Общепедагогические технологии
-
Программа курса по выбору для 9-го класса "Владей языком рекламы" 2007
Не зная "языкового быта", трудно понять возникновение и стилистическое распределение тех или иных особенностей литературного языка. Не зная речи города, посёлка, трудно оценить конкретный вклад каждой социальной группы в развитие современного языка, современной культуры и через них - всей совокупности социальных установлений вообще. Это проблема. Проблема, в первую очередь, культуры речи. К актуальной проблематике культуры речи относится составление разного вида рекламных текстов. Этим и обоснован выбор темы элективного курса – "Владей языком рекламы!"
-
Музыкально-литературная композиция "Россия, Россия, горжусь я тобой!" 2007
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства.
-
Принципы педагогического наследия А.С. Макаренко в жизни школы 2007
13 марта 2008 г. исполняется 120 лет со дня рождения великого педагога и просветителя А.С. Макаренко. Система работы с детьми, созданная великим педагогом, актуальна в наши дни как никогда. Весь стиль макаренковского воспитания отличается человечностью, направленностью на то, чтобы создать все условия для радостной и активной жизни детей. А это ли не цель любого педагогического коллектива? В статье представлен опыт работы Даниловской муниципальной средней общеобразовательной школы имени А.С. Макаренко Волгоградской области по использованию педагогического наследия А.С. Макаренко.
-
Урок-мастерская по обществознанию на тему: "Лень как состояние сознания и феномен обыденности". 8–10-е классы 2007
Цели урока: создать условия для встречи учащихся с разными суждениями о лени, показать виды, причины лени, насколько особенно губительна для общества эмоциональная лень, вызвать желание присмотреться к себе.
-
Из опыта работы мастер-класса. Программа индивидуального сопровождения отстающих учащихся 2007
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися, нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы.
-
Открытый урок по теме: "Серебряный век русской культуры" 2007
Цели урока: охарактеризовать духовную жизнь русского общества начала ХХ в., наиболее значительные достижения науки, так как современники называли начало ХХ века "революцией в естествознании", изменившей мировосприятие современников; познакомиться с представителями русской оригинальной религиозно-философской мысли, которых объединяла любовь к Отечеству, волновала судьба России и значимость поиска места и роли России в мировой истории; познакомиться с ведущими направлениями в литературе и на примере футуризма показать влияние литературных открытий на формирование общественного сознания.
-
Проектная технология при изучении изменения рельефа под воздействием водной эрозии 2007
В данной статье приводится вариант проведения исследовательской работы в области географо-геологических наук в курсе начальной физической географии в 6-м классе Тукузской средней общеобразовательной школы.
-
Проектная деятельность как средство активизации мыслительной деятельности на уроках информатики 2007
В представленной работе проектная деятельность рассматривается как способ реализации функций педагогического процесса, проектирование собственного педагогического процесса. Введение технологии проектной деятельности ведется поэтапно.
-
Из опыта работы мастер-класса. Дебаты по теме: "ОСОД, ориентировочная основа действия, придуманы МО РФ для учителя или ученика?" 2007
В данном мастер-классе два учителя играют роли ведущих, проводящих дебаты об актуализации знаний об ОСОД, с целью определения необходимости ориентированной основы действий для ученика и для учителя. Остальные участники, тоже учителя, разбиты на группы, отстаивающие интересы родителей, учеников, учителей, МОиН РФ.
-
Мотивация учения, поведения и выбора профессии суворовцами 2007
В статье рассмотрена связь формирования мотивации и самоопределения суворовцев на уроках информатики, факультативных и внеклассных занятиях. Описаны такие приемы и методы формирования мотивации учения и самоопределения, как использование современных информационных технологий, показ последствий поступков и формирование чувства долга, обучение с компьютерной поддержкой. Особое внимание уделено методике работы над научно-исследовательскими проектами по разработке программно-педагогических средств как эффективному способу профориентации.
-
Анализ эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования на базе МОУ СОШ № 7 г. Мариинска 2007
В течение шести лет в школе проходил эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В статье дан анализ его работы.
-
Индивидуально-дифференцированный подход в образовательно-воспитательном процессе как основное средство здоровьесберегающей технологии 2007
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности, и особенно остро - в образовательной области.
-
Урок обобщающего повторения по обществознанию "Экономическое развитие современного общества". Деловая игра "Рынок труда, или Наем работника". 11-й класс 2007
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
-
Из опыта работы мастер-класса. Вступительное слово "Педагогическая мастерская учителя начальных классов" 2007
Учитель в школе XXI века - каким он должен быть? Среди многообразных средств обучения учителей наиболее эффективно направление андрагоники (теория и практика обучения взрослых) - педагогическая мастерская, другими словами – мастер-класс с целью повышения профессиональной компетенции, расширения методического мышления, освоения современных педагогических технологий, формирования рефлексии и умения создавать условия для успешного гражданского образования.
-
Из опыта работы мастер-класса. Ролевая игра: "Применение образовательной технологии М.Б. Воловича "Поэтапное формирование умственных действий" 2007
В данной статье описывается проведение мастер-класса в виде ролевой игры по применению технологии М.Б. Воловича на примере урока математики в 3-м классе по теме "Деление с остатком" (М.И. Моро). Авторы знакомят с одним типом урока (урок объяснения) из четырехурочного цикла.
