“Природа”, “Экология”, “Окружающая среда” – эти слова стали очень популярны в последнее время. Человеку всегда что-то нужно от природы. Только вот защитить её он не всегда стремится. Каждый день человек пользуется природными ресурсами, истощает их, и, увы, не думает о последствиях своей деятельности. Сколько бы лет ни говорили о гибели природы, человек-разрушитель начинает задумываться о последствиях своей деятельности только тогда, когда стоит перед фактом разрушения, когда спасти что-либо трудно или уже невозможно. Мы должны говорить не о воспитании детей лозунгами типа “не рви”, “не руби”, “не губи” и т.д., а о воспитании экологии человеческой души. Растить душу ребёнка внимательно, осторожно и с любовью – это огромный труд.
Однажды в журнале “Начальная школа” /Л.Д. Бобылёва, О.В. Бобылёва, Экологическое воспитание младших школьников//Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64// я столкнулась с таким мнением об организации кружковой работы: “Кружковую работу в начальной школе целесообразно начинать со II – III классов, когда у детей сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе”. Восемь лет моего педагогического опыта и постоянных наблюдений говорят об обратном. Считаю, что начинать кружковую работу можно и нужно уже с первого класса. Именно в этом возрасте можно легко и ненавязчиво воздействовать на душу ребёнка, ведь в это время младшие школьники любят всех животных /“потому что, они похожи на игрушки”/, все растения /“потому что, они красивы”/. Всё, что окружает маленького человечка, кажется ему добрым и прекрасным, хочется дотянуться до этой красоты, потрогать, взять с собой, чтобы частичка природы находилась рядом. Мы, педагоги, должны быть заинтересованы в том, чтобы красота окружающего мира осталась не завядшим букетом в вазе, а распустившимся цветком доброты в душе ребёнка.
“Экология” становится сейчас важным понятием, которое не должно сводиться к отдельно преподаваемому предмету, а должно проходить красной нитью через всю учебно-воспитательную работу в школе. Поэтому я приняла решение составить свою программу экологического воспитания в начальных классах, которая должна стать для учителя “помощником” как на уроках, так и во внеклассной работе.
Главная проблема, с которой сталкивается учитель, это то, как заинтересовать школьников предметом изучения экологии, чтобы потом говорить о нём, исследовать его, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Как построить работу по экологии в начальной школе, чтобы она давала ребёнку массу ярких впечатлений, вызывала радостные эмоции, заставляла исследовать ещё не познанное и незнакомое?
На данном этапе исследовательской работы моя программа по экологическому воспитанию в начальной школе ещё не завершена, но мне очень хочется поделиться своими наработками с коллегами, если возможно, получить одобрение или совет.
Организовать кружковое занятие по экологии в первом классе одновременно и сложно, и интересно. Действительно, сложно за 15 минут устойчивого внимания шестилетнего ребёнка дать максимум полезной информации, причем чтобы не утомить и в тоже время привить интерес к исследуемому предмету. Зато безумно интересно наблюдать за малышами, когда, решая проблемную ситуацию, они представляют себя на месте животных или растений и находят мудрые объяснения тем или иным экологическим понятиям.
Организуя занятие экологического кружка, придерживаюсь следующих методических принципов:
- Научности, новизны и доступности преподаваемого материала.
- Поиска и активизации мыслительной деятельности учеников.
- Развития игровой и творческой активности младших школьников.
При этом учительский непрерывный монолог должен составлять не более 1 – 2 минут. Беседа на каждом этапе обязательно содержит вопросы, типа: “Как вы думаете? Почему? В чём причина? А если бы на месте “…”, был ты?” И, конечно, нам не обойтись без игры. Это могут быть и игра-рисование, и игра-перевоплощение, и игра-сочинение, и игра-движение ….
В методическую копилку я вкладываю два игровых занятия экологического кружка для первоклассников.
Занятие№ 1.
Тема: “Что такое экология?”
Цель: В доступной форме дать элементарное представление первоклассникам об экологии как науке.
Задачи:
- Познакомить с понятиями: экология, эколог.
- Развивать творческие способности, мышление, речь.
- Воспитывать любовь и уважение к природе.
Оборудование:
- половина листа ватмана для демонстрации на доске,
- альбомные листы,
- краски,
- кисточки и баночки с водой по количеству детей.
Ход занятия
Мир природы так велик,
Красочен и многолик.
Он цветёт, живёт и дышит,
Нас с тобой он видит, слышит…
Будь и ты старательным,
Наблюдай внимательно.
