
Учитель ОБЖ. Ребята, мы живем с вами в сейсмоопасном регионе. У нас часто происходят землетрясения, одни из них мы с Вами не замечаем и не чувствуем, другие бывают ощутимыми для всех. 27 августа 2008 года произошло землетрясение, которое потрясло Иркутскую область. Максимальные сейсмические сотрясения отмечались в поселке Култук. Мощность - 6.3М, сотрясение в баллах - 7-8. До Иркутска землетрясение дошло на уровне 6-ти баллов. Ощутимые движения земной коры в нашем регионе наблюдались 22 сентября и 10 декабря 2020 г.
В других районах Земли землетрясения происходят значительно интенсивнее. Одним из высокосейсмичных районов является о. Сахалин. Сейчас мы просмотрим фрагмент фильма о землетрясении в Нефтегорске на острове в 1995 году.
Такие обстоятельства являются экстремальными. Экстремальные ситуации - это сложные, труднопреодолимые обстоятельства, в которых может оказаться человек.
Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.)
Ответы детей.
2. Мотивация
У нас в России есть организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения. Служба спасения - это организация, которая всегда готова прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели. У нас в поселке Никола есть свой Спас отряд, который приходил на помощь не только жителям России, но и зарубежных стран.
Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.
А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям, значит, сможет стать спасателем.
3. Поэтапное обсуждение хода решения проблемы
Учитель физики. Живя в мире развивающегося научно-технического прогресса, мы видим передовые технологии и в структурах службы спасения. Сегодня мы с вами наглядно испытаем подобные модели техники в искусственно созданных экстремальных ситуациях. Вы самостоятельно сможете оценить работу роботов:
- на наклонной плоскости, на бревенчатой поверхности, в траншее, на неустойчивом мосту, лестнице;
- по сбору обломков.
Учитель дает инструкцию о ходе работы с машинами-роботами. Учащиеся приступают к выполнению поставленной задачи - испытание роботов на различных участках и видах работ.
4. Оценка действий, знаний и умений. Выводы
По итогам практической части последствий имитации землетрясения выступление учащихся о выявленных причинах выполнения и невыполнения роботами этапов плановой работы.
Дается оценка практической значимости работы роботов в экстремальной ситуации.
5. Рефлексия
- Обмен мнениями о полученном практическом опыте.
- Информационная (приобретение нового знания о работе роботов в экстремальной ситуации).
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля в данном направлении).
Литература
- Электронный журнал Робототехника. 2018 https://mentamore.com/robototexnika/chto-takoe-ekstremalnaya-robototexnika.html
- Групповое применение роботов в экстремальных ситуациях. Организация и управление. Е.И.Юревич. Изд. Известия ТРТУ. Тематический выпуск. ЦНИИ РТК г.Санкт-Петербург. https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovoe-primenenie-robotov-v-ekstremalnyh-situatsiyah-organizatsiya-i-upravlenie/viewer
- Роботы в поисково-спасательных работах. Е.Магид. Изд. Университет Иннополис. Лаборатория интеллектуальных робототехнических систем. 2015 г. https://postnauka.org/video/45295
- Шагающие роботы для спасательных операций. Обзор и анализ существующих моделей // Кибернетика и программирование. - 2021. - № 1. - С. 35 - 73. https://www.e-notabene.ru/kp/article_35862.html