Мастерская "Биосфера"

Разделы: Биология, География, Экология


Цели:

  • построение знаний о биосфере, её границах, свойствах, составе,
  • осмысление условности разделения человеком природы на живую и неживую,
  • формирование целостной картины мира,
  • развитие творческого мышления, коммуникативных умений,
  • формирование ценностного отношения к природе; к человеку, как части природы.

Индуктором служит музыка со звуками природы, позволяющая каждому ученику почувствовать себя на природе, представить её обитателей. Вопрос мастера: “Какой уровень организации живой природы можно назвать высшим?”. Дети называют биосферу.

Мастер: Как вы думаете, может ли болезнь быть для человека благом? В 1920 году русский учёный В.И.Вернадский тяжело болел сыпным тифом. Находясь в пограничном состоянии между жизнью и смертью, он видел картины природы, фантастические взаимосвязи её компонентов. И после выздоровления он философски осмыслил эти видения, переработал и изложил в своей книге “Биосфера”, вышедшей в 1926г. (Кстати, Вернадский был учеником Д.И.Менделеева, который тоже увидел периодическую таблицу во сне.)

Индивидуальное задание 1: составить определение биосферы.

Социализация, составление определений в группе, затем в классе. Сверяем получившееся с приложением 1, записываем понравившееся определение в тетрадь.

Вспоминаем другие оболочки Земли, пытаемся найти границы биосферы в них.

Группы получают задание 2: найти границы распространения организмов в атмосфере, гидросфере, литосфере, используя материал учебника, таблицу.

Выслушиваем отчёты групп, рисуем общую схему “Границы биосферы”.

Мастер: Что является обязательным условием для существования биосферы? Что необходимо растениям для фотосинтеза? Солнечная энергия поступает из космоса, значит, биосфера, как клетка и организм, является открытой системой. Биосфера существует миллионы лет, начиная с архейской эры, значит, она устойчива (Вернадский считал биосферу вечной, как материю и космос). Но в самой биосфере постоянно происходят изменения, поэтому она подвижна, динамична. Далее обсуждаем свойства биосферы – открытая, устойчивая, динамичная система.

Групповое задание 3: разработать условные обозначения этих свойств.

На этапе афиширования рассматриваем вывешенные на доску работы, в том числе и работу учителя; заносим в тетрадь любые понравившиеся условные знаки.

Переход к следующему этапу обеспечивает вопрос: “Если биосфера – живая оболочка Земли, можно ли считать, что она состоит только из живых организмов?” Дети отвечают, что организмам нужны вода, воздух и т.п., они неотделимы от неживой природы. А почвы относятся к неживой или живой природе? (учителем Вернадского был и В.В.Докучаев – основатель почвоведения). Начинаем разбираться с составом биосферы – живое вещество, косное, биокосное, биогенное.

Каждая группа получает информацию о частях биосферы (приложение 2), изучает её, пытается объяснить название.

Социализация, социоконструкция – вместе создаём схему “Состав биосферы”.

На этапе рефлексии обсуждаем вопросы: может ли биосфера существовать без человека?

А человек без биосферы? Какое влияние человек оказывает на биосферу?

Мастер: много ли вы можете сделать за 9 секунд? Если сравнить время существования биосферы с сутками, то на долю человечества придётся всего 9 секунд. Однако человек сумел натворить много бед за это время.

Приложение 1.

“Биосфера – (“био” – жизнь, “сфера” – шар, греч.) оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов”.

Большой Энциклопедический Словарь Биология, Москва 2001г.

“Биосфера – атмосфера, почва и вода как среда обитания живых организмов”

Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва, 1998 г.

“Биосфера – тонкая плёнка жизни на земной поверхности, определяющая “лик Земли”.

Зюсс 1875 г.

“Биосфера – геологическая оболочка Земли, населённая живыми организмами”

В.И. Вернадский 1926 г.

Приложение 2.

“Живое вещество (биомасса) – совокупность всех живых организмов планеты, в данный момент существующая, численно выраженная в элементарном химическом составе, весе, энергии”

(по В.И.Вернадскому). Биология в экзаменационных вопросах и ответах, Н.Лемеза и др., Рольф, Москва, 2000 г.

“Биомасса – суммарная масса особей вида, группы видов или сообщества организмов, выражаемая в единицах массы сухого или сырого вещества, отнесённых к единицам площади или объёма (кг\га, кг\м3)”.

Большой Энциклопедический Словарь Биология, Москва 2001 г.

“Косное (неживое) вещество – образовано процессами, в которых живые организмы не участвуют (извержение вулкана)”.

Большой Энциклопедический Словарь Биология, Москва 2001 г.

“Косный – тяготеющий к чему-нибудь привычному, невосприимчивый к новому, консервативный”.

Толковый словарь русского языка, С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, Москва, 1998 г.

“Косный – постоянный, неизменный. 1 грамм архейского гранита и в настоящее время остаётся 1 граммом гранита” (по В.И. Вернадскому).

“Биокосное вещество – создаётся одновременно живыми организмами и процессами неорганической природы (почва, нижние слои атмосферы, верхние слои гидросферы”.

Большой Энциклопедический Словарь Биология, Москва 2001 г.

“Биогенное вещество” – создаваемое и перерабатываемое живыми организмами (торф, нефть, природный газ, известняк, каменный уголь)”.

Большой Энциклопедический Словарь Биология, Москва 2001 г.

Опорный конспект урока.

<Рисунок1>