ЗАО «Крисмас+» приняло участие в работе VII Межрегиональной экологической экспедиции конкурса «Учитель года», которая состоялась с 1 по 15 июля 2008 г в Карачаево-Черкесской Республике, на территории Тебердинского государственного биосферного заповедника.
Экспедиция организуется ежегодно на протяжении 7 лет в разных регионах России. Экспедиция 2008 года организована по инициативе организаций: «Учительская газета», Межрегиональный клуб «Учитель года», Московский центр педагогического мастерства, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Федеральное агентство по образованию Российской Федерации (Письмо Заместителя Руководителя Рособразования № 2212/12-14 от 12.12.2007 г.). В ней принимали участие учителя – победители конкурсов «Учитель года» из Москвы, Республики Коми, Республики Адыгея, Республики Карачаево-Черкессия, Республики Алтай, Краснодарского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Калужской, Владимирской, Новгородской, Белгородской, Новосибирской, Вологодской, Волгоградской, Омской, Нижегородской, Смоленской, Тульской, Астраханской областей, а также группы школьников 8 - 11 классов из тех же регионов.
Методист учебного центра ЗАО «Крисмас+» принимал активное участие в работе экспедиции с 9 по 12 июля. В эти дни были проведены:
- Мастер-класс «Полевой экологический практикум и учебно-исследовательская деятельность школьников» для педагогов - руководителей команд школьников, заинтересованных специалистов.
- Работа со специализированными группами школьников по теме «Полевой экологический практикум и учебно-исследовательская деятельность».
- Индивидуальные консультации, запись материалов на компакт-диски, прием заявок на приобретение продукции, свободное общение с педагогами-руководителями команд.
Ниже представлено рекомендуемое материально-техническое и методическое обеспечение учебно-научной деятельности в рамках направлений экспедиции, рекомендованное учебным центром ЗАО «Крисмас+» из состава учебно-методического комплекса «Экологический практикум».
Направление «Исследование почв»
Комплектное оборудование
1) Ранцевая лаборатория контроля почвы «РПЛ-почва».
Рисунок 1
2) Мини-экспресслаборатория "Пчелка-У\почва".
Рисунок 2
3) Мини-экспресслаборатория "Пчелка-У\хим".
Рисунок 3
4) Комплект-практикум экологический "КПЭ".
Рисунок 4
5) Тест-системы.
Рисунок 5
6) Тест-комплекты.
Рисунок 6
7) Класс-комплект лаборатория "ЭХБ".
Рисунок 7
8) Полевые комплектные лаборатории "НКВ".
Рисунок 8
Учебно-методическая литература
1) Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.
Рисунок 9
2) Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство.
Рисунок 10
3) Комплексная экологическая практика школьников и студентов. (Рисунок 11. Можно получить по запросу у автора статьи.)
4) Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса.
Рисунок 12
5) Руководство по применению мини-экспресслаборатории «Пчелка-У» и ее модификаций при учебных экологических исследованиях.
Рисунок 13
Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Исследование почв» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).
- Мониторинг экологической оценки почвенного покрова.
- Влияние хлорида натрия на растения и почву.
- Оценка экологического состояния почв в Невском р-не СПб на территории, прилегающей к КАД.
- Загрязнение дерново-подзолистой суглинной почвы нефтепродуктами и возможность ее реабилитации.
- Изучение влияния загрязненности почв тяжёлыми металлами на рост растений.
Направление «Исследование физико-химических свойств глины»
Комплектное оборудование
1) Ранцевая лаборатория контроля почвы «РПЛ-почва». (См. Рисунок 1.)
2) Тест-комплект «Алюминий».
Рисунок 14
Учебно-методическая литература
1) Комплексная экологическая практика школьников и студентов.
2) Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. (См. Рисунок 10.)
3) Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. (См. Рисунок 9.)
Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Исследование физико-химических свойств глины»
- Исследование зависимости свойств глины от содержания алюминия.
- Исследование зависимости свойств глины от физико-химических показателей.
Направление «Геоботаническое описание растительности»
Учебно-методическая литература.
1) Комплексная экологическая практика школьников и студентов.
2) Лишайники: удивительные организмы и индикаторы состояния окружающей среды.
Рисунок 15
Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Геоботаническое описание растительности» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»)
- Мониторинговые наблюдения за ельником-зеленомошником в заказнике «Кургальский».
- Оценка видового состава зеленых насаждений парка Монрепо.
- Изучение видового состава лишайников музея-заповедника «Парк Монрепо».
Направление «Биоиндикация и биомониторинг»
Комплектное оборудование
1) Ранцевая полевая лаборатория исследования водоемов "НКВ-Р".
Рисунок 16
2) Сачок гидробиологический.
