Формированию экологической культуры, экологического мировоззрения у обучающихся очень сильно способствуют практические формы и методы обучения. Существует много вариантов экологического образования практической направленности: школьные и внешкольные экологические объединения, внеурочная деятельность (экскурсия, конкурсы, исследовательская деятельность и др.), экологические тропы, экологические лагеря. Многие из приведенных вариантов нам хорошо известны, но многие из них нельзя полноценно реализовать в рамках урока.
Для меня наиболее интересным являются именно экологический лагерь, мало описанная в научной и методической литературе форма организации экологического образования обучающихся.
В данной работе я попытался разработать методику проведения экологических лагерей на основе своего большого практического опыта по проведению мероприятий экологической направленности, в том числе как организатора экологических лагерей.
Подготовка данной работы была осуществлена благодаря поддержке руководителя Кузбасской общественной эколого-краеведческой организации “Кузбасс-ЭКрО” Андреевой Оксаной Сергеевной, к.г.н., доцента кафедры основ медицинских знаний и экологии Кузбасской государственной педагогической академии.
Цель работы: внедрение экологического образования и воспитания через организацию содержательного досуга обучающихся на базе экологического лагеря, в дни отдыха и в дни школьных каникул.
В ходе изысканий мной были поставлены следующие задачи:
- разработать методику проведения экологических лагерей,
- по возможности упростить и структуризировать алгоритм проведения экологического лагеря,
- создать оптимальный шаблон по организации экологических лагерей на территории природного памятника природы.
- провести рефлексию по проведенным экологическим лагерям, например “КуЭСТ” на территории памятника природы “Катунские утесы”.
Любой комплексный памятник природы на территории своей местности.
В данной работе в качестве примера рассматривается комплексный памятник природы “Катунские утесы”, расположенный на юге Кемеровской области в Горной Шории.
Участники – учащиеся 8–11-х классов.
Что такое экологический лагерь
В методической литературе нет четкого определения понятия экологический лагерь.
На основе анализа научной литературы мной был выведен термин “экологический лагерь”, хочу отметить, что это мое понимание данного термина.
“Экологический лагерь – это временная стоянка, под открытым небом, в палатках, в котором проводятся мероприятия экологической направленности и носящие оздоровительный характер. Лагерь проводится в каникулярное время с обучающимися разного возраста”.
В экологическом лагере предусматривается ситуация, когда весь коллектив увлечен более глубоким изучением экологии и практическим подкреплением знаний, полученных на уроках, в стенах школы. Формируются навыки самостоятельных исследований по изучению состояния окружающей природной среды своей местности, выявлению и оценке влияния на нее деятельности человека, что помогает обосновать необходимость конкретных природоохранительных мер на обследуемой территории. Школьники по возможности оказывают помощь по защите, уходу и улучшению природного окружения, а также изучают формы пропаганды идей охраны природы. Кроме этого также организуется содержательный досуг и здоровый отдых учащихся в дни отдыха и в дни школьных каникул.
Методика организации работы экологического лагеря
Первое, у экологического лагеря должно быть название, как правило, название должно хоть немного быть связано с особенностями этого памятника природы, допустим памятник природы “Катунские утесы” – экологический лагерь “КуЭСТ”, название объясняется очень легко, так как этот памятник в геоморфологической особенности форме рельефа называется куэстом.
Куэст (от испан. cuesta – откос, склон горы) – форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами: пологим и крутым. Куэсты являются выходами на поверхность моноклинальных слоёв горных пород относительно высокой твёрдости, образованные путём денудации.
Под чисто географическое название при желании можно подвести оригинальную расшифровку с экологическим уклоном, например “КуЭСТ” – Кузнецкий Экологический Стан Туристов.
Во-вторых, любой экологический лагерь ограничен количеством учащихся в норме – 15 человек. Такое ограничение по количеству участников можно объяснить прежде всего тем, что детей можно разбить на две малые группы, которые будут заниматься отдельно, но с определенной программой. Возникает вопрос, 15 плохо делиться на 2, и две малых группы не получатся, на самом деле это не так, 3 учащихся остаются в лагере дежурными и выполняют какие–либо работы связные с бытом лагеря.
В-третьих, у каждого экологического лагеря есть, четко поставленная цель и задачи по достижению этой цели.
В-четвертых, направление работы. Направления в работе экологических лагеря может быть самое разнообразное, все зависит от того, какой это памятник природы, вариантов очень много. Есть памятники природы:
- ботанические,
- исторические (религиозные и культурные),
- геологические,
- геоморфологические,
- гидрологические,
- палеонтологические,
- комплексные и др.
И отсюда возникает пятое – программа экологического лагеря. Желательно чтоб программа была обширная и разнообразная. Экологический лагерь – это не узконаправленный процесс обучения. Но есть ряд компонентов, которые должны быть отображены обязательно:
- туризм,
- краеведение,
- экологическое состояния и очерк окружающее среды памятника природы,
- воспитательные и спортивные мероприятия,
- оздоровление детей от физической и психологической перегрузки.
