Главной задачей преподавания истории является воспитание у учащихся потребности знания прошлого, понимания важнейших исторических событий, ясного понимания необходимости в будущем применять эти знания на практике, являясь гражданами великой страны. Вопросы социализации неразрывно связаны с теоретическими знаниями, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения. Эти задачу можно осуществить путем развития у учащихся творческих способностей и критического мышления. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят способы развития критического мышления через использование метода проектов с использованием ИКТ.
Метод проектов с применением компьютерных технологий.
Этот метод позволяет развивать познавательные, творческие навыки, умения самостоятельно искать информацию, развивать критическое мышление. Работа по методу проектов предполагает постановку какой – то проблемы и последующее е раскрытие, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение заданий для каждого участника, ответственность участников проекта за свою часть работы. Метод проектов позволяет:
- развивать самостоятельную деятельность учащихся;
- решать какую-то значимую для учащихся проблему;
- развивать сотрудничество между учителем и учащимися;
- проект обычно затрагивает не один, а несколько предметов, поэтому развиваются межпредметные связи.
- позволяет учащимся стать исследователями в той или иной области знаний
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщение сведений, полученных на предыдущих уроках о войнах, которые ведет Россия в начале XX века, и провести сравнение с ранее изученными войнами XIX-XX веков.
- Формировать у учащихся оценочные, критические суждения на основе обобщения знаний по определенной теме.
Развивающие:
- Способствовать овладению технологией самостоятельного использования Интернет ресурсов.
- Учить работать в группе.
- Развивать критическое мышление.
- Закрепить полученные ранее знания, умения, навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать гордость за историческое прошлое своей Родины.
- Стимулировать развитие устойчивого интереса к истории.
- Воспитывать бережное отношение к истории своей Родины.
- Формирование духовно – нравственных качеств личности
- Воспитывать дисциплину и самодисциплину.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: фронтальная, работа в группах.
Методы урока: метод проектов с использованием ИКТ.
Оборудование урока: компьютеры, проектор.
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11 классе по истории России мы начали изучать тему “Внешняя политика России в начале 20 века”, то возникли вопросы: Из-за чего начинаются войны?, Что такое причина и что такое повод? и т. д. И было решено создать проект, который называется: “Причина или повод?”. Учащиеся были поделены на 5 групп по интересам.
1 группа выясняла: “Какие существуют причины войн?”
2 группа выясняла: “Каковы поводы к началу войн?”
3 группа выясняла: “Сколько людей стало жертвами мировых войн?”
4 группа выясняла: “Причина или повод?”
5 группа делала дидактические материалы по интересующей теме: кроссворды, тесты, диаграммы.
Весь ход работы был поделен на 3 этапа:
1 этап – организационный.
- выбрать тему проекта
- сформировать группы
- распределить роли.
2 этап – аналитический.
- подобрать необходимый материал
- оформить свои работы
3 этап – завершающий.
- защита презентаций, публикаций, дидактических материалов по выбранной теме.
- открытый урок с приглашением родителей, администрации школы.
В результате работы над проектом учащимися были подготовлены следующие работы:
1. Презентация : “Причины войн” (см. приложение №1)
Цели презентации:
1. Выяснить основные причины войн
2. Изучить конкретные исторические примеры
3. Сделать выводы
Причины войн XIX-XX века:
1. Борьба за мировое господство
2. Борьба за спорные территории
3. Из-за женщин
4. Из-за ссоры правителей
5. Из-за денег
6. Из-за власти
7. Борьба за колонии
Далее учащиеся рассмотрели каждую причину и привели примеры войн.
Выводы презентации:
1. Некоторые войны имеют несколько скрытых причин.
2. Большинство войн ведется из-за власти и владения ресурсами другой страны.
3. “Большая политика”, проводимая большинством стран, не позволяет точно определить причины войн.
2. Презентация: “Повод к войне” (см. приложение №2)
Цели презентации:
1. Выяснить, какие бывают поводы, которые послужили началом войны
2. Привести конкретные исторические примеры.
3. Сделать выводы.
Далее учащиеся рассмотрели войны, которые начались с какого-то яркого события и сделали выводы.
1. Большинство войн начинаются без объявления войны, с какого – либо незначительного эпизода
2. Повод к войне не отражает действительных причин
3. Повод лежит на поверхности, а причины часто завуалированы.
3. Буклет: “Причина или повод?” (см. приложение №3)
В этой работе учащиеся рассмотрели Первую мировую войну в качестве примера для подтверждения повода к войне.
Сделали выводы:
1. Война есть война - не важно из-за чего она началась - из-за причины или повода.
2. На примере Первой мировой войны мы продемонстрировали, что даже если страна выполнила все требования, а причины остались, то война все равно начнется.
3. Повод, вероятнее всего, является лишь слабым оправданием перед своим народом за развязывание войны.
4. Дидактические материалы:
Диаграмма “Количество жертв Первой мировой войны” (см. приложение №4), диаграмма “Количество жертв Второй мировой войны” (см. приложение №5), тест “Знаешь ли ты даты войн?” (см. приложение №6).
5. Все ученические работы были объединены презентацией учителя: “Причина или повод?” (см. приложение №7).
В своей презентации учитель поставил дидактические цели проекта:
1. Формирование критического мышления у учащихся
2. Формирование компьютерной грамотности
3. Развитие умений работать в группе
Методические цели проекта:
1. Формирование знаний основных исторических и обществоведческих понятий
2. Формирование умения отбирать информацию для реализации идей проекта
3. Формирование умения ясно и конкретно выражать свои мысли.
Были определены сроки проекта:
1 этап – Организационный (1 неделя)
- формирование групп по 5 человек.
- обсуждение тем проекта “Причины войн” и “Поводы к войне”
- распределение заданий внутри группы
2 этап- Аналитический (2-3 недели)
- подбор материала в библиотеке, в ИНТЕРНЕТЕ.
- обобщение материалов исследования в виде презентаций, публикаций, дидактических материалов
- 3 этап – Заключительный (1 неделя)
- оформление результатов проекта создание веб-сайта
- представление отчета в виде открытого урока
Были определены темы для самостоятельного исследования учащихся:
1. Выяснить, какие чаще всего бывают причины войн
2. Проследить зависимость причины и повода к войне
3. Рассмотреть примеры конкретных войн
Были определены учебные предметы, которые задействованы в проекте:
1. История России
2. Всеобщая история
3. Обществознание
4. Информатика
Когда работы были созданы, они были объединены в веб-сайт (см. приложение №8),. Ребята решили вывесить его в ИНТЕРНЕТ, чтобы все, кто заинтересуется данной темой, смогли выйти на наш сайт, и найти ответы на все интересующие их вопросы.
Кроме этого, был подготовлен открытый урок с защитами работ учащихся. На урок были приглашены: администрация школы, учителя, родители. А еще на один урок были приглашены ребята из параллельных классов.
Отзывы были только положительные. Мы хотим, чтобы все желающие увидели наш сайт, и приняли в обсуждении этой темы активное участие. Для оценки презентаций и публикаций были разработаны критерии оценивания. Именно по ним ребята и присутствующие на уроках гости смогли оценить работы учащихся.