Материально-техническое и методическое оснащение различных направлений экологической экспедиции на примере VII Международной экологической экспедиции конкурса "Учитель года"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


ЗАО «Крисмас+» приняло участие в работе VII Межрегиональной экологической экспедиции конкурса «Учитель года», которая состоялась с 1 по 15 июля 2008 г в Карачаево-Черкесской Республике, на территории Тебердинского государственного биосферного заповедника.

Экспедиция организуется ежегодно на протяжении 7 лет в разных регионах России. Экспедиция 2008 года организована по инициативе организаций: «Учительская газета», Межрегиональный клуб «Учитель года», Московский центр педагогического мастерства, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Федеральное агентство по образованию Российской Федерации (Письмо Заместителя Руководителя Рособразования № 2212/12-14 от 12.12.2007 г.). В ней принимали участие учителя – победители конкурсов «Учитель года» из Москвы, Республики Коми, Республики Адыгея, Республики Карачаево-Черкессия, Республики Алтай, Краснодарского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Калужской, Владимирской, Новгородской, Белгородской, Новосибирской, Вологодской, Волгоградской, Омской, Нижегородской, Смоленской, Тульской, Астраханской областей, а также группы школьников 8 - 11 классов из тех же регионов.

Методист учебного центра ЗАО «Крисмас+» принимал активное участие в работе экспедиции с 9 по 12 июля. В эти дни были проведены:

  • Мастер-класс «Полевой экологический практикум и учебно-исследовательская деятельность школьников» для педагогов - руководителей команд школьников, заинтересованных специалистов.
  • Работа со специализированными группами школьников по теме «Полевой экологический практикум и учебно-исследовательская деятельность».
  • Индивидуальные консультации, запись материалов на компакт-диски, прием заявок на приобретение продукции, свободное общение с педагогами-руководителями команд.

Ниже представлено рекомендуемое материально-техническое и методическое обеспечение учебно-научной деятельности в рамках направлений экспедиции, рекомендованное учебным центром ЗАО «Крисмас+» из состава учебно-методического комплекса «Экологический практикум».

Направление «Исследование почв»

Комплектное оборудование

1) Ранцевая лаборатория контроля почвы «РПЛ-почва».

Рисунок 1

2) Мини-экспресслаборатория "Пчелка-У\почва".

Рисунок 2

3) Мини-экспресслаборатория "Пчелка-У\хим".

 

Рисунок 3

4) Комплект-практикум экологический "КПЭ".

Рисунок 4

5) Тест-системы.

Рисунок 5

6) Тест-комплекты.

Рисунок 6

7) Класс-комплект лаборатория "ЭХБ".

Рисунок 7

8) Полевые комплектные лаборатории "НКВ".

Рисунок 8

Учебно-методическая литература

1) Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.

Рисунок 9

2) Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство.

Рисунок 10

3) Комплексная экологическая практика школьников и студентов. (Рисунок 11. Можно получить по запросу у автора статьи.)

4) Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса.

Рисунок 12

5) Руководство по применению мини-экспресслаборатории «Пчелка-У» и ее модификаций при учебных экологических исследованиях.

Рисунок 13

Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Исследование почв» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).

  • Мониторинг экологической оценки почвенного покрова.
  • Влияние хлорида натрия на растения и почву.
  • Оценка экологического состояния почв в Невском р-не СПб на территории, прилегающей к КАД.
  • Загрязнение дерново-подзолистой суглинной почвы нефтепродуктами и возможность ее реабилитации.
  • Изучение влияния загрязненности почв тяжёлыми металлами на рост растений.

Направление «Исследование физико-химических свойств глины»

Комплектное оборудование

1) Ранцевая лаборатория контроля почвы «РПЛ-почва». (См. Рисунок 1.)

2) Тест-комплект «Алюминий».

 

Рисунок 14

Учебно-методическая литература

1) Комплексная экологическая практика школьников и студентов.

2) Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. (См. Рисунок 10.)

3) Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. (См. Рисунок 9.)

Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Исследование физико-химических свойств глины»

  • Исследование зависимости свойств глины от содержания алюминия.
  • Исследование зависимости свойств глины от физико-химических показателей.

Направление «Геоботаническое описание растительности»

Учебно-методическая литература.

1) Комплексная экологическая практика школьников и студентов.
2) Лишайники: удивительные организмы и индикаторы состояния окружающей среды.

Рисунок 15

Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Геоботаническое описание растительности» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»)

  • Мониторинговые наблюдения за ельником-зеленомошником в заказнике «Кургальский».
  • Оценка видового состава зеленых насаждений парка Монрепо.
  • Изучение видового состава лишайников музея-заповедника «Парк Монрепо».

Направление  «Биоиндикация и биомониторинг»

Комплектное оборудование

1) Ранцевая полевая лаборатория исследования водоемов "НКВ-Р".

