Оздоровительная технология "Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания"

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Обучение спортивным танцам эффективно начинать с пятилетнего возраста.

Общая ЦЕЛЬ данной технологии: формирование, сохранение, укрепление физического и психического здоровья дошкольника (младшего школьника), его эстетическое и художественное воспитание, обучение каждого ребёнка плаванию, формирование точных двигательных навыков, двигательной памяти.

Задачи:

  1. Оптимизация качества воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
  2. Реализация системы эффективного закаливания.
  3. Расширение кругозора дошкольников через знакомство с различными видами спорта.
  4. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
  5. Воспитание бережного отношения к своему здоровью через усвоение правил техники безопасности на воде.
  6. Выработка психо-эмоциональной устойчивости во время публичных выступлений и соревнований.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение заболеваемости дошкольников (младших школьников).
  2. Формирование навыков здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Формирование гибкости, пластичности художественно – эстетического вкуса.
  5. Воспитание коллективизма, посредством выработки навыков синхронного выполнения упражнений, действий в команде.
  6. Воспитание самостоятельности, выносливости, волевых качеств.
  7. Овладение детьми различными видами плавания, умение ориентироваться в пространстве.

Анализ исходного состояния проблемы

При поступлении в детский сад значительное число детей имеет низкие и ниже средних возрастно–половых показателей развития основных двигательных качеств. Современные дети испытывают дефицит двигательной активности. В связи с этим возрастает роль ДОУ в формировании здоровой личности, возникает постоянная необходимость внедрять новые формы работы с детьми, привлекая специалистов ДОУ различного профиля. Существующая программа “Обучение детей дошкольного возраста плаванию” недостаточно решает все поставленные задачи по воспитанию здоровой, эмоционально – благополучной личности ребёнка.

Обучение танцам на воде позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, даёт право поучаствовать в процессе создания танца. Отличительной особенностью данной технологии является интеграция физических, эстетических, художественно–творческих и психо–эмоциональных особенностей дошкольника, приобщение к здоровому образу жизни, культурному и спортивному наследию. Концепция представляемой технологии предусматривает развитие сети ДОУ имеющих бассейн, содействует укреплению здоровья воспитанников и художественно – эстетического развития на основе реализации следующих принципов:

  • принцип индивидуального мониторинга;
  • принцип здоровьесберегающего обучения дошкольников плаванию;
  • принцип личностно – ориентированного подхода;
  • принцип возрастной преемственности;
  • принцип взаимосвязи всех специалистов ДОУ и родителей.

Учитывая все факторы, свои профессиональные возможности, запросы родителей особенности развития детей, педагоги МДОУ комбинированного вида “Детский сад № 41 “Уголёк” в обучение дошкольников плаванию внедрили новую оздоровительную технологию “Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания”.

Технология включает в себя несколько блоков:

  1. Спортивный
  2. Музыкально-ритмический
  3. Театрально-игровой
  4. Конструктивный
  1. Дети знакомятся с различными видами водного спорта, с олимпийским движением. Закрепляют навыки по спортивным видам плавания.
  2. Дети разучивают музыкально-ритмические композиции.
  3. Дети знакомятся с жанром пантомимы, импровизации.
  4. Дети знакомятся с терминологией, учатся читать схемы танца.

Далее в технологии представлено перспективное планирование, перечень танцевальных упражнений и элементов на воде, виды построений, правила по ТБ, серия разработанных танцевальных композиций, положение о проведении городского фестиваля по синхронному плаванию.

Предлагаем вашему вниманию несколько занятий по предложенной технологии.

Занятие для старшей группы

“Волшебная мозаика”

ЦЕЛЬ: Знакомить детей с графическим изображением элементов синхронного плавания, учить ориентироваться в заданном пространстве. Развивать логическое мышление. Создать атмосферу психологического комфорта.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • На занятиях по плаванию изучение элементов “Поплавок”, “Звезда”, “Стрелочка”, “Винт”.
  • Оформление стенда “Водные виды спорта” для свободного просмотра и бесед в группе.
  • Изготовление схем, графическое изображение элементов и перестроений, в чёрном и цветном изображении.