-
Проект зачетного практического занятия по теме: "Общеразвивающие упражнения" 2007
Вашему вниманию предлагается методическая разработка зачетного практического занятия по дисциплине "Методика физического воспитания и развития" для студентов педагогических колледжей. Данный урок способствует созданию условий для осознания и осмысления студентами значения ОРУ для общего физического развития ребенка дошкольника, применения разных видов ОРУ в знакомой и новой учебной ситуации. Развивает умение логически мыслить и высказываться, находить важные аспекты по данной теме, применять теоретические знания на практике, экспромтом использовать предметы. Воспитывает культуру поведения и отношения между студентами, преподавателем, профессиональные умения при организации и проведении ОРУ.
-
Безотметочные способы оценивания учебного труда младших школьников 2007
В работе представлены безотметочные способы оценивания учебной деятельности младших школьников. Система безотметочного оценивания основана на использовании игровых приемов и ситуаций. Эта система помогает даже самым слабым ученикам видеть результаты своего успешного труда и учиться без страха, в посильном индивидуальном темпе. При организации дифференцированной работы на уроке по данной системе затраты времени и сил учителя эргономичны.
-
Чему учить и как учить? 2007
Сегодня система образования и исторического в частности переживает эпоху перемен. Новая система итоговой аттестации; большое количество современных учебников, пособий, программ; федеральные проекты поддержки учителей и школ... И всё же вопросы "чему учить" и "как учить" своей актуальности не потеряли.
-
Технология тренинга на уроках обществознания (раздел права) по теме: "Защита чести, достоинства и деловой репутации" 2007
Урок обществознания для 11-го класса знакомит учащися с основными категориями нематериальных благ - частью, достоинством, деловой репутацией - испособами и формами их защиты посредством уголового и градиентного права.
-
О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы) 2007
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
-
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях школы-интерната 2007
Успешная адаптация выпускников – одна из ключевых проблем детских домов и школ-интернатов. Подготовка воспитанника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда и в сфере профессионального образования, невозможна без создания системы психолого-педагогического сопровождения ребенка, позволяющей своевременно выявлять, развивать и корректировать его способности с учетом индивидуальных качеств личности. Существующая у нас система позволяет осуществлять всесторонний мониторинг развития ребенка с целью организации педагогически обоснованного воздействия на его становление как человека и гражданина.
-
Интерактивные технологии обучения 2007
В статье рассказывается об интерактивной модели обучения, которая может быть внедрена в уроки любой формы через использование интерактивных технологий обучения. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит о его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание учащихся, вызывающих их активную деятельность.
-
Интегрированные уроки в процессе обучения как условие профессионального развития 2007
В полной мере реализовать задачи обучения и воспитания помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых. В качестве примера рассмотрим интегрированный урок информатики и математики в 11-м классе по теме "Исследование функций. Графики функций".
-
Уроки социальной практики через УМК "Школа-2100" (из опыта работы мастер-класса) 2007
Данный мастер-класс определяет понятие "уроки социальной практики" и раскрывает его на примере фрагментов уроков риторики, истории и обществоведения в 4-м классе через УМК "Школа-2100". Благодаря описанным нестандартным формам проведения этих уроков можно успешно работать над социализацией личности младшего школьника.
-
Методика организации исследовательской и проектной деятельности 2007
Наиболее доступной для решения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность. В статье рассматривается методика организации исследовательской и проектной деятельности.
-
Кружевные фантазии с бисером 2007
Вязание с бисером – один из видов народного декоративно-прикладного искусства. В настоящее время этот вид рукоделия практически забыт. Представленное занятие – первое из цикла «Вязание ажурных салфеток с бисером». Ребята знакомятся с процессом вязания салфетки с бисером, учатся работать со схемой, знакомятся с правилами нанизывания бисера.
-
Педагогический совет – интерактивное занятие для работников ДОУ "Культура общения – это партнерское общение" 2007
В настоящее время актуальной проблемой является общение педагогов ДОУ в коллективе, с родителями и детьми. Повышение культуры общения прежде всего необходимо начинать с самих педагогов. Педагогический совет в детском саду решает конкретные задачи дошкольного учреждения, и поэтому работа над партнерским общением педагогов была вынесена на педагогический совет. Теория, закрепленная практическими упражнениями, более эффективна. Педагогический совет в форме интерактивного занятия более приемлем.
-
Слагаемые успеха методической работы с воспитателями 2007
Целенаправленное, последовательное решение всех задач, стоящих перед педагогическим коллективом ЦРР, в значительной мере обеспечивается чётким планированием, своевременным требованием от воспитателей решения поставленных перед ними задач. В моей практике стало нормой ежегодное планирование годового плана на основе анализа работы ЦРР по результатам учебного года и диагностика информационных профессиональных потребностей педагогов. Приведу примерные планы-проспекты некоторых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих, на мой взгляд, развитию активности и творчества воспитателей.
-
Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории 2007
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Практика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в практической деятельности.
-
"Развивающие беседы – шаг к творческому познанию" 2007
Статья посвящена развивающему образованию, в частности методу группового интерактивного обучения, который был использован автором на протяжении семи лет при занятиях с учениками разного возрастного диапазона гимназии № 1517 в цикле бесед под общим названием "Курс естественной истории". Автор приводит тематику таких бесед, общую систему подготовки и проведения, анализирует полученные результаты.