Рисунок 17
Учебно-методическая литература
1) Комплексная экологическая практика школьников и студентов.
2) Лишайники: удивительные организмы и индикаторы состояния окружающей среды. (См. Рисунок 15.)
3) Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса. (См. Рисунок 12.)
4) Руководство по оценке экологического состояния малых рек.
Рисунок 18
Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Биоиндикация и биомониторинг» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).
- Гидробиологическое исследование обстановки вод реки Оккервиль.
- Оценка степени нарушенности экосистемы болота на острове Высоцкий под влиянием антропогенных факторов.
- Влияние условий среды на особенности лишайникового покрова.
- Оценка экологического состояния Суздальских озер по зоопланктону.
Направление «Климатологический мониторинг»
Пробы влажных осадков чрезвычайно чувствительны к загрязнению атмосферного воздуха. Поэтому гидрохимические исследования в совокупности с климатическими могут выявить источники и степень загрязненности атмосферного воздуха.
Комплектное оборудование
1) Тест-комплекты. (См. Рисунок 6.)
2) Мини-экспресслаборатория "Пчелка-У/хим". (См. Рисунок 3.)
3) Комплектные полевые лаборатории «НКВ». (См. Рисунок 8.)
Учебно-методическая литература
1) Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами.
Рисунок 19
2) Индикаторные трубки и газоопределители.
3) Руководство по применению мини-экспресслаборатории «Пчелка-У» и ее модификаций при учебных экологических исследованиях. (См. Рисунок 13.)
Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Климатологический мониторинг» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).
- Исследование кислотности атмосферных осадков.
- Исследование содержания свинца в снеговом покрове.
- Исследование загрязненности свежевыпавшего снега.
- Изучение гидрохимических показателей атмосферных осадков.
Направление «Химический анализ минеральных ресурсов»
Комплектное оборудование
1) Тест-комплекты. (См. Рисунок 6.)
2) Полевые комплектные лаборатории «НКВ». (См. Рисунок 8.)
Учебно-методическая литература
1) Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами.
2) Руководство по оценке экологического состояния малых рек.
3) Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.
Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Химический анализ минеральных ресурсов» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»)
- Химический состав растворенных веществ в воде Ладожского озера в парке «Ладожские шхеры».
Направление «Гидрологический мониторинг»
Важнейшим гидрологическим показателем водотока является его сток. В комплексе с гидрохимическим мониторингом он позволяет вычислять количество растворенных веществ, которое выносит водоток за определенный промежуток времени (месяц, год и т.д.)
Комплектное оборудование
1) Тест-комплекты. (См. Рисунок 6.)
2) Мини-экспресслаборатория «Пчелка-У». (См. Рисунок 3.)
3) Ранцевая полевая лаборатория исследования водоемов «НКВ-Р». (См. Рисунок 16.)
4) Полевые комплектные лаборатории «НКВ». (См. Рисунок 8.)
Учебно-методическая литература
1) Комплексная экологическая практика школьников и студентов.
2) Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. (См. Рисунок 19.)
3) Руководство по оценке экологического состояния малых рек. (См. Рисунок 18.)
4) Руководство по применению мини-экспресслаборатории «Пчелка-У» и ее модификаций при учебных экологических исследованиях. (См. Рисунок 13.)
Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Гидрологический мониторинг» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).
- Динамика экологического состояния водных объектов восточной части бассейна озера Капшозеро.
- Антропогенное воздействие на родники в районе озера Долгозеро.
- Комплексное исследование участка реки Авлога для выявления влияния на неё Невской птицефабрики.
Направление «Радиационный мониторинг»
Учебно-методическая литература
- Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности (8-11 классы).
Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Радиационный мониторинг» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»)
- Программа действий для населения и школьников Лебяжья в условиях радиоактивного загрязнения водовода посёлка.
- Изучение радиационного аспекта экологического состояния окружающей среды в г. Высоцке.
Направление «Автономное существование в природе»
Комплектное оборудование
1) Полевые комплектные лаборатории «НКВ». (См. Рисунок 8.)
2) Санитарно-пищевая мини-экспресслаборатория «СПЭЛ».
Рисунок 20
3) Мини-экспресслаборатория «Пчелка-У». (См. Рисунок 3.)
Учебно-методическая литература
1) Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. (См. Рисунок 19.)
2) Руководство по применению мини-экспресслаборатории «Пчелка-У» и ее модификаций при учебных экологических исследованиях. (См. Рисунок 13.)
Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Автономное существование в природе» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).
- Исследование содержания нитратов в овощах.
- Исследование эффективности очистки питьевой воды фильтром «Гейзер -3».
- Исследование химического состава минеральной воды.
- Источники питьевой воды в поселке Мартышкино.