Каждый шелест, каждый звук,
Зверя, небо иль траву
Примечай, мой юный друг,
Тебя “экологом” зовут! /Пятерикова С.Н./
- Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, кто же такой “эколог”.
- Сначала, ответьте на мой вопрос: Любите ли вы природу? Как вы думаете, что такое природа?
Сейчас мы будем рисовать. Что? Я вам пока не скажу. Только прошу вас повторять все действия за мной.
- Положите альбомный лист горизонтально.
- Обмакните кисточку в жёлтый цвет. Нарисуйте в верхнем левом углу жёлтый круг.
- Сполосните кисточку в воде. Обмакните её в зелёный цвет. В средней части листа справа и слева нарисуйте два неровных овала, а по нижнему краю волну.
- Сполосните кисточку в воде. Обмакните её в синий цвет. В верхней части листа – три неровных овала.
- Сполосните кисточку в воде. Обмакните её в красный цвет. Над зелёной волной поставьте красные точки.
- Сполосните кисточку в воде. Обмакните её в коричневый цвет. Соедините коричневой полосой зелёные неровные овалы с зелёной волной.
Должно получиться следующее: приложение 1.
- Ребята, присмотритесь повнимательнее, что вы видите? Правильно, наш рисунок напоминает “домик”. Каждый из нас живёт в доме со стенами, окнами, потолком, крышей, дверью, полом. Но стоит нам выйти за порог такого привычного дома, как мы оказываемся в другом – необъятном, общем, для всех людей доме. Имя этому дому “Природа”. Получается, что мы с вами нарисовали “природный дом”. Попробуйте найти в нём сходство с тем домом, в котором мы с вами живём.
/Деревья – стены; небо, облака – крыша; солнце – лампочка; озеро – ванна; речка – кран; поляна – ковёр; пенёк – стул; гнездо, берлога, норка – спальня; и т д./
- Расскажите, как вы живёте в доме, чем занимаетесь? Соблюдаете ли какие-нибудь правила поведения в доме?
/Играем, готовим кушать, отдыхаем, спим, смотрим телевизор…
Наводим порядок в комнате, выносим ежедневно мусор, стараемся не шуметь, не мешать соседям, не портить мебель…/
- Как вы думаете, а нужны ли правила поведения в природном доме? /Да./
- Какие?
/Прибирать за собой мусор после пикника, не шуметь в лесу, не мешать животным, не ломать ветки…/
- Ребята, кто в общем “природном доме” наши соседи? /Все животные/
- Как нужно жить с соседями? Почему?
/Вежливо общаться, не ругаться, не занимать их жильё, помогать, если они нуждаются в помощи. Потому что жить приятно в уважении и мире./
- Природа – это особый дом. Внутри него всё тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с водой, землёй, солнцем, воздухом. Если эти связи нарушить, то разрушится и наш “природный дом”. Чтобы этого не произошло, мы должны научиться жить в гармонии природой, умело и бережно использовать её богатства, не вредить, находящимся по соседству растениям и животным, соблюдать правила поведения в природном доме. А поможет нам в этом “экология”, что в переводе с греческого и обозначает: наука /учение/о доме. Значит, кто такой “эколог”?
/Это человек, который изучает науку “экологию” и защищает “природный дом”/
- Готовы ли вы быть экологами? Хотите ли изучать природу, узнавать о ней новое, интересное? Сможете ли вы стать её помощниками, защитниками? /Да./
Наша Планета – Земля –
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята! /Л. Савчук/
Мне очень хочется, чтобы вы не забывали об этом. Спасибо вам! Встретимся на следующем занятии.
Занятие № 2.
Тема: “Не рубите, люди, ёлок”.
Цель: На основе рассказа о жизни дерева “ель” приобщать младших школьников к природоохранной деятельности.
Задачи:
- Познакомить со связью дерева “ель” с животными леса, а так же с её использованием в жизни человека.
- Развивать логическое мышление, творческие и художественные способности.
- Формировать умение определять причинно-следственные связи в природе.
- Воспитывать стремление охранять природу.
Оборудование:
- плакат с изображением ели,
- картинки животных (белка, дятел, клёст, заяц, мышь),
- альбомные листы,
- цветные карандаши или фломастеры по количеству детей.
Ход занятия
- Ребята, сегодня у нас в гостях лесная красавица, угадайте, о чём речь.
Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Конечно же, это ёлочка. /Вывешивается красочное изображение ели./
Это дерево знакомо вам с самого детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие сказочные герои. Потому что даже жарким летом в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал увеличиваться, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу.
Всё ли мы знаем про ёлочку?
- Скажите ребята, чем отличается ёлочка от
берёзки?
