Цель: сформировать представление о проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) и возможных путях ее решения.
Оборудование и материалы: моделированные отходы (корзина с различными образцами мусора: бумага, пластиковые материалы, батарейки, упаковка из-под пищевых продуктов, алюминиевые и стеклянные банки и пр.), технические средства обучения (компьютер, проектор, презентации занятий), видеофильмы “На свалке”, “В супермаркете”, ватман, маркеры, раздаточный материал.
Занятие 1. Знакомство с проблемами ТБО (1,5 ч.)
До объявления темы занятия школьники получают задание разделиться на группы по 2-4 человека и купить еду на перекус в оговоренных пределах (например, по 20 рублей на двоих) в школьном или ближайшем киоске. Желательно, чтобы учитель тоже выполнил это задание. По возвращении в класс все перекусывают, для этого в классе заранее приготовлены чашки для напитков, разделочные доски для продуктов и ножи. Каждая группа складывает свои отходы отдельно.
У какой группы минимальное количество мусора? Мусор какой группы исчезнет (разложится) быстрее? (обсуждение). Перекус – реальная возможность увидеть, на каком этапе появляется мусор.
Учитель проводит демонстрацию различной упаковки: куда девается упаковка, когда ее содержимое съедено? (обсуждение). Демонстрация кучи мусора на столе: “Итак, ненужные нам вещи не исчезают, а попадают из мусорных контейнеров на свалку”
Ассоциативный ряд “мусор и отходы”. Проводится в начале и в конце занятия. Каждому учащемуся предлагается назвать слово, которое у него ассоциируется с мусором и отходами. Учитель выписывает все слова на доске, записывая, например, положительные ассоциации в левой части, а отрицательные – в правой.
Что такое мусор и отходы? учащимся предлагается дать самостоятельно определение мусору, затем обсудить это в группах.
Предлагается записать несколько определений понятия “мусор”:
Мусор – это то, что ненужно человеку в
данном виде
Мусор – это Твердые Бытовые Отходы
Что мы выбросили за последнюю неделю? Учащимся предлагается написать десять образцов мусора, который они выкинули за неделю и заполнить таблицу:
Предмет |
Категория отходов |
1. Яблочные очистки 2. Сломанный карандаш 3. … 10. |
Пищевые отходы Древесные отходы |
Просмотр видеофильма “На свалке” (7 мин., с начала фильма до кадров с мусоровозом). В ходе просмотра видеофильма выделите основные проблемы, связанные с отходами.
Учитель рисует схему на доске, начиная от блока “мусор” (старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы) и стрелками указывает события до появления мусора (откуда берутся вещи, которые затем становятся мусором) и после (куда девается мусор).
Природные ресурсы —> Товар, продукты —> старые вещи, ненужная упаковка, пищевые отходы (мусор) —> мусорное ведро —> контейнер —> свалка
Далее эта схема обобщается следующим образом:
Природные ресурсы (потребление) —> Товар, продукты (производство) —> мусор (свалка)
Таким образом, проблема мусора более глубокая – она заключается в том, что потребляются ресурсы (металлы, древесина, нефть и пр.), которые затем не возвращаются обратно в природу, а оседают на свалках.
Рис. 1. Откуда берется мусор
Заглянем в мусорное ведро. Для наглядности можно разобрать мусор в корзине с моделированными отходами и использовать раздаточный материал “состав мусорного ведра”.
Как долго разлагаются разные виды отходов? Рассмотрите сроки разложения различных образцов мусора (билет, пищевые отходы, бумага, пластик, стекло). Почему пластик и стекло разлагаются очень долго в природе, или не разлагаются вообще, а пищевые отходы и бумага исчезнут без следа за несколько лет? (обсуждение в группе).
Какие способы борьбы с мусором существуют в нашем регионе? Как правило, проблема утилизации мусора решается двумя путями – чаще вывозом на свалку, реже – сжиганием.
