Материалы для олимпиады школьников по экологии. 8–9-е классы

Разделы: Экология


Обучаясь в старшей школе, учащиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Для учеников средней школы такой возможности нет. Данные материалы могут использоваться преподавателями школ  для проведения олимпиады среди учеников средней школы.

Олимпиада включает в себя 4 тура заданий, сложность которых повышается на каждом последующем и является продолжением заданиям, опубликованным на сайте в 2012 году. По усмотрению учителя олимпиаду можно проводить по турам, а можно дать как одно целое. 

1 тур

1. В экологии не используется следующий метод:

а) полевые наблюдения;

б) математическое моделирование;

в) гибридологический;

г) эксперимент.

2. Последствиями выпадения кислотных осадков не является:

а)  усиление коррозии металлов;

б) закисление озер и гибель гидробионтов;

в) эвтрофикация водоемов и усиленное развитие фитопланктона;

г) гибель хвойных и поражение лиственных лесов.

3. Линька птиц и перелет в теплые страны связаны с:

а) понижением температуры воздуха;

б) изменением влажности воздуха;

в) изменением продолжительности дня;

г) изменением климата.

4. Сильное освещение прямыми солнечными лучами хуже всего переносят:

а) мезофиты;

б) сциофиты;

в) гелиофиты;

г) пирофиты.

5. Популяция обладает рядом показателей, которые характеризуют ее как группу в целом. К этим показателям не относятся:

а) численность и плотность;

б) рождаемость, смертность, возрастной и половой состав;

в) число хищников, питающихся особями данной популяции;                            

г) скорость расселения популяции.

6. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:

а) весенние разливы рек;

б) вырубка леса;

в) внесение в почву удобрений;

г) осушение болот.

7. Отметьте сумму факторов, определяющих жизнь:

а) минеральные соли, рельеф;

б) температура, вода, свет;

в) влияние человека;

г) климат, почва.

8. Под биотическим фактором понимают:

а) сумму воздействия живых организмов;

б) воздействие человека на организмы;

в) факторы неживой природы

г) деятельность человека и неживой природы.

9. Фотопериодизм — это реакция организма на изменение:

а) температуры воздуха;

б) влажности воздуха;

в) соотношения дня и ночи;

г) солености воды.

10. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:

а) оптимальным;

б) экологическим;

в) минимальным;

г) ограничивающим.

11. Приспособления растений к перезимовке заключаются в:

а) увеличение количества воды в тканях (для предотвращения обезвоживания);

б) накопление углеводов в клетках (приводящее к связыванию воды);

в) увеличение тока ассимиляторов;

г) накопление минеральных веществ.

12. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как

а) суккуленты;

б) кустарники;

в) лианы;

г) стланики.

13. Назовите причины возникновения смога:

а) наличие в атмосфере высокой концентрации оксида азота и углеродов, интенсивная солнечная радиация, безветрие.

б) солнечная радиация, запыленность и загазованность.

в) сжигание топлива, загрязнение воздуха СО2.

г) все перечисленное.

14. Наличие у наземных растений развитых механических тканей является приспособлением к:

а) рассеянной солнечной энергии;

б) недостатку или избытку влаги в окружающей среде;

в) низкой плотности воздуха;

г) поглощении питательных веществ из почвенного раствора

15. Основным принципом устойчивости экосистем является:

а) наличие энергетических источников;

б) наличие достаточного количества продуцентов;

в) круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии;

г) размер или объем экосистемы

2 тур

1. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате  эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:

а) оцепенение;

б) запасание корма;

в) перемещение в теплые районы;

г) изменение окраски.

2. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции;

в) анабиоза;

г) адаптации. 

3. Закон ограничивающего фактора установил:

а) В.И. Сукачев;

б) Ю. Либих;

в) Э. Геккель;

г) Ч. Дарвин.

4. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:

а) 10 особей;

б) 10 штук/год;

в) 10 особей/м2    

г) 10 тонн/га в год.

5. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется;

г) в одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.

6. Какое море, омывающее берега России, сильнее других пострадало от перевылова (перепромысла) рыбы и стоит на грани экологической катастрофы:

а) Японское;

б) Баренцево;

в) Карское;

г) Чукотское.

7. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов – это:

а) интенсивность фотосинтеза;

б) передача энергии по пищевой цепи;

в) биологическая продуктивность;

г) скорость размножения.

8. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:

а) нейтрализм;

б) аменсализм;

в) мутуализм;

г) протокооперация.

