"Меньше мусора - меньше проблем"

Разделы: Экология


Цель: сформировать представление о проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) и возможных путях ее решения.

Оборудование и материалы: моделированные отходы (корзина с различными образцами мусора: бумага, пластиковые материалы, батарейки, упаковка из-под пищевых продуктов, алюминиевые и стеклянные банки и пр.), технические средства обучения (компьютер, проектор, презентации занятий), видеофильмы “На свалке”, “В супермаркете”, ватман, маркеры, раздаточный материал.

Занятие 1. Знакомство с проблемами ТБО (1,5 ч.)

До объявления темы занятия школьники получают задание разделиться на группы по 2-4 человека и купить еду на перекус в оговоренных пределах (например, по 20 рублей на двоих) в школьном или ближайшем киоске. Желательно, чтобы учитель тоже выполнил это задание. По возвращении в класс все перекусывают, для этого в классе заранее приготовлены чашки для напитков, разделочные доски для продуктов и ножи. Каждая группа складывает свои отходы отдельно.

У какой группы минимальное количество мусора? Мусор какой группы исчезнет (разложится) быстрее? (обсуждение). Перекус – реальная возможность увидеть, на каком этапе появляется мусор.

Учитель проводит демонстрацию различной упаковки: куда девается упаковка, когда ее содержимое съедено? (обсуждение). Демонстрация кучи мусора на столе: “Итак, ненужные нам вещи не исчезают, а попадают из мусорных контейнеров на свалку”

Ассоциативный ряд “мусор и отходы”. Проводится в начале и в конце занятия. Каждому учащемуся предлагается назвать слово, которое у него ассоциируется с мусором и отходами. Учитель выписывает все слова на доске, записывая, например, положительные ассоциации в левой части, а отрицательные – в правой.

Что такое мусор и отходы? учащимся предлагается дать самостоятельно определение мусору, затем обсудить это в группах.

Предлагается записать несколько определений понятия “мусор”:

Мусор – это то, что ненужно человеку в данном виде
Мусор – это Твердые Бытовые Отходы

Что мы выбросили за последнюю неделю? Учащимся предлагается написать десять образцов мусора, который они выкинули за неделю и заполнить таблицу:

Предмет

Категория отходов

1. Яблочные очистки

2. Сломанный карандаш

3. … 10.

Пищевые отходы

Древесные отходы

Просмотр видеофильма “На свалке” (7 мин., с начала фильма до кадров с мусоровозом). В ходе просмотра видеофильма выделите основные проблемы, связанные с отходами.

Учитель рисует схему на доске, начиная от блока “мусор” (старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы) и стрелками указывает события до появления мусора (откуда берутся вещи, которые затем становятся мусором) и после (куда девается мусор).

Природные ресурсы —> Товар, продукты —> старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы (мусор) —> мусорное ведро —> контейнер —> свалка

Далее эта схема обобщается следующим образом:

Природные ресурсы (потребление) —> Товар, продукты (производство) —> мусор (свалка)

Таким образом, проблема мусора более глубокая – она заключается в том, что потребляются ресурсы (металлы, древесина, нефть и пр.), которые затем не возвращаются обратно в природу, а оседают на свалках.

img1.jpg (21656 bytes) 

Рис. 1. Откуда берется мусор

Заглянем в мусорное ведро. Для наглядности можно разобрать мусор в корзине с моделированными отходами и использовать раздаточный материал “состав мусорного ведра”.

Как долго разлагаются разные виды отходов? Рассмотрите сроки разложения различных образцов мусора (билет, пищевые отходы, бумага, пластик, стекло). Почему пластик и стекло разлагаются очень долго в природе, или не разлагаются вообще, а пищевые отходы и бумага исчезнут без следа за несколько лет? (обсуждение в группе).

Какие способы борьбы с мусором существуют в нашем регионе? Как правило, проблема утилизации мусора решается двумя путями – чаще вывозом на свалку, реже – сжиганием.

Вывод занятия: Мусор никуда не исчезает. Оба способа избавления вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на Природу и здоровье человека. Объем бытовых отходов постоянно увеличивается. У Природы нет отходов. Отходы – изобретение человечества.

Занятие 2. Виды отходов (1,5 ч.)

Повтор ранее изученного материала (обсуждение с учащимися): что такое мусор? Когда мусор становится мусором?

Для изучения разных видов отходов учащиеся разделяются на несколько групп (в зависимости от количества изучаемых видов отходов): пищевые отходы, бумага, пластик, металлы, опасные отходы (батарейки)

Комментарий для учителя. Для изучения в классе отобраны знакомые и часто используемые школьниками группы отходов, в отношении которых возможны конкретные действия по решению проблемы отходов. Обсуждение начинается с пищевых отходов как наиболее близких к природному круговороту веществ, чтобы сравнить эти естественные отходы с неразлагаемыми пластмассами – одной из наиболее распространенных и проблематичных групп отходов. Изучение бумаги связано с дальнейшей практической работой, а также с возможностью организации сбора макулатуры в школе. Для среднего звена достаточно обсудить эти три группы отходов, старшеклассники могут рассмотреть также металлы и опасные отходы.

Под упущенными возможностями понимают потерю ценных ресурсов (энергии и сырья) при выбрасывании таких групп отходов, как металлы, бумага, стекло и др. Опасные отходы – это отходы, содержащие ядовитые, инфекционные, взрывчатые, пожароопасные вещества.

Ход работы. Начертите таблицу в тетради. Найдите из общей кучи мусора те предметы и изделия, которые относятся к вашей группе. Заполните графы таблицы, обсудив материал в группе. На работу уделяется 10-15 минут. Затем, каждая группа сообщает о результатах работы для остальных учащихся.

Состав отходов (пример заполнения таблицы)

Группа отходов

Проблемы и упущенные возможности

Пути решения

Пищевые отходы

1. Гниющие пищевые отходы — рассадник микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие и ядовитые вещества.
2. При сжигании могут образоваться диоксины.
3. Пищевые отходы составляют около 10% от всех отходов.
4. Компост – ценное органическое удобрение. Возвращаясь в почву, органические вещества улучшают ее состав и плодородие.
1. Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.

Бумага

1. На изготовление бумаги для нужд одного человека расходуется 300 деревьев.
2. Бумажные отходы занимают около 35% мусорного ведра.
3. Производство и отбеливание бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ.
1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.

Пластмассы

1. Неразлагаемые (срок разложения до 500-1000 лет).
2. При сжигании выделяют яды.
3. Отходы пластмасс занимают 10% по массе и до 40% по объему.
4. Препятствуют газообмену в почве и водоемах.
5. Запасы природного газа и нефти на планете истощаются.
Предпочитать товары и тару многоразового использования.

Не покупать товары в излишней упаковке.

Опасные

отходы

1. При разложении или сжигании выделяют яды.
2. Производство ртути, кадмия и др. веществ очень энергоемко.
Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.

Металлы

Производство алюминия очень энергоемко. Сдавать алюминиевые банки.

Обсуждение с учащимися: почему нельзя смешивать отходы? (Они становятся непригодными к использованию; несмешанный мусор легче сортировать и пускать на вторичное использование или переработку; в основе борьбы с отходами должен лежать раздельный сбор мусора).

Практическая работа “Что разлагается быстрее всего”

Необходимые материалы: банка с крышкой, образцы мусора (овощные очистки, листья, ветка, кусок газеты, пластик), почва, перчатки, совок.

Ход работы:

  1. Различные образцы отходов поместите в отдельные банки с почвой, перемешайте и закрутите крышки.
  2. Подпишите банки. Оставьте их на виду в надежном месте и проверяйте регулярно (1-2 раза в неделю).
  3. Составьте прогноз, какой мусор разложится быстрее.
  4. Опишите признаки разложения. Запишите свои наблюдения, сделав вывод о том, какой мусор разлагается быстрее

Занятие 3. ТБО – пути решения (1,5 ч.)