МАТЕРИАЛ: (для подгруппы 12 человек)

6 шапочек жёлтого и 6 шапочек красного цвета, резиночки для волос (на руку ребёнка) красного и желтого цвета, схемы, свисток, магнитофон, ориентиры, магнитная доска, магниты, детская мозаика.

Дети входят в помещение бассейна, встают в круг возле воспитателя (инструктора). На детях шапочки двух цветов, на правой руке у каждого - резиночка в тон шапочке.

На доске стенд “Водные виды спорта”.

В: Сегодня у вас необычное занятие, а вы не просто дети, вы - спортсмены. Вы любите заниматься спортом? А какие виды спорта вы знаете? (дети называют).

Мы сейчас не будем заниматься хоккеем, не будем заниматься шахматами, потому что мы пришли в бассейн. А в бассейне целесообразно заниматься водными видами спорта (обращает внимание детей на стенд). Сегодня я хочу вас познакомить с очень красивым видом спорта, синхронным плаванием. Синхронное плавание – активно развивающийся вид спорта. Он очень красив и популярен, включён в программу олимпийских игр. Российские спортсменки являются постоянными победителями всех соревнований мирового уровня. Чтобы заниматься этим видом спорта, во-первых, умение надолго задерживать дыхание, во-вторых, хорошо плавать, в-третьих, уметь ориентироваться в пространстве. Вы бы хотели прямо сейчас заняться синхронным плаванием? А вы умеете задерживать дыхание надолго, давайте проверим?

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

1 упражнение: “громко – тихо”, обучение поверхностному и глубокому дыханию.

2 упражнение: “Воздушный шарик” - формирование длительного выдоха.

3 упражнение: “Насос” - формирование короткого вдоха и длительного выдоха.

4 упражнение: “Замри” - задержка дыхания на 8-10 секунд.

В: Для того чтобы ориентироваться в бассейне мы поиграем в мозаику (отбираются детали жёлтого и красного цвета). А вы будете мозаикой, волшебной мозаикой.

Воспитатель выкладывает из деталей круг в центре магнитной доски. Предлагает детям построиться. Игру повторяют 2-3 раза.

ВХОД В БАССЕЙН.

В: А сейчас мы с вами попробуем поиграть в игру “Зеркало”. (Схемы крепятся на доске, изнаночной стороной, по ходу игры схемы переворачиваются лицевой стороной).

Педагог предлагает детям построится согласно схеме. Например: 2 малых круга, красный в правом верхнем углу, жёлтый в нижнем левом. В одну колонку в центре бассейна в чередовании цвета.

В: Молодцы! Но какой же танец, а синхронное плавание это именно танцевальная композиция, без музыки и танцевальных элементов. Какие элементы вы умеете выполнять: “звезда”, “поплавок”? Воспитатель обращает внимание на доску, где вывешено графическое изображение звёздочки и поплавка (дети их выполняют под спокойную музыку).

Звездочка 

Поплавок

В: Вы слышали музыку? Какая была музыка? (выслушивает и обобщает ответы детей).

Обращает внимание детей на новые знаки.

А как вы думаете, что это (стрелочка), (винт). Давайте попробуем выполнить эти элементы (звучит стремительная, быстрая музыка).

В: Какая музыка звучала сейчас? (обобщение ответов детей).

А теперь давайте попробуем создать небольшую схему.

Каждый элемент выполнить на 8 счетов (посчитать, прохлопать с детьми). (См. Приложение 1, схемы 1,2,3,4)

Выполнение движений под музыкальное сопровождение.

В: Этот элемент называется “бусы” (См. Приложение 1, схема 5). Чтобы его выполнить нужно всем встать в большой круг в центре бассейна, выполнить “поплавок”, взявшись за руки (руки должны быть прямыми).

В: Вот какие молодцы! Вам, понравилось танцевать? А вы бы хотели заняться синхронным плаванием? Спортом занимаются сильные, увлечённые своим делом люди. И чтобы добиться высоких результатов они много тренируются и побеждают в разных соревнованиях.

Дети выходят из бассейна.

Воспитатель подводит итог занятия, даёт задание на перспективу.

В: Ребята, что сегодня было новым для вас, чему вы научились, что повторили, что особенно понравилось?

На следующем занятии мы повторим элемент “бусы”, и познакомимся с новыми элементами. А вы в группе попробуйте с помощью мозаики придумать новые способы построений и перестроений. До встречи!

Занятие для подготовительной группы

(кружковая работа)

“В гости к Русалочке”

ЦЕЛЬ: Закрепить у детей полученные навыки. Исключить монотонизацию в процессе обучения плаванию. Создать мотивацию для занятий в кружке “Дельфинчик”. Учить детей слаженной работе в коллективе. Закрепить правила по Технике безопасности на воде.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: на занятиях по плаванию изучение различных элементов синхронного плавания и способов плавания. Во время кружковой работы изучение графических изображений элементов, чтение простых схем, слушание музыки. Повторение правил по технике безопасности.

МАТЕРИАЛ: (для подгруппы 6 человек). Для танцевальной композиции целесообразно брать 6-8 детей.

  • 3 шапочки красного цвета, 3 жёлтого цвета
  • на правую руку каждому ребёнку резиночку в цвет шапочки
  • магнитофон
  • запись звукового письма
  • конверт
  • игрушка-рыба
  • схема танца
  • красочно оформленный пригласительный билет на бал

ХОД ЗАНЯТИЯ: “НА СУШЕ”.

В: Здравствуйте дети! Сегодня мы начинаем своё занятие с повторения правил Т.Б., которые необходимо соблюдать не только в бассейне, но и в любом водоёме. Сегодня к нам приплыла маленькая рыбка из тёплого моря и очень удивилась, что нужны какие-то правила. Для чего они? (чтобы сохранить своё здоровье, а иногда и жизнь, не мешать окружающим). Посмотрите, какая красивая у меня рыбка. Вы хотите подержать её? А давайте мы поиграем в игру. Я буду передавать рыбку тому в руки, кто назовёт одно из правил, которые нужно обязательно соблюдать, находясь в бассейне (игра проводится 1-2 раза). Если нужно воспитатель исправляет, дополняет детей.

Молодцы, но правила нужно не только знать, но и выполнять. Сейчас мы с вами повторим хорошо знакомые элементы “колесо”, “звезда”, “поплавок”, “лесенка”. Повторим выполнение вертикальной “стрелочки” и отработаем различные виды построений и перестроений по периметру бассейна.

СТУК В ДВЕРЬ.

В: Ребята кто-то к нам пришёл. Нет никого, какой-то конверт (показывает). А что внутри, диск (кассета) какой-то, схема, ничего не понимаю. Давайте послушаем диск (кассету). ЗВУЧИТ ГОВОРЯЩЕЕ ПИСЬМО РУСАЛОЧКИ.

Шум моря. Голос Русалочки: Здравствуйте дети, с вами говорит Русалочка.

Я приглашаю вас в гости. Но до меня очень трудно добраться, поэтому высылаю вам вместе с говорящим письмом схему волшебную. Инструктор (имя, отчество) поможет вам разобраться в ней. В пути вас ожидают разные препятствия и превращения. Но самым трудным для вас будет соблюдение тишины во время всего путешествия, иначе испугаете моих помощников – рыбок морских и тогда мы с вами можем не встретиться. Желаю вам удачи в пути! А чтобы веселее было в дороге, включите музыку. До встречи!

В: Вы слышали, друзья? Вас приглашают в путешествие, в гости к Русалочке! Как интересно.

А где - же план-схема? Да вот же она (достаёт из конверта схему, рассматривает, показывает детям). Трудную задачку задала нам Русалочка, но мы попробуем её разгадать.

Как вы думаете, мы справимся?

Волшебные превращения начинаются, и мы с вами превращаемся в цветочки, так нам легче будет соблюдать тишину. Какие цветы растут в водоемах? (лилии, кувшинки, лотосы).

Дети в красных шапочках будут лотосами, а дети в жёлтых - превратятся в кувшинки. (Дети делятся на 2 подгруппы).

Воспитатель включает музыку.

В: Дети, внимательно слушайте музыку. Посмотрите на схему и соберитесь в 2 маленьких букетика (круга). У дальней стороны бассейна букет лотосов, у ближней кувшинки. Возьмитесь за руки, как изображено на схеме.