Нужно отметить, что занятия в экологическом лагере протекают в виде групповой работы. В лагере для учащихся велика роль массовых мероприятий: праздники, экскурсии, ролевые игры. В таких условиях учащиеся психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать природу, понимать отношения людей к природе, учатся овладевать приемами общения в коллективе.
Но прежде всего, нужно разработать алгоритм действий для составления материала по данному экологическому лагерю, наличия материала позволяет не только заниматься экологическим обучением, но и создавать условия для оздоровления ребят: прекрасная природа, чистый воздух, непринужденная обстановка и свободный выбор научной деятельности, дают возможность учащимся утвердиться как личностям.
Алгоритм действий по организации
экологического лагеря
на территории памятника природы
Для успешной организации работы лагеря необходимо выработать определенную последовательность в проведении.
1. Собрать информационно-материальную базу по памятнику природы. Уникальные особенности этих мест, исторические очерки, геологические и геоморфологические особенности, уникальные особенности растительного и животного мира и т.д., чтобы подчеркнуть уникальность и неповторимость этих мест [см. Приложение 1].
2. Практические наработки по данному памятнику природы. На основе теоретического материала нужно составить маршруты экскурсий или экологических троп, найти оптимальное место для лагеря или бивака, который бы обладал хорошим обзором на весь памятник природы, чтобы подчеркнуть яркость и особенность этих мест. Для этого группа руководителей выезжает на место будущего эколагеря, осматривает площадку – места для палаток, костра, подходы к реке, роднику и т.д. Также выбираются ответственные за проведение экологических и коммуникативных игр.
3. Организация экологического лагеря на территории памятника природы, начинается с установки правил, на основе этих правил формируется весь лагерь.
Существует группа правил основанных на природосберегающих технологиях:
- экологический лагерь устанавливается на расстоянии, около 500 м от памятника природы;
- на территории лагеря не должны находиться популяции видов растений и животных, занесенных в Красную книгу;
- для костровища должно быть подготовлено место (выкопать яму глубиной на штык лопаты), трансграничная зона костра может быть обложена валунчиком, недопустимо разведение костра под деревьями. Так же костровище должно быть оборудовано подставками и крепежами для приготовления еды;
- на территории лагеря должен быть оборудован туалет (выкопана яма глубиной более 0,5м), а также созданы примитивные сооружения (стол, скамейки и т.д.);
- обязательно на окраине территории лагеря, должна быть оборудована “выгребная яма” глубиной не меньше 1 метра;
- все палатки в экологическом лагере должны быть повернуты входом к костровищу.
4. Организация учащихся для участия в работе экологического лагеря. Познакомить учащихся с правилами экологического туризма, также с правилами безопасного поведения в походных условиях и с правилами проведения группового обучения, чтобы подчеркнуть мотивации в развитии экологической культуры. Обязательно провести предварительную беседу для знакомства с районом проведения эколагеря. Работа организуется так, чтобы четко соблюдался распорядок дня, внедряются разнообразные приемы поощрения участников, распределются обязанности.
Обучение в эколагере включает три основных блока: 1) проведение бесед; 2) экскурсии; 3) проведение игр на развитие коммуникативных способностей и PR. Беседы и экскурсии основаны на принципах: 1) рассказывать только о том, что могут увидеть участники, в том числе, о причинах формирования тех или иных объектов, их исторических и экологических связях; 2) участники эколагеря ставятся в позицию исследователя;
5. Развития молодежного движения с эко – PR. Формировать у обучающихся ответственность за проводимую работу, формировать дружный коллектив единомышленников, подводить к единой цели экологического воспитания. Знакомить с основами зеленого PR (правила проведения мероприятий экологического содержания). Отрабатывать простейшие методики определения антропогенного воздействия на природные комплексы. Проводить уборку мусора на стоянках вдоль экологических троп [см. Приложение 2].
6. Подведение итогов с участием руководителей и учащихся, это необходимо для рефлексии и самоанализа проведенной работы, для выявления в организации этого лагеря плюсов и минусов, чтобы улучшить работу последующих эколагеря.
Экологический лагерь можно организовать в любом уголке Российской Федерации, где имеются памятники природы.
Основой для проведения эколагерей на территории памятника природы можно взять “План проведения экологического лагеря КуэСТ”
“План проведения экологического
лагеря
“КуэСТ – Кузнецкий Экологический Стан
Туристов”
Учредителем экологического лагеря “КуЭСТ” является Кузбасс-ЭКрО (Кемеровская региональная общественная организация “Кузбасская эколого-краеведческая организация”). Руководитель организации Андреева О.С., к.г.н., доцент кафедры основ медицинских знаний и экологии Кузбасской государственной педагогической академии.
Место проведения: экологический лагерь КуэСТ проводится на территории комплексного памятника природы Катунские утесы. Утесы располагаются на юге Кемеровской области, в Горной Шории на правом берегу реки Кондома между поселками Осман и Подкатунь.
Цель: развитие у детей экологического мировоззрения и воспитание ответственного отношения к окружающей среде через изучение особенностей памятника природы “Катунские утесы”.
В эколагере решаются следующие задачи:
- Изучение основных экологических понятий, закономерностей и направлений экологии на практике.
- Знакомство с природными комплексами Катунских утесов, как с уникальными и типичными для Кемеровской области.
- Определение характера и степени воздействия хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.
- Обучение правилам поведения на конкретных примерах на местности.
- Проверка общей туристской подготовки.
- Развитие коммуникативных способностей, лидерских качеств.
Участники: к участию в экологическом лагере приглашаются учащиеся 8-11 классов.
Бюджет разработки.
Бюджет закладывается из расчета на одного человека и количества дней пребывания (3 дня) и составляет примерно 800 – 1500 рублей на человека. В эту сумму входят следующие пункты:
- проезд до места назначения (в нашем примере – станция Подкатунь на электропоезде и обратно 50 рублей),
- питание на одного человека на 3суток, примерно 300 рублей,
- аренда туристического снаряжения (зависит от количества арендуемых средств) – от 300 рублей до 1000 рублей на человека на 3 суток.
Главную финансовую помощь оказывают родители обучающихся – участников экологического лагеря. Финансовую помощь могут оказать спонсоры – члены попечительского совета лицея.
Содержание работы экологического лагеря “КуЭСТ”
1. Формирование эколагеря
Задача учащихся – создание и благоустройство
площадки для лагеря под руководством
организаторов.
Задача руководителей – ознакомление учащихся с
организаторами эколагеря, поднятие флага,
проведение вводных лекций по экотуризму, по
правилам поведения на природе и по технике
безопасности, укрепление связей руководителей с
детьми через подвижные игры.
2. Экологический паспорт Катунских утесов
Задача руководителей – познакомить участников КуЭСТа с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) Кемеровской области, дать краткую комплексную характеристику памятника природы “Катунские утесы”, объяснить понятие “экологическая тропа”.
3. Полевые выходы на экологическую тропу
Задача учащихся – подготовка к полевому
выходу, знакомство с геологическими образцами и
морфологическими формами рельефа.
Задача руководителей – познакомить участников с
геоморфологическими особенностями Катунских
утесов, формированием вторичных сукцессий
связанных с деятельностью человека, познакомить
с особенностями степных и лесных сообществ,
“краснокнижными” видами растений и животных,
здесь же дается краткий исторический очерк
данной территории.
4. Проведение подвижных игр
Задача руководителей – закрепление практических навыков ориентирования на местности с помощью компаса и топокарты, через проведение игры “Охота на зайцев”. Рассказать об особенностях “Зеленого PR? а” и проведении мероприятий экологической направленности, проведение игр на выявление лидерских качеств и игр на развитие коммуникативных способностей.
5. Проведение общего заключительного собрания
Задача руководителей – обсудить ход и
результаты эколагеря, провести экологическую
викторину для мониторинга усвоения знаний
участниками лагеря.
Задача участников – проведение уборки
территории, на которой базировался лагерь с
учетом экологических правил.
6. Спуск флага экологического лагеря
Оценка результатов работы лагеря
Работа по организации экологического лагеря на территории памятника природы успешно ведется уже восемь лет с учащимися из разновозрастных групп 8–11-х классов. Общение школьников продолжается и после эколагеря, так как эколагерь дает возможность узнать лучше друг друга в неформальной обстановке.
За период работы экологического лагеря дети получили не только много новой и интересной информации об экологии, об охране природы на примере своей местности, но и смогли практически поучаствовать в экологических мероприятиях. Детьми проводятся: уборка территории памятника природы от мусора, очистка побережья реки Кондома от бытовых загрязнений. Несколько раз участники лагеря предотвращали возгорание травы под влиянием стихийно организованных мест отдыха местными жителями (оставлены плохо затушенные костровища, брошенные сигареты).
Результаты работы лагеря оформляются в виде фотовыставок, эко-бюллетней, презентаций и творческих отчетов. Материалы работы ложатся в основу докладов старшеклассников, выступающих на научно-практических конференциях. К школьникам-участникам лагеря присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся вопросами экологии. А участники первых эколагерей становятся организаторами следующих, и самое ценное, что среди них много выпускников лицея. Складывается коллектив единомышленников, которые продолжают экологопросветительскую и природоохранную деятельность.
Заметно изменилось представление обучающихся об окружающей природе, появилось чувство сопричастности. Все это видно по результатам проводимых в конце лагеря анкет. 75% детей – осознают, что природоохранной деятельностью должен заниматься каждый и они будут следить за порядком в лесу во время отдыха. Возможно, некоторые скажут, что 75% это не 100%, а если смотреть с точки зрения количества участников, то и капля в море, но, как известно, вода камень точит.
Заключение
Опыт работы экологических лагерей показывает, что эколагерь является хорошей перспективной формой экологического образования, способствует хорошему усвоению экологических знаний, формированию природоохранных умений, развитию коммуникативных способностей. Положительная оценка результатов работы дает надежду на то, что такая форма экологического образования получит широкое распространение.
На территории России огромное количество памятников природы, они есть в каждом регионе нашей страны и надеюсь, что представленная работа поможет всем кто занимается экологическим просвещением.