Аукцион идей. Что можно сделать с пластиковым стаканчиком? (учащиеся предлагают различные варианты – использовать заново, переработать, выбросить и т.д.).

Комментарий учителя. Принцип “Ничто не исчезает бесследно” означает, что мусор и другие загрязнители в действительности никуда не исчезают. Мусор, который мы выбрасываем, может превратиться во что-нибудь другое или измениться, но он никогда не исчезнет.

Существует общепризнанная в мире система по борьбе c отходами, которая называется по-английски RRR: reduce (предотвращение появления отходов), reuse (вторичное использование вещей) и recycling (переработка). Основу борьбы с отходами должна представлять система раздельного сбора мусора.

Пути решения проблемы отходов (пример):

Предотвращение появления отходов

Повторное использование вещей

Переработка (возвращение отходов в оборот в качестве вторсырья)

Заменить на стеклянную банку, которую можно сдать.

Ставить карандаши, посадить цветок и пр.

Переплавить на асфальтную массу.

Наиболее перспективным путем является предотвращение появления отходов. Важную роль играет сознательный выбор покупателем товаров. Чем меньше мы покупаем высокоотходных товаров, тем меньше будет производиться отходов, и меньше будет необходимость их дорогостоящей переработки или вторичного использования. Одним из путей предотвращения появления отходов является замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную, с последующим сбором стеклотары и макулатуры. Помимо пользы природе, такой подход позволяет семье экономить средства.

Еще один перспективный путь решения проблемы на региональном уровне - это введение раздельной платы за отходы в зависимости от их объема и степени опасности (принцип “Сколько намусорил – столько и заплати”). Экономические стимулы являются самыми действенными.

Просмотр видеофильма “В супермаркете”. Задание к просмотру: перечислите пути решения проблемы отходов.

Задание для работы в группах. Учащиеся продолжают работать в группе, как и на предыдущем занятии, но меняется состав групп. Рассмотрите разные виды отходов, с которыми вы уже познакомились в контексте системы “RRR” борьбы с отходами. Заполните таблицу, а затем обсудите результаты в классе.

Виды отходов

Предотвращение появления отходов

Повторное использование

Переработка

1. Общие подходы      
2. Бумага      
3. Пластмасса      
4. Стекло      
5. Металлы      
6. Опасные отходы      
7. Пищевые отходы      

В конце занятия проводится практическая работа в продуктовом магазине с достаточно широким ассортиментом. Учащиеся получают задание по группам 2-4 человека выбрать наиболее экологически безопасные продукты, которыми можно угостить всех одноклассников (учитель напоминает правила поведения в общественных местах). Ребята вместе обсуждают выборы всех групп и сами выбирают группу-победителя (учитель не вмешивается). Деньги на покупку (в заранее оговоренной сумме) выдаются учителем только этой группе, которая затем с гордостью угощает всех одноклассников. В процессе выбора и определения победителя учитель оценивает для себя эффективность проведенных занятий.

Список рекомендуемой литературы

  1. Алексеев С.В., Рипачева Е.А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. 2006. № 1-2.
  2. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Что нужно знать о твердых бытовых отходах? М.,1995.
  3. Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2-х т. М.: Мир, 1993.
  4. Об охране окружающей среды: федеральный закон. М.: Юрайт, 2006.
  5. Ресайклинг: руководство для потребителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.best.COM/~dillon/recycle/index.HTML
  6. Черп О.М., Виниченко В.Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. М.: Эколайн, 1996.
  7. WWW-сервер о компосте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://net.indra.com/~topsoil/Compost_Menu.HTML

Раздаточный материал к занятию:

img2.jpg (28663 bytes)