Вывод занятия: Мусор никуда не исчезает. Оба способа избавления вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на Природу и здоровье человека. Объем бытовых отходов постоянно увеличивается. У Природы нет отходов. Отходы – изобретение человечества.
Занятие 2. Виды отходов (1,5 ч.)
Повтор ранее изученного материала (обсуждение с учащимися): что такое мусор? Когда мусор становится мусором?
Для изучения разных видов отходов учащиеся разделяются на несколько групп (в зависимости от количества изучаемых видов отходов): пищевые отходы, бумага, пластик, металлы, опасные отходы (батарейки)
Комментарий для учителя. Для изучения в классе отобраны знакомые и часто используемые школьниками группы отходов, в отношении которых возможны конкретные действия по решению проблемы отходов. Обсуждение начинается с пищевых отходов как наиболее близких к природному круговороту веществ, чтобы сравнить эти естественные отходы с неразлагаемыми пластмассами – одной из наиболее распространенных и проблематичных групп отходов. Изучение бумаги связано с дальнейшей практической работой, а также с возможностью организации сбора макулатуры в школе. Для среднего звена достаточно обсудить эти три группы отходов, старшеклассники могут рассмотреть также металлы и опасные отходы.
Под упущенными возможностями понимают потерю ценных ресурсов (энергии и сырья) при выбрасывании таких групп отходов, как металлы, бумага, стекло и др. Опасные отходы – это отходы, содержащие ядовитые, инфекционные, взрывчатые, пожароопасные вещества.
Ход работы. Начертите таблицу в тетради. Найдите из общей кучи мусора те предметы и изделия, которые относятся к вашей группе. Заполните графы таблицы, обсудив материал в группе. На работу уделяется 10-15 минут. Затем, каждая группа сообщает о результатах работы для остальных учащихся.
Состав отходов (пример заполнения таблицы)
Группа отходов |
Проблемы и упущенные возможности |
Пути решения |
Пищевые отходы |
1. Гниющие пищевые отходы — рассадник
микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие
и ядовитые вещества. 2. При сжигании могут образоваться диоксины. 3. Пищевые отходы составляют около 10% от всех отходов. 4. Компост – ценное органическое удобрение. Возвращаясь в почву, органические вещества улучшают ее состав и плодородие. |
1. Компостирование. 2. Отдать на корм скоту. |
Бумага |
1. На изготовление бумаги для нужд
одного человека расходуется 300 деревьев. 2. Бумажные отходы занимают около 35% мусорного ведра. 3. Производство и отбеливание бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ. |
1. Экономить, особенно цветную бумагу. 2. Сдавать макулатуру. |
Пластмассы |
1. Неразлагаемые (срок разложения до
500-1000 лет). 2. При сжигании выделяют яды. 3. Отходы пластмасс занимают 10% по массе и до 40% по объему. 4. Препятствуют газообмену в почве и водоемах. 5. Запасы природного газа и нефти на планете истощаются. |
Предпочитать товары и тару
многоразового использования. Не покупать товары в излишней упаковке. |
Опасные отходы |
1. При разложении или сжигании выделяют
яды. 2. Производство ртути, кадмия и др. веществ очень энергоемко. |
Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками. |
Металлы |
Производство алюминия очень энергоемко. | Сдавать алюминиевые банки. |
Обсуждение с учащимися: почему нельзя смешивать отходы? (Они становятся непригодными к использованию; несмешанный мусор легче сортировать и пускать на вторичное использование или переработку; в основе борьбы с отходами должен лежать раздельный сбор мусора).
Практическая работа “Что разлагается быстрее всего”
Необходимые материалы: банка с крышкой, образцы мусора (овощные очистки, листья, ветка, кусок газеты, пластик), почва, перчатки, совок.
Ход работы:
- Различные образцы отходов поместите в отдельные банки с почвой, перемешайте и закрутите крышки.
- Подпишите банки. Оставьте их на виду в надежном месте и проверяйте регулярно (1-2 раза в неделю).