/У ели иголочки-хвоинки, а у берёзы листочки/. - А какие деревья мы можем назвать родственниками
ёлочки?
/Родственники должны быть похожи, значит, это все те, кто имеет иголочки: сосна, лиственница, кедр/. - Давайте подумаем, с кем из животных леса дружит ёлочка и почему?
ЗАЯЦ – под большими еловыми ветками-лапами он находит себе убежище.
Многих ель угощает своими шишками. В каждой шишке бывает до 200 семян. О том, кто лакомится семенами ели, расскажут сами шишки.
Вот зажатая в небольшой щели пенёчка наполовину разбитая шишка. А рядом груда уже “обработанных”. Это кузница ДЯТЛА.
Чуть дальше валяется шишка, у которой наружные половинки чешуек обгрызены, превращены в труху. Это поработала МЫШЬ.
У некоторых шишек чешуйки отогнуты, а некоторые разорваны вдоль, значит, они побывали в клювах КЛЕСТОВ.
БЕЛКА тоже любит еловые шишки. И у неё тоже свой “почерк”. Шишка, у которой остался голый стерженёк, побывала у белки: если она грызла шишку на дереве, то чешуйки разбросаны вокруг; если лущила внизу, сложены аккуратной кучкой.
Давайте немного отдохнём и изобразим всех друзей ёлочки. Учитель читает стихотворение и показывает движения.
Ёлка-красавица выросла в лесу,
Звери спасаются, в гости к ней бегут.
Зайка-трусишка к ёлочке в припрыжку.
Белка страха не знает, с ветки на ветку летает.
Дятел в гости прилетел, шишку скушать захотел.
И малютка мышка в норку тянет шишку.
Вот так ёлка, вот так диво,
Всем наша ёлочка угодила. /Пятерикова С.Н./
Размялись, отдохнули, а теперь послушайте стихотворение.
Выросла ёлка в лесу на горе,
У неё иголки зимой в серебре.
У неё на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.
Жил под ёлкой зайка с зайчихой своей.
Прилетела стайка чечёток с полей.
Приходили к ёлке волки зимой.
Не везли мы ёлку из лесу домой.
Нарядили ёлку в красивый наряд –
На густых иголках льдинки горят.
Началось веселье, песни и пляс.
Хорошо нам, ёлка, – праздник у нас! /Е. Трутнева. “Ёлка”/
Ребята, а почему дети не стали ёлочку срубать, а нарядили её прямо в лесу? Правильно ли они сделали?
А знаете ли вы, что если спилить дерево ели, то на спиле можно увидеть годичные кольца. Иногда их количество достигает 300 и даже 400. Это обозначает, что дерево прожило на Земле 300 лет, целых 300 лет помогало человеку дышать, очищало воздух от углекислого газа, согревало и кормило ленных жителей. Человек, который, не задумываясь, срубает такое дерево, не понимает всех последствий произошедшего. Представьте, что каждая семья захочет срубить ёлку на праздник…Что станет с еловым лесом? Что станет с животными и птицами?
Конечно, человек нарядит ёлку, порадуется всего 2 недели, выбросит её, а лесные жители будут страдать. Как же быть, если и ёлку хочется на праздник дома увидеть, и рубить живую нельзя? Правильно, можно дома поставить и нарядить искусственную ёлочку. Подумайте, а чем искусственная ёлочка может быть лучше живого дерева?
О чём вы можете попросить других людей, которые не знают того, что вы узнали про ёлочку? Какой знак можно нарисовать при входе в лес?
Вот девиз нашего занятия: “Не рубите, люди, ёлок!”. Приложение 2.
Да, ель – дерево щедрое к людям. Ель даёт людям и ценный строевой лес, и высокосортную бумагу, искусственный шелк и целлофан, картон и киноплёнку, автомобильные покрышки, спирт и кормовые дрожжи, глицерин и лекарства. Из ели делают музыкальные инструменты и искусственную кожу и ещё много других полезных вещей. Будем и мы щедры к ёлочке, подарим ей жизнь на долгие годы.
Теперь давайте порадуем ёлочку, вспомним и споём о ней песенки.
Нарисуйте на листочках, какой вы представляете себе ёлочку. Пусть на ваших рисунках она будет самой красивой и нарядной.
Литература:
- Бобылёва Л.Д., Бобылёва О.В., Экологическое воспитание младших школьников/ Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64./
- Дмитриев Ю, Хрестоматия юного натуралиста /Авт.-сост. В.М. Вдовиченко – Мн.: ООО “Юнипресс”, 2001. – с.11./