9. К экологической группе фильтраторов относят:

а) планарию молочно-белую;

б) перловицу обыкновенную;

в) форель ручьевую;

г) тритона обыкновенного.

10. Закон Гаузе имеет следующую формулировку:

а) невозможно длительное совместное выживание двух видов с близкими экологическими требованиями;

б) взаимосвязи двух и более видов, близких по экологическим требованиям, позволяют им выжить;

в) два и более вида,  живущие на одной территории, всегда находятся в конкурентных отношениях друг с другом;

г) виды, проживающие совместно, не всегда конкурируют друг с другом.

11. Гигрофилы – это:

а) растения, приспособленные к обитанию в условиях избыточной влажности;

б) растения умеренно увлажненных мест;

в) влаголюбивые животные;

г) водные животные.

12. Из перечисленных растений выберите те, которые являются индикаторами среднего (умеренного) плодородия почв:

а) малина, иван-чай, таволга, чистотел, валериана;

б) брусника, наземные лишайники, кошачья лапка, клюква;

в) солянка, солерос, тамариск;

г) майник двулистный, медуница мягчайшая, купальница европейская, грушанка круглолистная.

13. В ельнике-черничнике чаще других встречаются:

а) мухоловка-пеструшка и сойка;

б) кабан и росомаха;

в) пеночка-теньковка и синичка-гаичка;

г) синица-лазоревка и желудевый долгоносик.

14. Степень воздействия атмосферных загрязнителей на состояние листьев и других органов растений определяется соотношением двух противоположно направленных процессов:

а) поглощения и выделения атмосферной влаги и углекислого газа;

б) синтеза и распада запасных питательных веществ;

в) поступления углекислого газа и выделения энергии в виде тепла;

г) поступления токсичных веществ и их нейтрализации.

15. Основателем международной неправительственной организации «Римский клуб» является:

а) Д. Медоуз;

б) Ю.Одум;

г) Д. Перотти;

д) А. Печчеи.

3 тур

Задача 1.

Натуралисты прошлого века, наблюдая за поведением змей, полагали, что мать охраняет кладку яиц, обвившись вокруг нее.  Но измерив температуру между кольцами «сидящей» на яйцах самки, поняли, что она не только охраняет, а и греет, и высиживает. Каким образом, ведь питон холоднокровное существо?

Задача 2.

Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Объясните поведение этих животных.

Задача 3.

У всего живого на Земле есть периоды подъема (активизации) и спада (сна, упадка сил). Они  чередуются в строго определенном порядке, полностью согласуясь с ритмами Космоса. Эти периоды называются биологическими ритмами (биоритмами).  Какие биоритмы различают по времени и источнику возникновения?

Задача 4.

Выберите  правильный ответ из предложенных, аргументировано объясните свой ответ, объясните, почему остальные ответы являются ошибочными.

В  чем  проявляется участие  функциональных  групп  организмов  в биосфере? Объясните роль каждой из них в структуре биосферы.

а) растения, животные, грибы и бактерии формируют состав биосферы;

б) продуценты, консументы и редуценты участвуют в круговороте веществ биосферы;

в) различные виды функциональных групп организмов образуют пищевые цепи и способствуют круговороту веществ в биосфере.

Задача 5.

Выберите  правильный ответ из предложенных, аргументировано объясните свой ответ, объясните, почему остальные ответы являются ошибочными.

Последние представители тарпанов в южнорусских степях исчезли:

а) ещё в середине XVIII века в связи с активной военной политикой Российского государства по присоединению Крыма;

б) в 30-х годах ХХ века при строительстве каскада плотин на р. Днепр;

в) из-за интенсивной распашки степей в конце ХIХ века;

г) вследствие загрязнения полей избыточным количеством минеральных удобрений и пестицидов.

4 тур

Решите экологическую задачу.

В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет около 200 кг кислорода.

За год 1 га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя ценные для человека вещества фитонциды, способные убивать болезнетворные микробы.

В сутки 1 га леса дает 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе.

В сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа.

Подсчитайте для леса площадью 40 га массу поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за месяц. Какому числу людей хватит выделяемого этим лесом кислорода?

Количество баллов за олимпиаду:

№ тура

Количество баллов

1 тур

15

2 тур

30

3 тур

Общее число баллов – 19 баллов.

1-3 задание: 9 баллов (по 3 за каждое).

4-5 задание: 10 баллов (по 5 за каждое).

4 тур

10 баллов

Общее число баллов

74 балла