- Составьте прогноз, какой мусор разложится быстрее.
- Опишите признаки разложения. Запишите свои наблюдения, сделав вывод о том, какой мусор разлагается быстрее
Занятие 3. ТБО – пути решения (1,5 ч.)
Аукцион идей. Что можно сделать с пластиковым стаканчиком? (учащиеся предлагают различные варианты – использовать заново, переработать, выбросить и т.д.).
Комментарий учителя. Принцип “Ничто не исчезает бесследно” означает, что мусор и другие загрязнители в действительности никуда не исчезают. Мусор, который мы выбрасываем, может превратиться во что-нибудь другое или измениться, но он никогда не исчезнет.
Существует общепризнанная в мире система по борьбе c отходами, которая называется по-английски RRR: reduce (предотвращение появления отходов), reuse (вторичное использование вещей) и recycling (переработка). Основу борьбы с отходами должна представлять система раздельного сбора мусора.
Пути решения проблемы отходов (пример):
Предотвращение появления отходов |
Повторное использование вещей |
Переработка (возвращение отходов в оборот в качестве вторсырья) |
Заменить на стеклянную банку, которую можно сдать. |
Ставить карандаши, посадить цветок и пр. |
Переплавить на асфальтную массу. |
Наиболее перспективным путем является предотвращение появления отходов. Важную роль играет сознательный выбор покупателем товаров. Чем меньше мы покупаем высокоотходных товаров, тем меньше будет производиться отходов, и меньше будет необходимость их дорогостоящей переработки или вторичного использования. Одним из путей предотвращения появления отходов является замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную, с последующим сбором стеклотары и макулатуры. Помимо пользы природе, такой подход позволяет семье экономить средства.
Еще один перспективный путь решения проблемы на региональном уровне - это введение раздельной платы за отходы в зависимости от их объема и степени опасности (принцип “Сколько намусорил – столько и заплати”). Экономические стимулы являются самыми действенными.
Просмотр видеофильма “В супермаркете”. Задание к просмотру: перечислите пути решения проблемы отходов.
Задание для работы в группах. Учащиеся продолжают работать в группе, как и на предыдущем занятии, но меняется состав групп. Рассмотрите разные виды отходов, с которыми вы уже познакомились в контексте системы “RRR” борьбы с отходами. Заполните таблицу, а затем обсудите результаты в классе.
Виды отходов |
Предотвращение появления отходов |
Повторное использование |
Переработка |
1. Общие подходы | |||
2. Бумага | |||
3. Пластмасса | |||
4. Стекло | |||
5. Металлы | |||
6. Опасные отходы | |||
7. Пищевые отходы |
В конце занятия проводится практическая работа в продуктовом магазине с достаточно широким ассортиментом. Учащиеся получают задание по группам 2-4 человека выбрать наиболее экологически безопасные продукты, которыми можно угостить всех одноклассников (учитель напоминает правила поведения в общественных местах). Ребята вместе обсуждают выборы всех групп и сами выбирают группу-победителя (учитель не вмешивается). Деньги на покупку (в заранее оговоренной сумме) выдаются учителем только этой группе, которая затем с гордостью угощает всех одноклассников. В процессе выбора и определения победителя учитель оценивает для себя эффективность проведенных занятий.
Список рекомендуемой литературы
- Алексеев С.В., Рипачева Е.А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. 2006. № 1-2.
- Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Что нужно знать о твердых бытовых отходах? М.,1995.
- Небел Б . Наука об окружающей среде. В 2-х т. М.: Мир, 1993.
- Об охране окружающей среды: федеральный закон. М.: Юрайт, 2006.
- Ресайклинг: руководство для потребителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.best.COM/~dillon/recycle/index.HTML
- Черп О.М., Виниченко В.Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. М.: Эколайн, 1996.
- WWW-сервер о компосте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://net.indra.com/~topsoil/Compost_Menu.HTML
Раздаточный материал к занятию: