№ | Тема | Учитель | Обоснование |
I | Цели урока |
На последнем занятии шла речь о дополнении. Сегодня разговор о второстепенных членах предложения будет продолжен. Тема урока - "Определение".
|
Организация внимания, подготовка к
активному восприятию новой темы, установка
доброжелательной атмосферы в классе. Создание личностного заинтересованного отношения к достижению цели урока. |
II | Подготовка к активной умственной деятельности |
Читает текст вслух. Предлагает, опираясь на рифмованное правило, вспомнить основные признаки определения, уже известные учащимся.
Обращает внимание на демонстрационный материал ("Схема устного ответа"(приложение№2) Спрашивает:
Учитель предлагает учащимся убедиться в недостаточности знаний по теме урока. |
Рифмованное правило стимулирует
интерес к предмету, познавательную мотивацию. Способствует развитию внимания, памяти, актуализации опорных знаний. Работа с опорной схемой способствует созданию познавательного интереса к изучаемому материалу, позволяет проверить объем и качество знаний на данном этапе, уровень готовности к изучению новой темы. Способствует созданию личностного заинтересованного отношения к достижению цели. |
III. | Изучение нового материала. Первичная проверка нового материала. |
Показывает учащимся демонстрационный материал, предлагает рассмотреть две иллюстрации к сюжету из волшебной сказки "Золушка"(эпизод "Приезд на бал"). Говорит:
Предлагает поработать с раздаточным материалом (карточки с напечатанными текстами (см. приложение №3) Дает одному из учеников задание прочитать тексты выразительно вслух. Задает вопросы:
Дает задание записать определения в тетрадь. (Счастливая, королевский, торжественный, ослепительный, старое, чудесный, заморский, драгоценный) Объясняет учащимся:
Рассказывает об эпитете. Дает справку о происхождении слова эпитет: образовано от греческого слова epitheok - "приложение, приложенное" и означает то, что как бы приставлено, приложено к другому слову. Формулирует определение эпитета, дает задание учащимся записать его в теоретическую тетрадь. Акцентирует внимание на основной отличительной особенности эпитета - художественной выразительности (Эпитеты - это все красочные определения, выраженные прилагательными. Пример: белая снежинка - пушистая снежинка). Знакомит с основной классификацией эпитетов. Открывает перед учащимися демонстрационный материал (таблица "Основные виды эпитетов"). Предлагает записать в тетрадь для правил новую информацию, привести свои примеры эпитетов разных видов.
Слушает ответы учащихся, поправляет, выражает отношение, поощряет похвалой за активную работу, формирует знания о видах эпитетов.
|
Нестандартная форма вступления
способствует возникновению познавательного
интереса к предмету. Диалог, подводящий к теме, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Опора на непроизвольное внимание стимулирует воображение и память. Развитие мыслительных операций сравнения, абстрагирования. Развитие качества мышления (осознанности, активности, убедительности). Беседа по вопросам способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, фронтальный опрос позволяет принять участие в беседе каждому, развивает речь учащихся, расширяет кругозор и коммуникативные умения и навыки. Установление межпредметных связей (литература) способствуют познавательной мотивации. Организация восприятия и осмысления нового материала в ходе беседы, работы с демонстрационными таблицей и теоретической тетрадью. Словарная работа расширяет кругозор учащихся, формирует орфографическую зоркость. Развитие способности видеть изобразительно-выразительные особенности эпитетов разных видов в отличие от простых определений. Работа с теоретической тетрадью способствует развитию зрительной, слуховой, моторной памяти, организует первичное закрепление нового. Частично-поисковый характер коллективной деятельности стимулирует самостоятельную познавательную деятельность и первичное обобщение нового материала. Пошаговый контроль в ходе объяснений нового, организация работы с таблицей и теоретической тетрадью позволяет осуществить оперативный контроль за уровнем усвоения нового материала на данном этапе урока. |
IV. | Закрепление, обобщение и систематизация |
Предлагает познакомиться с текстами, записать на центральной части доски (раздаточный материал, (см.приложение №4) Читает текст вслух, организует беседу:
Открывает перед учащимися выставку репродукций картин о зиме, предлагает полюбоваться ими. Дает задание выписать из текста определения и эпитеты, распределить их на II группы, указать (если возможно) вид эпитета, опираясь на демонстрационную таблицу. Проходит по рядам, оказывает дифференцированную помощь. По окончании работы предлагает назвать эпитеты (их виды). Слушает, поправляет, дополняет, корректирует знания, выражает отношение.
Дает задание подобрать к каждому существительному по 1-2 примеру определений и эпитетов, записать на карточку рядом с существительным. Образец: Лес - еловый, тихий. Снег - белый, пушистый. Зима - холодная, морозная. Проходит по рядам, оказывает дифференцированную помощь. По окончании работы предлагает обменяться друг с другом карточками, поработать в парах. Слушает примеры, определяет по их качеству и количеству степень усвоения и осознанности нового материала, ликвидирует пробелы в понимании. Дает задание дописать на карточке еще по 1-2 примера из тех, что приводились в классе.