Мы будем идти долго, может даже несколько дней, а с наступлением темноты цветы засыпают и закрывают лепестки (дети поднимают руки, соединяя их над головами). Утром цветы просыпаются, лепестки открываются. Ваши руки – это лепестки цветов. Давайте попробуем вместе. (Повторить 3-4 раза).

Прежде чем отправиться в путь, нужно проверить, крепка ли наша дружба. Встаём правым плечом в круг, прижмёмся к правому плечу друга, а левую руку вытянем в сторону (помогают ориентироваться резиночки на правой руке).

Поднимите левую руку над головой – “цветы сложили лепестки, уснули”, затем положите левую руку на воду – “цветочки распустили лепестки и проснулись”.

Дружба наша крепкая, отправляемся в дальнюю дорогу, пошли друг за другом, до середины бассейна колонной. “Лепестки” положили на воду и встали в 2 шеренги, спиной к спине.

“Цветочки уснули и проснулись вновь”.

Дети расплываются “стрелочкой” к бортикам (воспитатель обращает внимание детей на схему 4).

В: Внимание! Вы оказались на разных берегах широкой реки.

Затем дети возвращаются обратно к середине бассейна.

В: Мы очень рады встрече, взялись за руки.

Солнце спряталось за тучку, а потом показалось вновь; “лепестки” закрылись и открылись вновь. И вот мы оказались на огромном острове. Возьмитесь за руки, и покажите, какой он большой.

В: Давайте украсим деревья на острове бусами (См. Приложение 2 схема 1, См.  Приложение 2 схема 2, См.  Приложение 2 схемы 3,4, См.  Приложение 2 схема 5).

В: Вот как красиво получилось, а наши “лотосы” и “кувшинки” уснули и проснулись вновь.

Давайте построим лесенки, влезем на самое высокое дерево и посмотрим, не приплыли ли за нами помощники Русалочки? (См.  Приложение 2 схемы 7а, 7б)

(Элемент выполняется на основе “звёздочки”, только руки и ноги слегка раздвинуты, хват руками производится за голеностоп сверху, кистью руки сзади стоящего ребёнка).

В: Я вижу 2 катера (повторить схему 1). Взялись за колесо штурвала - выполняется элемент “колесо”.

(Дети берутся за руки, ложатся на “звезду”, широко разводят ноги в стороны, сводят стопы ног).

В: Поехали! Вот, наконец-то, мы и добрались до места.

Снова наступила ночь – “цветочки уснули”, взошло солнце – “цветы проснулись”.

В: Ребята, мы попробовали пройти по схеме, все элементы вам знакомы. Вы знаете, чтобы путешествие удалось нужно слаженно работать всем вместе, чётко и одновременно, т.е. синхронно.

ВХОД ДЕТЕЙ В БАССЕЙН.

Давайте сначала отработаем эти элементы по счёту (посчитать с детьми до 8).

Отрабатываются в воде элементы - “стрелочка”, “бусы”, “лесенка”, “колесо”.

В: Вы ещё не передумали идти в гости к Русалочке? Тогда в путь. Пойдем по схеме.

Звучит музыка. Дети “читают” схему с помощью педагога, выполняя заданные элементы, поэтапно создавая рисунок танца. (Если необходимо, можно повторить).

В: Молодцы, справились! Возьмемся крепко за руки, улыбнемся друг-другу.

Появляется Русалочка (из-за бортика бассейна или из-за ширмы).

Р: Я очень рада, что вы справились с таким трудным заданием! И мне очень понравился ваш танец. Да, у вас получился именно танец, когда вы следовали по этой схеме. Вы были такими красивыми цветами! Предлагаю назвать ваш танец - “Цветы на воде”.

Я устраиваю бал и приглашаю вас на него. На балу будет очень много гостей, они будут танцевать и веселиться, и вы сможете показать всем свой танец.

ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ БАССЕЙНА

В: Вам понравилось занятие, вы хотите пойти на бал к Русалочке, тогда нам нужно ещё поработать над танцем, сшить костюмы.

Ребята, а какая музыка сопровождала нас на протяжении всего занятия? Какая она по характеру, темпу, жанру? (обобщение ответов детей)

- Вы очень старались, молодцы!

Занятие окончено, спасибо!