Воспитание культуры речевого общения на уроке

Разделы: Общепедагогические технологии


Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры.

Последнее время возрастает число детей, которым учиться трудно. Наиболее распространёнными причинами такого явления выступают, с одной стороны, недостаточный уровень умственного развития, в частности, плохое развитие логического мышления, с другой стороны, низкий уровень личностного развития, в частности, волевой регуляции детьми своего поведения.

Основными навыками, которые должна сформировать начальная школа, являются навык чтения, навык письма и вычислительный навык. От уровня сформированности этих основополагающих навыков во многом зависит формирование личности ребёнка, становление его отношения к учению, школе, учителям, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.

Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Оно направлено на осуществление всестороннего умственного и эстетического развития и воспитания.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать несколько правил, которые будут приняты обучающимися в процессе общения.

  • Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.
  • Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несёт ответственность за свой выбор.
  • Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.
  • В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.

Не исключено, что кто-то будет против правил. Необходимо объяснить их полезность. Если подобные уроки проводятся систематически, то проблем не возникает, необходимо потратить время, чтобы все участники общения осознали, что правила способствуют плодотворному общению, а не мешают ему.

Работа по развитию речи требует времени. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.

Уровень развития речи значительного числа школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Цель: Формирование умений школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих и индивидуальных способностей ребенка через осуществление деятельностного подхода и переход от совместной с учителем деятельности к самостоятельной деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
  2. Развивать интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и нравственные качества личности;
  3. Формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
  4. Создать систему разноуровневых заданий, повышающих грамотность речи.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
  • Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные ошибки;
  • Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию.

Развитие речи - ориентировано на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у школьников умения писать грамотно, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода.

При работе решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа помогает научиться хорошо писать в будущем.

Важно, чтобы во всех этих видах работы ребенок мог самостоятельно добиваться результатов. Но прежде чем ребенок овладевает умениями самостоятельной работы над развитием речи, протекает процесс сотрудничества учителя и этого ребенка.

Что такое самостоятельная работа над развитием речи? Это умение применить приобретенные в процессе сотрудничества знания, умения и навыки. Потому является важным, на мой взгляд, так построить этот процесс, чтобы каждый ребенок в классе почувствовал, что он приобретает необходимые ему навыки. Сотрудничество в обучении – это совместный труд педагогов, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями.

Этот процесс необходим для того, чтобы ученик быстрее стал сильным и самостоятельным, чтобы умел трудиться и в большом коллективе, и в малой группе, и самостоятельно.

Первое требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем ребенок говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Второе требование – выразительность. Это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фраз, выбором слов.

Третье требование – ясность речи – доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносимая сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил.

Развитие этих способностей предполагает развитие мышления. Однако отождествлять развитие речи и развитие мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Но работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления, а, следовательно, и индивидуальных творческих способностей.

Следует доводить до автоматизма навыки устного счета. Отработку навыков целесообразно проводить в парах сменного состава, используя элементы коллективного способа обучения. Дети работают в паре, решают примеры устно, исправляют ошибки друг друга. Решая большое количество однотипных примеров, проговаривая правила ребёнок доводит до автоматизма навык вычислений.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: риторизированная технология способствует формированию высокого уровня речевой компетенции, позволяя воздействовать в первую очередь на увеличение степени активности обучающегося в учебном процессе, эффективно повышают уровень развития речевой культуры обучающегося.