(Наступила холодная, морозная зима))
(Белый и пушистый снег покрыл лес)
(Иней украсил белоснежной каймой деревья) Организует работу в III группах (по рядам), дает каждой группе задание придумать и записать свое предложение на тему "Зима" соответственно схеме, разобрать по членам, указать эпитет, если он есть (учащимся, быстрее и правильнее всех справившимися с заданием, предлагается придумать 3 предложения, указать вид эпитета) Слушает примеры предложений, рецензирует ответы, устраняет пробелы в понимании. Поощряет похвалой активных учащихся. Сообщает, что вся работа, проделанная на уроке, поможет учащимся успешно справиться с сочинением-миниатюрой на тему "Зима-волшебница". |
Перевод знаний и пассивного состояния в
активное. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. Организация осмысления, осознания нового материала. Способствует высоко художественную тестов способствует развитию соображения, чувства прекрасного. Определение темы, идеи, стиля позволяет закрепить речеведческие понятия. Развитие умения видеть изобразительно-выразительные особенности определения. Развитие качеств мышления: гибкости, самостоятельности, критичности. Развитие межпредметных связей (живопись). Отработка умений и навыков по нахождению эпитетов и определений в тексте, по определению вида эпитета с опорой на демонстрационную таблицу. Развитие коммуникативных умений и навыков. Фронтальный опрос позволяет принять участие в беседе каждому. Формирование умения воспроизводить основные идеи нового, обосновывать свой выбор. Закрепление изучаемого материала в нестандартной ситуации. Обучение самостоятельной деятельности. Развитие способности применять знания на практике. Включение учащихся в самоорганизацию процесса обучения. Развитие воображения, сообразительности, гибкости мышления. Отработка учебных навыков, коррекционная работа, выявление и устранение недостатков в знаниях по новому материалу. Организация осмысления, обобщения, приведения знаний в целостную систему. Развитие навыков самоконтроля. Развитие устной и письменной речи, обогащение словаря, расширение кругозора. Нацеливание на конечны результат будущей самостоятельной работы. Воспитание трудолюбия, доброжелательности, умения строить отношения с товарищами на основе сотрудничества. |
V. | Контроль и самопроверка |
Организует игровую ситуацию, приглашает одного ученика к доске выполнить роль учителя и задать вопросы по пройденному материалу учащимся, опираясь на схему устного ответа. Слушает ответы, определяет прочность и осознанность знаний. Задает вопрос ученику у доски:
Слушает ответы, проверяет сформированность общих учебных умений, устанавливает уровень знаний учащихся. Дает рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях.
Обращает внимание на задание, обозначенное звездочкой. К нему следует обратиться только после выполнения теста. Слушает уточняющие вопросы учащихся, осуществляет дифференцированный подход.
Дает задание написать на отдельных листках сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему "Зима-волшебница", включив в текст сочинения как можно больше эпитетов и определений. Звучит музыкальный фрагмент из "Времен года" П.И.Чайковского. Учитель предлагает приступить к работе. По мере выполнения работы учитель проходит по рядам, оказывает дифференцированную помощь. Дает дополнительное задание тем, кто уже выполнил работу: указать виды эпитетов. Предлагает закончить работу. Собирает карточки с практическими заданиями на проверку, сообщает, что оценки за карточки учащиеся узнают на следующем уроке. |
Развитие навыков контроля и
самоконтроля. Проверка полноты, осознанности и прочности знаний. Актуализация опорных знаний, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности (с опорой на таблицу). Развитие умения ставить специальные вопросы. Усиление коммуникативных умений и навыков, развитие монологической речи учащихся. Формирование адекватной самооценки собственной деятельности. Подготовка к самостоятельной работе. Осуществление оперативного контроля за уровнем прочности и осознанности усвоения нового материала. Развитие речи, расширение кругозора, обогащение словаря. Установление межпредметных связей (музыка, ИЗО). Воспитание требовательности к себе, аккуратности, добросовестности, ответственности, воспитание чувства товарищества. |
VI | Подведение итогов урока, инструктаж о домашнем задании. | Учитель подводит итоги урока. Задает
вопросы:
Благодарит всех за работу на уроке, поощряет учащихся, за грамотные и правильные ответы на уроке. Выставляет в журнал оценки за урок. Предлагает записать в дневники домашнее задание. Конкретизирует домашнее задание, добивается, чтобы оно было понято всеми учащимся. |
Мотивирование домашнего задания. Формирование готовности к познавательной активности, самостоятельности при выполнении домашнего задания. Создание атмосферы доброжелательности, уверенности в успешном выполнении домашнего задания всеми учащимися. Воспитание аккуратности, добросовестности, умения радоваться успехам товарищей |
Приложение №8 (Волшебные слова).
Список литературы.
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Вопросы теории и практики.- Екатеринбург, 1995.
- Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
- Николаева И.В. Организация взаимодействия психолога с субъектами образовательного пространства в процессе психолого-педагогического сопровождения / И. В. Николаева // Психология образования: профессионализм и культура: материалы региональной научно-практической конференции / М-во образования и науки Нижегородской обл., НИРО, НГПУ. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
- Николаева И.В. Некоторые аспекты взаимодействия психолога и педагога в системе психолого-педагогического сопровождения / И. В. Николаева // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты / Материалы 3 национальной научно-практической конференции / Москва 2006.
- И.В. Николаева, С.А. Вострякова К актуальности организации личностно-ориентированного обучения в контексте решения задач повышения качества образования / И.В. Николаева, С.А. Вострякова // Международному движению «Красивая школа» - 10 лет: материалы международной научно-практической конференции, Н. Новгород, 7-9 ноября 2007 года. / Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2007.
- Николаева И.В. Взаимодействие педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе как условие создания безопасной образовательной среды / Николаева И.В. // «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 13-15 декабря 2007 г.): Материалы 4 Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.