Рисунок 16

2) Сачок гидробиологический.

Рисунок 17

Учебно-методическая литература

1) Комплексная экологическая практика школьников и студентов.
2) Лишайники: удивительные организмы и индикаторы состояния окружающей среды. (См. Рисунок 15.)
3) Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса. (См. Рисунок 12.)
4) Руководство по оценке экологического состояния малых рек.

Рисунок 18

Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Биоиндикация и биомониторинг» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).

  • Гидробиологическое исследование обстановки вод реки Оккервиль.
  • Оценка степени нарушенности экосистемы болота на острове Высоцкий под влиянием антропогенных факторов.
  • Влияние условий среды на особенности лишайникового покрова.
  • Оценка экологического состояния Суздальских озер по зоопланктону.

Направление «Климатологический мониторинг»

Пробы влажных осадков чрезвычайно чувствительны к загрязнению атмосферного воздуха. Поэтому гидрохимические исследования в совокупности с климатическими могут выявить источники и степень загрязненности атмосферного воздуха.

Комплектное оборудование

1) Тест-комплекты. (См. Рисунок 6.)
2) Мини-экспресслаборатория "Пчелка-У/хим". (См. Рисунок 3.)
3) Комплектные полевые лаборатории «НКВ». (См. Рисунок 8.)

Учебно-методическая литература

1) Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами.

Рисунок 19

2) Индикаторные трубки и газоопределители.
3) Руководство по применению мини-экспресслаборатории «Пчелка-У» и ее модификаций при учебных экологических исследованиях. (См. Рисунок 13.)

Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Климатологический мониторинг» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).

  • Исследование кислотности атмосферных осадков.
  • Исследование содержания свинца в снеговом покрове.
  • Исследование загрязненности свежевыпавшего снега.
  • Изучение гидрохимических показателей атмосферных осадков.

Направление «Химический анализ минеральных ресурсов»

Комплектное оборудование

1) Тест-комплекты. (См. Рисунок 6.)
2) Полевые комплектные лаборатории «НКВ». (См. Рисунок 8.)

Учебно-методическая литература

1) Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами.
2) Руководство по оценке экологического состояния малых рек.
3) Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.

Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Химический анализ минеральных ресурсов» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»)

  • Химический состав растворенных веществ в воде Ладожского озера в парке «Ладожские шхеры».

Направление «Гидрологический мониторинг»

Важнейшим гидрологическим показателем водотока является его сток. В комплексе с гидрохимическим мониторингом он позволяет вычислять количество растворенных веществ, которое выносит водоток за определенный промежуток времени (месяц, год и т.д.)

Комплектное оборудование

1) Тест-комплекты. (См. Рисунок 6.)
2) Мини-экспресслаборатория «Пчелка-У». (См. Рисунок 3.)
3) Ранцевая полевая лаборатория исследования водоемов «НКВ-Р». (См. Рисунок 16.)
4) Полевые комплектные лаборатории «НКВ». (См. Рисунок 8.)

Учебно-методическая литература

1) Комплексная экологическая практика школьников и студентов.
2) Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. (См. Рисунок 19.)
3) Руководство по оценке экологического состояния малых рек. (См. Рисунок 18.)
4) Руководство по применению мини-экспресслаборатории «Пчелка-У» и ее модификаций при учебных экологических исследованиях. (См. Рисунок 13.)

Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Гидрологический мониторинг» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).

  • Динамика экологического состояния водных объектов восточной части бассейна озера Капшозеро.
  • Антропогенное воздействие на родники в районе озера Долгозеро.
  • Комплексное исследование участка реки Авлога для выявления влияния на неё Невской птицефабрики.

Направление «Радиационный мониторинг»

Учебно-методическая литература

  • Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности (8-11 классы).

Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Радиационный мониторинг» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»)

  • Программа действий для населения и школьников Лебяжья в условиях радиоактивного загрязнения водовода посёлка.
  • Изучение радиационного аспекта экологического состояния окружающей среды в г. Высоцке.

Направление «Автономное существование в природе»

Комплектное оборудование

1) Полевые комплектные лаборатории «НКВ». (См. Рисунок 8.)
2) Санитарно-пищевая мини-экспресслаборатория «СПЭЛ».

Рисунок 20

3) Мини-экспресслаборатория «Пчелка-У». (См. Рисунок 3.)

Учебно-методическая литература

1) Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. (См. Рисунок 19.)
2) Руководство по применению мини-экспресслаборатории «Пчелка-У» и ее модификаций при учебных экологических исследованиях. (См. Рисунок 13.)

Примеры исследовательских работ по итогам деятельности направления «Автономное существование в природе» (тематика работ приведена на примере Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»).

  • Исследование содержания нитратов в овощах.
  • Исследование эффективности очистки питьевой воды фильтром «Гейзер -3».
  • Исследование химического состава минеральной воды.
  • Источники питьевой воды в поселке Мартышкино.